Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:47, курсовая работа
Массовая работа библиотеки предполагает совокупность методов и форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей. Это одно из действенных средств влияния на формирование интересов и пользователей, и социума в целом.
Основными видами массовой работы являются:
Введение 3
Массовая работа в библиотеке 6
1.1 Методика подготовки массовых мероприятии 6
1.1.1 Целевое и читательское назначение 6
1.1.2 Выбор названия 6
1.1.3 Место, время и продолжительность 7
1.1.4 Состав организаторов, исполнителей 7
1.1.5 Предварительная реклама 8
1.1.6 Формирование читательской аудитории 8
2. Формы и методы массовых мероприятий 9
2.1.1 Библиографический обзор 15
2.1.2Читательские конференции 17
2.1.3 Клубы по интересам 18
2.2. Игровые формы в массовой работе библиотеки 19
2.2.1 Праздник для детей 22
3.Наглядная форма массовой работы.Организация
книжныхвыставок 23
3.1 Информирование о новых поступлениях
документов в библиотеку 23
3.2 Пропаганда лучших документов 24
4. Значение и особенности массовой работы 28
5. Анализ практической работы 29
Заключительная часть 31
Литература 32
Приложение А. Сценарий мероприятия 33
Приложение Б. Приглашение на мероприятие 36
Приложение В. Фотоматериалы 3
День информации - комплексное мероприятие, обеспечивающее информирование пользователей о текущих поступлениях в библиотеку за определенный период (месяц, квартал и др.) или по актуальным проблемам. Включает: открытый просмотр литературы, расположенной в тематических разделах; обзоры, консультации и рекомендательные беседы сотрудников библиотеки. Хорошим информационным дополнением могут стать: бюллетень новых поступлений в фонд, закладка в некоторых изданиях, списки литературы. На Дне информации дежурит библиотекарь (библиограф). Принципы организации: систематичность, стремление к наиболее широкому ознакомлению с новыми поступлениями литературы, полнота представления. Продолжительность проведения мероприятия от одного до трех дней. О Дне информации библиотекарь заблаговременно оповещает читателей.
1. Определить тему.
2. Составить план проведения.
3. Выявить и доставить документы
из соответствующих разделов библиотеки.
4. Просмотреть и отобрать документы.
5. Подготовить обзор или пригласить
специалистов-консультантов.
6. Подготовить и оформить выставку литературы;
написать краткие аннотации.
7. Оповестить заинтересованные организации,
читателей (афиша, объявление).
8. Организовать сбор заявок на документы,
их выдачу.
9. Провести анализ мероприятия.
День специалиста (декада специалиста) - комплексное мероприятие для широкого информирования читателей о литературе по конкретной специальности (учителей, экологов и др.) или по межотраслевой тематике, представляющей интерес для специалистов нескольких профессий. Включает: открытые просмотры и тематические выставки литературы по специальности; библиографические обзоры, консультации и встречи с выдающимися представителями профессий, лекции, выступления, экскурсии, широкое обсуждение профессиональных проблем, диспуты, видеопросмотры. В зависимости от продолжительности различаются: Неделя специалиста, декада специалиста. Важно обеспечить выдачу необходимых источников или их копий во время мероприятия или непосредственно после него.
1. Определить тему «Дня
2. Составить план мероприятий,
программу поиска и отбора информационных
материалов.
3. Подготовить открытые просмотры и тематические
выставки литературы по специальности.
4. Составить библиографические обзоры.
5. Заказать лекции и консультации
специалистов, кинофильм и др.
6. Оповестить заинтересованные организации.
7. Оформить выставки.
8. Организовать дежурство консультантов-специалистов.
9. Обеспечить выдачу изданий или их копий во время
мероприятия или непосредственно после него.
10. Проанализировать результаты
«Дня специалиста» (при хорошем
результате можно дать
2.1.1 Библиографический обзор
Обзор библиографический - публичное устное сообщение о наборе документов, сделанное в виде связного повествования с краткими характеристиками содержания документов. Различают обзоры: информационные, рекомендательные, тематические, персональные, обзоры книг журналов, библиографических пособий, специальных видов литературы и других документов. Библиотекарю надо помнить, что обзор - это связный и последовательный рассказ. Поэтому важно находить точки соприкосновения между отдельными документами, логику перехода в информировании или рекомендации. Как правило, обзор состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Чтобы овладеть вниманием аудитории, можно начать обзоре вопроса к читателям, например о его теме, цели. Во вводной части обзора дается характеристика темы, поясняются ее значение, принцип отбора литературы, ее группировка в структуре обзора. В основной части — рассказ о самих произведениях. О каждом из них сообщаются сведения (фамилия автора; выходные данные; целевое и читательское назначение; наличие справочного аппарата; аннотация, раскрывающая содержание произведения; рецензии на произведение, если они есть). В заключительной части подводится итог всему сказанному, могут быть дополнительно названы издания, близкие по содержанию к теме обзора, а также предложены библиографические пособия этой же тематики. Общие методические требования к обзору: художественная ценность отобранных книг, занимательность и доступность изложения стремление активизировать слушателей, возбудить у них желание самостоятельно прочитать рекомендованные книги. Обзор является самостоятельной формой работы, но часто он проводится у книжной выставки, предваряет или завершает литературный вечер, обсуждение книги, литературные игры.
Понятие чаще всего трактуется как «краткое изложение каких-либо документов, расположенных в логической последовательности». Различают виды по типам документов: обзор книг, обзор периодических изданий, обзор АВД и т. д. Отдельным видом являются информационные обзоры, обзоры новых поступлений, которые могут быть универсальными и тематическими.
Рассмотрим один из видов профессионального обзора, например, обзор «толстого» журнала. Во вводной части необходимо дать краткую характеристику истории журнала, его учредителей, состава редакционной коллегии, где много имен известных писателей, поэтов, литературоведов, на которых обязательно стоит обратить внимание читателей. Необходимо дать информацию о главном редакторе журнала, его вкладе в культуру, в развитие журнала. Следующим шагом является характеристика основных рубрик журнала – проза, поэзия, публицистика, литературная критика, библиография, письма читателей. Наиболее значительные публикации в каждой рубрике характеризуются в процессе обзора.
Обзор библиотечной выставки. В данном случае, обзор – средство пропаганды выставки, своеобразной ее рекламы. Этапы такого обзора: обоснование темы выставки, ее значимости, актуальности, определение читательского назначения и раскрытие структуры. Характеристика документов, экспонируемых на выставке, дается по разделам. В каждом из них читателю предлагаются наиболее важные, интересные. Применяется метод групповой характеристики документов. Обязательно обращают внимание на иллюстрации, цитаты, другие интересные стороны выставки. В конце необходимо указать на перспективу изучения данной проблемы – отослать к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям.
Обзор библиографических
пособий.Он может посвящаться одному
пособию, быть тематическим и т. д.
Перечисленные библиографические обзоры
являются устными. В отличие от них дайджест– письменный библиографический
обзор. Это относительно новый вид предоставления
информации. В чем его особенности? Выделяют
насколько типов дайджестов, сложившихся
в научной среде: извлечения, рефераты,
аннотации (или резюме). Появляются новые
формы: «журнал-дайджест», «дайджест-конспект»,
«Дайджест-библиотека». Дайджест включает
обзор публикаций по теме, каждый документ
в нем сопровождается кратким рефератом
этого источника. Выпуски должны быть
ориентированы на потребности аудитории,
т. е. должны включать фактографические
данные, наиболее значимые фрагменты статей.
Тематические обзоры – аналогичны по своему разнообразию тематическим выставкам.
Этапы подготовки и проведения
библиографического обзора:
- выбор темы, определение целевого и читательского
назначения, особенно последнее, определяет
подготовку обзора – с конкретной аудиторией
необходимо разговаривать понятным ей языком;
- знакомство с темой, подбор и отбор источников,
документов. Отбор имеет большое значение,
т. к. обзор, как правило, включает 6-8 источников,
важно выбрать лучшую, новейшую литературу.
Далее необходимо хорошо познакомиться
с материалом, чтобы можно было ответить
на вопросы аудитории;
- подбор иллюстративного материала,
который полностью зависит от содержания
и основных задач. При современных технических
возможностях можно подбирать и использовать
практически любые иллюстративные материалы;
- изучение эффективности – можно использовать
метод наблюдения, учет спроса на документы.
Структура обзора:
- вводная часть,
- текст обзора, порядок расположения
материала, характеристика источников,
- заключение – дать возможность читателю
развить интерес: каталог, указатели, периодические
издания и др.
2.1.2 Читательские конференции
Читательские конференции – активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конференции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зрения, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мнение или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискуссионны, в их основе лежит обсуждение прочитанного.
Виды читательских конференций:
1. По произведениям художественной литературы:по одному произведению, по ряду произведений, объединенных одной темой (тематические), по творчеству отдельных авторов.
2. Конференции по изданиям специальной
литературы (являются своеобразной формой
повышения квалификации в трудовых коллективах).
3.Конференции с привлечением
автора – форма встречи с писателем.
4. «Литературные суды» – рекомендуется проводить
среди молодежной аудитории в форме ролевой
игры. Мероприятие должно быть построено
на стимулировании познавательной читательской
деятельности участников.
5. Читательско-зрительские
конференции – обсуждение произведения
связано с экранизацией его. Обсуждается
трактовка режиссером идеи произведения,
как выражена авторская позиция и т. д. От библиотекаря,
в данном случае.требуется и знание специфики
кино.
4. Заочные читательские
конференции – через средства массовой
информации В данном случае, шире охват
аудитории, больше возможности ознакомиться
с мнением других читателей в любое удобное
время и т. д.
Этапы подготовки и проведения читательских
конференций:
- выбор книги – учитывается проблемность
произведения, неоднозначная оценка критиков
и читателей, актуальность; позиция библиотекаря
– пропаганда лучшей литературы. Удачный
выбор произведения определяет успех
конференции;
- определение читательского назначения,
выбор аудитории – желательно, чтобы она была
однородная: участники чувствуют себя
более раскованно, охотнее высказывают
свое мнение;
- «паблик рилейшнз» — привлечение определенных
лиц к участию: литературоведов,. преподавателей,
представителей СМИ. Организуется комиссия
по подготовке мероприятия с дальнейшей
рекламой его;
- пропаганда произведения, литературы о нем и о творчестве автора: подбирается материал с целью ознакомления читателей. Также оформляются книжные выставки;
- разработка вопросов к конференции – один из наиболее сложных интеллектуальных этапов подготовки, требующий специальных знаний, творческого подхода. Эффективный метод – постановка вопроса, проблемы; акцентировать позицию автора; освещение художественных особенностей произведения;
- подготовка аудитории к мероприятию – важно создать атмосферу непринужденного общения, где нет конкретно ведущего и отвечающего, а есть диалог, общение на равных.
- Большое значение имеет оформление мероприятия: книжные выставки, иллюстрации, фотографии, музыка и др.
- фиксация читательской конференции
– в современных условиях ведут аудио- или
видеозапись мероприятия, что позволяет
лучше проанализировать его, сохранить
историю библиотеки.
Несмотря на спад интереса к читательским
конференциям, все жебиблиотеки должны
осваивать и развивать данную форму деятельности,
т. к. это один их основных методов пропаганды
книги.
2.1.3 Клубы по интересам
Клубы по интересам – одна из оптимальных моделей формы массовой работы. В данном случае, библиотекарь поддерживает инициативу «снизу» (пользователей), и читатели принимают самое активное участие в планировании работы клуба, в подготовке и проведении мероприятий.
Можно выделить клубы по возрасту
участников, с учетом его специфики. Для детей
младшего школьного возраста клуб может
существовать в форме театра сказок, кружка по определенной
проблематике.
Весьма разнообразен опыт юношеских
клубов. И, прежде всего, это дискуссионные клубы. Клубы
конкурсного характера для интеллектуальной молодежи
– «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».
Возможность продемонстрировать творческие
способности позволяют клубы самодеятельного творчества,
поэтические клубы и т. д.
По -этому же принципу можно выделить клубы
для читателей пенсионного возраста. Это та категория
читателей, которая охотно помогает в работе
библиотекарю, опираясь на свой достаточно
большой, но нереализованный потенциал.
Функции клуба по интересам:
- самообразовательная;
- рекреационная – своеобразный отдых, способ проведения свободного времени;
- коммуникативная – межличностное общение. С точки зрения психологов клуб по интересам – неформальная малая группа, членов которой объединяет не только увлеченность проблематикой клуба, но и желание общаться с людьми со схожими интересами.
Этапы создания клубов по интересам:
1.Принятие решения о создании клуба - многое зависит от творческого потенциала библиотекаря, т. к. только человек увлеченный может заинтересовать, организовать и вести регулярную работу.
2.Организация творческих контактов,
установление связес учреждениями.
3.Выявление и привлечение читателей к деятельности
клуба (изучение интересов и потребностей
читателей, время заседаний клуба, формы
мероприятий и т. д.).