Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:42, реферат
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Как говорил М.А Горький: “Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего”. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.
Введение
Все большее число людей осознает,
что приобщение к историческому
прошлому – это не только знакомство
с шедеврами мировой
Одной из крупнейших цивилизаций древнего
мира была древнегреческая цивилизация.
Конечно, изучение древнего мира проводится
не из простого любопытства. Цивилизация
Древней Греции позднее стала
основой для возникновения
Основная задача реферата – описать основные особенности культуры, выделить основные черты.
Понятие о мифе
Миф (lang-grc) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. Для мифов характерно очеловечивание природы: наивное представление каждого явления природы в виде человека. В переносном смысле миф – это ложное утверждение о чем-либо.
Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. «Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией».
Специфика мифов выступает наиболее
чётко в первобытной культуре,
где мифы представляют собой эквивалент
науки, цельную систему, в терминах
которой воспринимается и описывается
весь мир. Позднее, когда из мифологии
вычленяются такие формы
Религия и мифология Древней
Греции оказали огромное влияние
на развитие культуры и искусства
всего мира и положили начало бесчисленному
множеству бытовых
Греческая мифология
Греческая мифология, или мифология греков, возникла позже, чем другие древне-античные представления о мире. Эллины, как и другие народы древнего мира, стремились разгадать непонятные и грозные явления природы, познать таинственные силы, управляющие жизнью людей. Поэтическая фантазия древних греков создала греческую мифологию и населила мир сказочными существами: в реках жили речные нимфы, на деревьях и в рощах — дриады, на горах — ореады, в морях — нереиды и океаниды. Дикий облик природы олицетворяли козлоногие сатиры и буйные кентавры, полулюди-полукони.
Согласно греческой мифологии,
всем миром правили мудрые и бессмертные
боги, обитавшие на вершине горы
Олимп. Греки представляли их как
совершенных и прекрасных людей.
Они составляли единую семью, главой
которой был Зевс. Это очеловечивание
богов, характерное для эллинской
религии, делало их близкими и доступными
человеку, оно утверждало в качестве
меры высшего совершенства красоту
человека. Таким образом, могучие, не
подвластные людям
Характеристика греческой
При рассмотрении греческой мифологии
в развитии, в пределах каждого
отдельного мифа устанавливаются и
прослеживаются разновременные рудименты,
которые сосуществуют с ферментами
нового, возникающего в сюжете мифа.
Например, в мифе о рождении Афины
Паллады в полном вооружении из головы
Зевса, проглотившего свою забеременевшую
супругу Метиду, можно различить
остатки фетишистских представлений
и каннибализма, предшествовавшие развитому
патриархату, примат мужского индивидуума
над женским и символику
Один и тот же мифологический мотив может составлять основное содержание мифа и играть второстепенную роль. Для эпохи последовательного зооморфизма отождествление солнца с быком является центральным содержанием мифа о солнце, так же как совиный вид Афины Паллады - основное в содержании мифа. Но в гомеровской мифологии в связи с тем, что центральное содержание мифа о солнце для этого времени было уже антропоморфическим, солнце, воплощенное в быке, стало рудиментом. Аналогичен по своему происхождению рудиментарный характер совоокости Афины Паллады у Гомера с изменением основного содержания мифа.
Греческая мифология в ее наиболее
развитом, так называемом классическом,
состоянии представляет собой мифологию
героическую, а не стихийно-фетишистскую
и не стихийно-демоническую (эти
два типа мифологии относятся
к хтонической мифологии). Героическая
мифология связана с периодом
патриархата, однако, в ней прослеживаются
главнейшие типы хтонических рудиментов.
Это, прежде всего, генетические рудименты,
указывающие на происхождение: Ахилл
- сын морской богини, Ио - дочь агросской
реки Инах и др. Субстанциальные
рудименты основаны на отождествлении
разного рода предметов или существ:
луна - корова, солнце - бык, Инах - река
и царь Агроса и др. Многочисленны
ипостасные элементы: Агамемнон - ипостась
Зевса, Ифигения - ипостась Артемиды и
т.д. Огромное количество рудиментов имеет
метаморфозный, или оборотнический,
характер: Зевса вступает в брак
с Данаей в виде золотого дождя, с
Семелой - в виде грома и молнии,
с Европой - в виде быка и т.д. Из
иконографических рудиментов (т.е. относящихся
к внешнему виду определенного мифологического
персонажа) в мифах фигурируют змеиный
хвост у Кадма, рога и копыта у
Пана, совиные глаза у Афины, коровьи
у Геры и др. Некогда самостоятельные
божества, демоны или герои выступают
теперь в виде закостеневших внешних
придатков (атрибутивные рудименты) к
другим персонажам: орел и Ника около
Зевса, сова или змея около Афины.
Если рудимент мифа отражает его прошедшее,
то фермент указывает на будущее
развитие мифа. У Гесиода Ехидна
- полузмея-полудева, она прекрасна,
но зловредна, ненавистна людям. Этот мотив
отвержения Ехидны - элемент в мифе,
объясняющий стремление человека обуздать
стихийные силы природы. Тантал наказан
за человеческое жертвоприношение, это
- несомненно фермент, свидетельствующий
о позитивных сдвигах в морали.
Прометей у Гесиода представлен
заурядным обманщиком, вздумавшим перехитрить
самого Зевса. Но именно этот момент противодействия
Зевсу в дальнейшем лег в основу
эсхиловской концепции
Между составляющими миф элементами
устанавливаются не только хронологические,
но и самые разнообразные
Оба типа мифологических комплексов
(интерполяция и компиляция), а также
бесконечно разнообразные приближения
то к одному, то к другому такому
типу встречаются в античной мифологии
постоянно. Например, Диомед то вступает
в бой с богами и ранит их,
то заявляет о невозможности вступать
в борьбу с богами. Прометея наказывают
в одном случае раз и навсегда,
без всякой надежды на освобождение,
в другом - его освобождает Геракл.
В греческой мифологии может
быть выделен также монолитно-
В так называемом полярном комплексе противоположные по смыслу элементы в силу именно общей художественной идеи даны сразу: и во всей своей противоположности, и во всем своем тождестве. Например, самый "светлый" бог Зевс вступает в брак с самой "темной" богиней Персефоной, и от этого брака рождается Загрей. Загрея еще младенцем растерзывают и поедают титаны. Но из золы испепеленных Зевсом титанов происходят люди, которые поэтому являются носителями и титанического, и дионисийского начала. Афина-горгона убивает горгону Медузу и оттого сама перестает быть горгоной. Либитина - любовь и смерть одновременно.
При исследовании греческой мифологии необходимо также учитывать ее географическое распространение (так называемая географическая мифология) и исторические особенности тех или иных местностей, к которым приурочиваются события, излагаемые в разных античных мифах.
Периоды развития греческой мифологии
Доолимпийский период
Процесс жизни в доолимпийском периоде воспринимается первобытным сознанием в беспорядочно нагроможденном виде. Окружающее материализуется, одушевляется, населяется какими-то непонятными слепыми силами. Все вещи и явления в сознании первобытного человека исполнены беспорядочности, несоразмерности, диспропорции и дисгармонии, доходящей до прямого уродства и ужаса. Земля с составляющими ее предметами представляется первобытному сознанию живой. Одушевленной, все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земля понимается как источник и лоно всего мира, богов, демонов, людей. Поэтому древнейшая мифология может быть названа хтонической. В ее развитии прослеживаются отдельные этапы. На раннем этапе, то есть на стадии собирательно-охотничьего хозяйства, сознание ограничено непосредственно чувственным восприятием, непосредственно видимыми и осязаемыми вещами и явлениями, которые одушевляются, но них переносятся социальные функции общинно-родового строя. Такая вещь, с одной стороны, насквозь материальная, с другой - одушевленная первобытными сознанием, есть фетиш, а мифология - фетишизм. Древний человек понимал фетиш как средоточие магической, демонической, живой силы. А так как весь предметный мир представлялся одушевленным, то магической силой наделялся весь мир, и демоническое существо никак не отделялось от предмета, в котором оно обитало. Например, Зевс - верховное божество в позднейший греческой мифологии - почитался первоначально в городе Сикионе (Пелопоннес) в виде каменной пирамид, на Ликейской горе в Аркадии - в виде колонны. Геру в городе Феспиях (Беотия) представляли как обрубок древесного ствола, а на острове Самос - в виде доски. Аполлона представляли пирамидой, его мать Лето на Делосе - необработанным поленом и др.
Олимпийский период
В мифологии этого периода, связанного
с переходом к патриархату, появляются
герои, которые расправляются с
чудовищами и страшилищами, некогда
пугавшими воображение
Вместо мелких богов и демонов
появляется один главный, верховный
бог Зевс, которому подчиняются все
остальные боги и демоны. Патриархальная
община водворяется теперь на небе
или, что то же самое, на горе Олимп (отсюда
понятия "олимпийские боги", "олимпийская
мифология"). Зевс сам ведет борьбу
с разного рода чудовищами, побеждает
титанов, киклопов, Тифона и гигантов
и заточает их под землю, в тартар.
Появляются боги нового типа. Женские
божества, оформившиеся из многогранного
древнего образа богини-матери, получили
новые функции в эпоху