Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:47, курсовая работа
Массовая работа библиотеки предполагает совокупность методов и форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей. Это одно из действенных средств влияния на формирование интересов и пользователей, и социума в целом.
Основными видами массовой работы являются:
Введение 3
Массовая работа в библиотеке 6
1.1 Методика подготовки массовых мероприятии 6
1.1.1 Целевое и читательское назначение 6
1.1.2 Выбор названия 6
1.1.3 Место, время и продолжительность 7
1.1.4 Состав организаторов, исполнителей 7
1.1.5 Предварительная реклама 8
1.1.6 Формирование читательской аудитории 8
2. Формы и методы массовых мероприятий 9
2.1.1 Библиографический обзор 15
2.1.2Читательские конференции 17
2.1.3 Клубы по интересам 18
2.2. Игровые формы в массовой работе библиотеки 19
2.2.1 Праздник для детей 22
3.Наглядная форма массовой работы.Организация
книжныхвыставок 23
3.1 Информирование о новых поступлениях
документов в библиотеку 23
3.2 Пропаганда лучших документов 24
4. Значение и особенности массовой работы 28
5. Анализ практической работы 29
Заключительная часть 31
Литература 32
Приложение А. Сценарий мероприятия 33
Приложение Б. Приглашение на мероприятие 36
Приложение В. Фотоматериалы 3
Задачами, решаемыми библиотекой посредством
библиотечных выставок, являются привлечение
внимания к чтению, облегчение поиска необходимых
изданий. Классификационные признаки
библиотечных выставок можно объединить
следующим образом:
- хронологический (новых поступлений,
ретро),
- содержательный (универсальные, отраслевые),
- количественный,
- адресный (стационарные, выездные, передвижные, кольцевые),
- временной (регулярные, разовые),
- жанровый (смешанные, жанровые, серийные, кино-фото, фото-документальные),
- конструкционный (ординарные, планшеты, развалы, витрины),
- организационный (самостоятельные, являющиеся составной частью комплексных мероприятий),
- функциональный.
Для публичных библиотек главным аспектом классификации является функциональный, из которого вытекают задачи раскрытия фонда библиотеки в целом, представления фонда конкретного подразделения, а также презентации отдельных произведений печати.
Тематическое разнообразие выставок может быть представлено в виде следующего комплекса:
- по актуальным проблемам современности, представляющим интерес для большинства читателей,
- по темам, ориентированным на целевую читательскую группу,
- в целях популяризации отдельных изданий, видов или жанров литературы.
Пример:
Книжная выставка «Правда истории:
события, судьбы»
(ко дню памяти жертв политических репрессий
– 30.05).
Читательское назначение: для всех групп читателей.
Целевое назначение: познакомить читателей библиотеки
с изданиями, которыми располагает конкретная
библиотека, рассказывающими о трудном
периоде в истории страны, представляющем
интерес для большинства читателей.
Проблема выставки: политические репрессии в СССР,
судьбы людей.
Месторасположение
выставкидолжно быть удобным для пользователей.
Цитаты:
И все, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.
Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда.
И то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.
Н. Тихонов
2. Прошедшее нужно знать не потому, что оно ушло, а потому,
что, уходя, оно не умело убрать последствий.
(В.Ключевский).
Необходимые оформительские
средства: книга (21 экз.), журнал (1 экз.),
иллюстрации из периодики, заголовок, цитаты.
Средства рекламы выставки: информация во время семинарского занятия библиотечных работников района; заметка в местной газете «Заря».
Оценка эффективности: выставка демонстрировалась 15 дней; заинтересовала все категории читателей, библиотекарей; 9 читателей взяли для чтения книги с выставки.
Литература:
1. Бакатин, В. Избавление
от КГБ [Текст] / В. Бакатин. – М.: 1992.
2. Бурлацкий, Ф. Вожди и советники [Текст]
/ Ф. Бурлацкий. – М.: Политиздат, 1990.
3. Возвращенные имена [Текст]: сб. публ. статей в 2-х кн. / Сост. А. Проскурин. – М.: Изд-во АПН, 1989.
4. Гинзбург, Е. Крутой маршрут: хроника времен культа личности
[Текст] / Е. Гинзбург. – Рига, 1989.
5. Гордон, Л.Б., Клопов, Э.В. Что это было?: размышления
о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы [Текст] / Л.Б. Гордон, Э.В. Клопов – М.: Политиздат, 1989.
6. Иного не дано: судьба перестройки; вглядываясь в прошлое; возвращение к будущему [Текст] / Под общ.ред. Ю.Н. Афанасьева. – М.: Прогресс, 1988.
7. Караулов, А. Вокруг Кремля [Текст]: кн. полит.диалогов. / А. Караулов. – М.: Новости, 1990.
8. Кривицкий, В. «Я был агентом Сталина» [Текст]: записки советского
разведчика. / А. Кривицкий. – М.: Терра, 1991.
9. Макаренко, В. Бюрократия и сталинизм [Текст] / В. Макаренко.
Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1989.
10. Мунчаев, Ш.М., Устинов, В.М. Политическая история России
[Текст]: от становления самодержавия до падения советской власти. /
Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
11. Память [Текст]: посвящается всем жертвам войны и репрессий. – Чалтырь, 1992.
12. Рапопорт, Я.Л. На рубеже двух эпох [Текст]: дело врачей 1953 г. \ Я.Л. Рапопорт. – М.: Книга, 1988.
13. Русская военная эмиграция 20-30-х годов [Текст]: документы и материалы. Т. 1., кн. 2. – М.: Гея, 1998.
14. Самсонов, А.М. Знать
и помнить [Текст]: диалог историка с читателем.
/ А.М. Самсонов. – М.: Политиздат, 1988.
15. Солженицын, А. Малое собрание сочинений
[Текст]: Т.1. В круге первом: роман. / А.Солженицын.
– М.: ИНКОМ НВ, 1991.
16. Солженицын, А. Малое собрание сочинений
[Текст]: Т.7. Архипелаг ГУЛАГ / А.Солженицын.
– М.: ИНКОМ НВ, 1991.
4.Значение и особенности массовой работы
Говоря о массовой работе с читателями, очень важно не забывать следующее: если мы хотим, чтобы книга и чтение прочно вошли в жизнь читателя, значит систематическая взаимосвязь массовой работы и работы индивидуальной просто необходима. Поэтому мы стараемся, чтобы при встречах с конкретной читательской группой непременно использовался комплекс форм индивидуальной и массовой работы, рассчитанный на все стадии читательской деятельности (т.е. выбор книги, мотивы этого выбора, сам процесс восприятия и понимания, читательские оценки прочитанного).
Хочется отметить, что в «Гостиную» (зал, где проходят массовые мероприятия) многие идут также охотно, как, например, в досуговый зал. Наверное, это результат того, что к подготовке массовых мероприятий библиотекари относятся очень серьезно, с большой выдумкой и фантазией.
Чтобы читатели не только на слух, но и зрительно воспринимали то, о чем рассказывают, стараемся включать в мероприятия элементы театрализации. Это могут быть библиотекари в костюмах литературных героев, как, например, на празднике лучших читателей в Неделю детской книги «Да здравствует читатель!».
Другой вариант театрализации – перчаточные или ростовые куклы. На кукольных персонажей одинаково хорошо реагируют и первоклассники, и ребята четвертого класса. Все они охотно общаются с куклой, делятся с ней своими впечатлениями, прислушиваются к ее советам. Для первоклашек кукольные литературные герои – обязательный атрибут почти каждого мероприятия.Бывает, что наши младшие читатели становятся зрителями настоящего кукольного представления. Актеров же приглашать издалека для этого совсем не обязательно. Они тоже свои, родные. На занятиях «Час юного актера» участники кружка «Волшебные пальчики» готовят инсценировки.
Любая информация, полученная читателем, развивает, расширяет его потребности и стимулирует появление новых потребностей. Если мы хотим, чтобы книга и чтение прочно вошли в жизнь читателя, значит должна быть систематическая взаимосвязь массовой работы и работы индивидуальной. Это просто необходимо Поэтому нужно стараться, чтобы при встречах с конкретной читательской группой непременно использовался комплекс форм индивидуальной и массовой работы, рассчитанный на все стадии читательской деятельности ребенка (т.е. выбор книги, мотивы этого выбора, сам процесс восприятия и понимания, читательские оценки прочитанного).
Наурыз мейрамына арналған
әдеби-музыкалық
Литературно-музыкальный монтаж посвященный празднованию праздника Наурыз-мейрамы. Первоначально был разработан сценарий. Мероприятие разработано для проведения на государственном языке. Мероприятие разработано для учащихся 1-4 классов школы №1 города Аксу. Учащиеся школы ознакомились со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки школы, именно алфавитным каталогом.
Первоначально был подобран материал для составления сценария (приложение А),буклет (приложение В), пригласительный билет (приложение В), по итогам мероприятия имеются фотоматериалы (приложение Г).
Дата проведения: 19 марта 2012 года
Место проведения:Успенскийрайон,
Өткізілген күні – 19 наурыз 2012 ж.
Өткізілген жері – Успенка ауданындағы Қаратай орта мектебі
Көрініске қатысушылар – орта мектептің 1-4 сынып оқушылары
Наурыз мейрамына арналған іс шара жоғары дейгейде өтті. Әдеби-музыкалық көрініске мектеп оқушылары (1-4 сынып) қатысты. Мейрамға 1-4 сынып оқушылары, ұстаздар, сырттай оқу бөлімнің «Кітапхана ісі» мамандығының студенттері шақырылды.
Қазақтардың ата-бабаларынан
қалған, Наурыз мейрамына арналған
салт-дәстүр «Ұйқы ашар»
Тақырыпқа арналған
музыкалық нөмерлер дайындалды,
қазақтың ұлттық тағамдары
Қоріністен кейін «Наурызға арналған сауалнама жүргізілді.
Кештің соңында Наурызға қатысты
библиографиялық сипаттама
Іс шараның тәрбиелік мәні:
Субъектом мероприятия были студенты учащиеся и учителя средней школы.
Объектом мероприятия были учащиеся 1-4 классов.
Действующие лица:
Ведущий -
Қыздар –
Жігіттер –
Қызыр ата
Перед проведением мероприятия первоначально был составлен план подготовки проведения.
План подготовки проведения мероприятия
«Наурыз мейрамына арналған әдеби-музыкалық монтаж»
№ |
Наименование работы |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Подбор материалов из литературных источников |
10.03.12 |
Илеупова К. |
2. |
Составления сценария мероприятия |
12.03.12 |
Илеупова К. |
3. |
Составление пригласительного билета |
13.03.12 |
Илеупова К. |
4. |
Оформление зала |
18.03.12 |
Учащиеся 8 класса |
5. |
Проведение мероприятия |
21.09.11 |
Илеупова К. |
По итогам мероприятия организационный комитет, проанализировав подготовку и проведение учел пожелание учащихся, учителей школ, сделал следующие выводы:
Заключение
В данной работе рассмотрены
различные устные формы массовой
работы библиотеки, предназначенные
для аудитории различных
Отмечено, что основными видами массовой работы являются:
наглядная пропаганда (книжные выставки, просмотры, рекламная деятельность) и устная пропаганда (обзоры, тематические вечера, диспуты и т.д.).
Актуальностьданной темы заключается в том, что массовая работа в современном понимании – это возможность донести до широкого круга информацию, соответствующую их ожиданиям. В работе отмечено, что с требованием актуальности тесно связана оперативность массовой работы. Она означает не только своевременную постановку актуальных задач, отклик на значимые события, но и использование мобильных средств, в первую очередь – средства массовой коммуникации (например, использование сведений, сообщаемых по телевидению как основу для выставки «По следам телепередачи…» и т.д.). Отмечен также комплексный подход в массовой работе, который реализуется через ряд аспектов: широкое, многомерное раскрытие темы; сочетание устной и наглядной деятельности (пригласительные билеты, афиши, рекомендательные списки и т.д.); сочетание устной познавательной формы с театрализованным представлением и т.д.