Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:37, реферат
Макробиотическая диета основана на употреблении в пищу цельного зерна и традиционных продуктов питания, соответствующих времени года. Когда мы потребляем необычную пищу, отсутствующую в естественных условиях, мы теряем гораздо больше, чем приобретаем. Мы научились очень многому от таких народов, как хунзаки, вилькабамбас, абхазы, которые и сейчас живут в тесном контакте с природой. Они полны жизни и очень активны физически. Многие из них уже переступили столетний рубеж.
IV.
БОБЫ И ПРОДУКТЫ
ИЗ НИХ.
В течение многих тысяч лет бобовые высоко ценились в разных регионах мира. Однако на Западе они стали пользоваться гораздо меньшей популярностью со времен сельскохозяйственной революции 1800-х годов.
Макробиотика постепенно возвращает незаслуженно забытым бобам их место в питании. Традиционно все системы питания, основанные на зерне как основном продукте, сочетают зерно с бобовыми культурами. В большей части Европы, Южной и Центральной Африке, отдельных областях Азии и на Ближнем Востоке бобы и зерно были и есть главные источники протеина и углеводов.
Поскольку бобы богаты высококачественными протеинами растительного происхождения (более легкими для усвоения человеческим организмом и не сопровождающимися насыщенными животными жирами), это позволяет рассматривать их как продукт более здоровый, чем мясо. Повсеместно бобы употребляются вместо мяса в большинстве вегетарианских блюд, во многих смесях для детского питания, предназначенных для детей, страдающих разного рода аллергиями к молоку. Кроме того, бобы (особенно проросшие) содержат значительное количество некоторых витаминов и минеральных веществ. Наиболее часто в макробиотической кухне употребляют тофу, темпей и мисо. Тофу готовят из соевых бобов и прессуют в лепешки. Оно служит важным источником протеинов вот уже 2000 лет в Китае и 1000 лет - в Японии. Тофу содержит более высокий процент протеина, чем мясо цыпленка. Темпей производят из соевых бобов (иногда с добавлением зерна), ферментированных в течение нескольких часов, а затем слепленных в компактные пирожки. Как и в тофу, в темпее очень много протеина, мало жира и не содержится холестерина. Вдобавок он очень мало калориен и содержит много витамина В12. Это чудесный продукт для тех, кто сидит на диете.
Апологеты макробиотики поддерживают использование традиционных соевых продуктов. Рост их популярности происходит благодаря растущему пониманию связи между питанием и здоровьем. Тем не менее, хотя соевые продукты относительно недороги, вкусны и содержат легкоусвояемые растительные протеины, важно помнить, что они не панацея, а только один из элементов здоровой, сбалансированной диеты. Как и остальные высоконасыщенные протеином продукты питания, сою следует употреблять в умеренных количествах.
Нашему организму
необходимы очень небольшие количества
бобов и сои с каждым приемом
пищи. Идеальное соотношение в
рационе зерна и овощей с бобовыми
составляет примерно7:1.Этоозначает, что
лучше всего употреблять в 7 раз больше
цельного зерна и овощей, чем бобов и бобовых
продуктов.
ИНЬ
И ЯН.
Все элементы нашей
Вселенной находятся в
Философским основанием
макробиотики является принцип инь
и ян. Величайшие философы и учителя
в человеческой истории - Будда, Лао
Цзы, Конфуций, Моисей и Мухаммед - пытались
научить нас применять в
Принцип инь и ян постулирует, что противоположные силы внутри любого предмета или явления, объединяясь, дополняют друг друга, поэтому данный принцип известен также как “объединяющий”. Близким для всех примером могут служить мужчина и женщина. Хотя мужчина и женщина во многих отношениях противоположны друг другу, они зависят друг от друга и могут существовать как вид только совместно. Вместе они образуют единство, что-то получая и что-то отдавая друг другу. На протяжении многих тысяч лет человеческой истории принципу инь и ян давались различные объяснения. Несколько тысяч лет тому назад в Китае всеобщий процесс изменений назывался Дао. В основе даоского учения лежал принцип инь и ян. В индуизме Брахман, высший абсолют, переходит в другое обличье и принимает вид бога Шивы и богини Парвати, чей космический танец дает начало всем явлениям, происходящим во Вселенной.
На Западе лежащий в основе всего принцип инь и ян объяснялся многими философами неоднократно. К примеру, древнегреческий философ Эмпедокл рассматривал Вселенную как вечное противостояние двух противоположных, но дополняющих друг друга сил, которые он назвал любовью и борьбой. Другой классический философ - Гераклит, ссылаясь на Логос как на вечный процесс изменений, говорил о единстве и противоположности внутренней природы всех явлении.
В иудаизме (в “Каббале”) принцип дополняющих друг друга противоположностей выражен в символе шестиконечной звезды Давида, демонстрирующей равновесие пересекающихся прямого (инь) и перевернутого (ян) треугольников.
Внимание макробиотики концентрируется на динамике инь и ян в повседневной жизни. Инь - это энергия или движение, направленное изнутри наружу, оно ведет к расширению. Таким образом, распространение, рассредоточение, расширение - тенденции инь. Ян, с другой стороны, олицетворяет энергию или движение центростремительного направления и своим результатом имеет сжатие. Слияние, сжатие - тенденции ян.
Силы инь и ян лежат в основе всего в этом материальном мире, их можно обнаружить везде и во всем. Любое развитие, образование, изменение и взаимодействие могут быть поняты через описание соотношения в них инь и ян.
Исследуя формы энергии в растениях, продуктах питания или людях и пытаясь выяснить, какая из них преобладает, мы можем классифицировать их как более склонные к инь или как более склонные к ян. Однако все в мире относительно, поэтому ничто не может нести черты только инь или только ян. Поняв тенденции инь и ян, человеческого характера мы можем постичь и пути достижения естественной гармонии и равновесия как в. теле, так и в жизни в целом.
В мире, окружающем нас, солнце, день, жара и лето обнаруживают в себе тенденцию ян, в то время как луна, ночь, холод и зима несут в себе качества инь. В теле человека мы можем видеть проявления как инь, так и ян: увеличение и сокращение легких и сердца, превращения веществ, происходящие в желудке и кишечнике во время переваривания пищи. Животные (включая человека) активны. Они гораздо более ян, чем неподвижные растения. В табл.7 дается список признаков, которые могут быть использованы для определения соотношения инь и ян.
Признаки
инь и ян
Характеристика | (▲) Инь | (▼) Ян |
1.температура | Холоднее | Горячее |
2.тенденция | К расширению | К съеживанию |
3.структура | Мягче | Тверже |
4.поведение | Спокойное, пассивное | Агрессивное, активное |
5.биологическая ориентация | Растительная | Животная |
6.климат | Умеренный, холоднее | Тропический, теплее |
7.направление действия | Восходящее, направленное наружу | Нисходящее, направленное внутрь |
8.вкус | Сладкий | Соленый |
9.приготовление пищи (нагрев) | Кратковременное | Долговременное |
10.внешний вид | Длиннее, тоньше | Короче, толще |
11.функция | Рассеивание | Слияние |
12.влажность | Более влажный | Более сухой |
13.цвет | Темнее | Светлее |
14.положение | Центральное | Периферийное |
15.пол | Женский | Мужской |
16.размер | Больший | Меньший |
17.вес | Легче | Тяжелее |
Водянистые, охлаждающие,
растения инь произрастают в теплом
климате ян, а более плотные
и жесткие растения ян растут в
климате инь. Когда мы осознаем, что
пища воздействует на нашу способность
адаптироваться к местным условиям и климату,
важность обретения равновесия становится
более понятной. Все мы в некоторой степени
следуем нашим природным инстинктам. Когда
на улице холодно, мы греемся. Когда становится
жарко, мы ищем прохлады. Летом наша еда
легче, она требует меньшей степени приготовления.
Зимой - наоборот: едим плотнее, а процесс
приготовления пищи, как правило, удлиняется.
Макробиотика помогает нам гораздо лучше
осознать наши интуитивные потребности
в еде, точно соответствующие окружающей
среде. Она также учит готовить пищу так,
чтобы сохранялась гармония между насущными
потребностями организма и окружающими
нас природными условиями.
Красное мясо, птица,
твердые сыры и яйца более ян в
своей основе, чем растения. Они несут
сконцентрированную энергию растений,
когда-то съеденных животными.
Более тонкое деление на инь и ян может быть проведено и среди растений. Северная сосна, к примеру, имеет короткие, жесткие иглы, а у южной сосны они больше и мягче. Корнеплоды и семена более ян, чем листья и ветви. Наземные овощи, такие, как зимний кабачок или тыква, гораздо более ян - они более плотные, и в них содержится меньше жидкости, чем во фруктах, растущих на дереве. В целом растения, выращенные в теплом климате или в жаркую погоду и содержащие больше воды, - более инь. Тропические фрукты, такие, как папайя, манго, авокадо, бананы, цитрусовые, и тропические овощи вроде картофеля, томатов, шпината, цуккини, баклажана и ямса, относятся к инь по сравнению с более жесткими растениями северного происхождения. В умеренной климатической зоне местные фрукты, зерно, овощи, семена, бобы и орехи имеют меньшие размеры, растут медленнее, содержат меньше жидкости и несут в себе больше признаков ян. К примеру, среди различных видов зерна гречиха (преимущественно ян) произрастает и цветет в холодном климате и в горной местности. Кукуруза (преимущественно инь) любит жаркое лето и хорошо растет в тропиках. Коричневый рис занимает промежуточное положение между ними. Относительно малые по размеру бобы адуки более ян, чем более крупные и содержащие больше жиров и масел соевые бобы и бобы лима. То же можно сказать обо всех орехах и семенах - чем они мельче и чем меньше в них масла, - тем они более ян. Кунжутные семена, твердые и маленькие, более ян, чем большие и маслянистые бразильские или грецкие орехи.
Деление продуктов
по категориям инь - ян
категория | Инь | Ян |
фрукты | Ментше, выросшие на почве в более холодном климате | Больше, выросшие на дереве в более теплом климате |
молоко | Нежирное | Жирное |
орехи | С меньшим содержанием масла | С большим содержанием масла |
Зеленолиственные овощи | Меньше, вывросшие в более холодном климате | Больше, выросшие в более теплом климате |
Семена | Меньше | Больше |
Корнеплоды | Меньше | Больше |
Бобы | Маленькие | Большие |
Зерновые | Выросшие в более холодном климате | Выросшие в более теплом климате |
Рыба | Быстрая, меньше | Медленная, больше |
Говядина | Постнее | Жирнее |
Сыр | Более плотный, нежирный, более соленый | Менее плотный, жирный, более сладкий |
Баранина | Постнее (молодого животного) | Жирнее (старого животного) |
Макробиотическое питание основано на продуктах, названия которых заштрихованы - эти продукты имеют наиболее сбалансированное соотношение инь и ян. Когда мы употребляем продукты питания, не соответствующие нашим телесным нуждам, такие, как мясо, яйца, твердые, соленые сыры (все ян), то в нашем организме формируется противоположная и равная по силе потребность в сахаре, сильных или стимулирующих специях, приправах, кофе, алкоголе, мороженом и тропических фруктах (все инь), чтобы привести в равновесие наше физическое и душевное состояние. Шатание от одной крайности к другой может привести к нарушениям здоровья и болезни.