Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:00, реферат
Музыка 19 в. Как и во многих странах, 19 в. русской музыки был отмечен двумя важными явлениями: созреванием романтической традиции с её повышенным вниманием к человеку как «субъекту» творчества и ростом национального самосознания, становлением собственной национальной музыкальной культуры и национальных школ как превалирующих.
Русская музыка кон. 1850-х – нач. 1880-х гг. отмечена оживлением концертной, научной, образовательной деятельности, интенсивностью творческого общения, «множественностью» возвышенного художнического таланта, мировым признанием российского искусства как творчески побудительного и слушательским ростом некоторой части публики, способной оценить прогрессивность музыкальной новации.
Среди ключевых фигур этого процесса – братья А.Г. и Н.Г. Рубинштейны. А.Г. Рубинштейн – известный пианист, дирижёр, композитор (в сегодняшнем репертуаре осталась опера «Демон», по одноимённой поэме М.Ю. Лермонтова, 1871, премьера – Петербург, 1875). По его инициативе были созданы: Певческая академия (1858), Русское музыкальное общество (1859), Петербургская консерватория (1862, А.Г. Рубинштейн – директор, профессор 1862–67); открыт Международный конкурс пианистов и компо-зиторов,1890, С.-Петербург (проводился каждые пять лет до 1910 – Берлин, Вена, Париж, С.-Петербург); разработаны проекты организации в России общедоступных концертов и оперных спектаклей, 1880-е гг. Н.Г. Рубинштейн – дирижёр, педагог, крупнейший пианист 2-й пол. 19 в. (первый исполнитель произведений Балакирева и Чайковского. По его инициативе были созданы: Московское отделение Русского музыкального общества, 1860; Московская консерватория, 1886 (преобразована из музыкальных классов общества, Н.Г. Рубинштейн – директор с 1886).
Среди исполнителей, активно участвовавших в процессе «слушательской адаптации», были: Л.С. Ауэр – скрипач, дирижёр; Г. Венявский – скрипач, педагог, композитор; С.С. Гулак-Артемовский – певец (баритон), композитор, ученик Глинки, создатель оперы «Запорожец за Дунаем»,1863; Л.И. Леонов (тенор) – первый исполнитель партий Собинина («Иван Сусанин»), Финна («Руслан и Людмила»); Д.М. Леонова (контральто); М.К. Леонова (сопрано) – первая исполнительница партии Антониды («Иван Сусанин», Москва); И.А. Мельников (баритон) – первый исполнитель партий Бориса Годунова, Дона Карлоса («Каменный гость»); А.Н. Молас, урожденная Пургольд (меццо-сопрано); Э.Ф. Направник – дирижёр, композитор; О.А. Петров (бас) – первый исполнитель партий Сусанина, Руслана, Лепорелло («Каменный гость»); Ю.Ф. Платонова (лирико-драматическое сопрано) – первая исполнительница партии Донны Анны («Каменный гость»); Ф.И. Стравинский (бас) – отец композитора И.Ф. Стравинского, его лучшей партией считается Фарлаф («Руслан и Людмила»).
В течение 19 в. процесс популяризации русской музыки в других странах основывался на укреплении связей между русскими и зарубежными музыкантами (Р. Шуман, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Ф. Лист). Шуман, его жена Клара Вик (пианистка, первая исполнительница произведений Шумана, Ф. Лист, Г. Берлиоз неоднократно концертировали в России. Триумфальным был успех Даргомыжского в Бельгии, 1864 (среди произведений композитора была исполнена оркестровая пьеса «Баба-яга», 1862); М.А. Балакирев как дирижёр опер М.И. Глинки гастролировал в Праге, 1867. По приглашению Листа Бородин совершил поездку в Веймар (1887), по инициативе Листа симфонии Бородина исполнялись в Германии.
В русской музыке 19 в. мирно уживались стремление к субъективно-личностному (к пониманию человека в его индивидуальных качествах) и несколько идеализированное желание создать «коллективный» художнический разум, способный влиять на творческие процессы («Могучая кучка»). Вместе с тем отношение подобных союзов к деятельности не входивших в них художников, было не всегда адекватным. Известно прохладное отношение некоторых педагогов Бесплатной музыкальной школы, в момент её образования, к консерваторскому образованию – к Петербургской, Московской консерваториям, включая А.Г. Рубинштейна и Н.Г. Рубинштейна; неодобрительное отношение Серова и Кюи к творчеству Чайковского; столкновение взглядов Серова и Стасова в вопросе определения путей развития русской музыкальной культуры. И, одновременно, ведущее значение Балакирева в творческом становлении композиторов «Могучей кучки»; завершение Римским-Корсаковым, Глазуновым, Кюи опер Даргомыжского, Бородина, Мусоргского.
Творческое общение на высоком художническом уровне способствовало жанровому прогрессу. Продолжением эксперимента Даргомыжского в «Каменном госте» была опера Мусоргского «Женитьба», написанная на неизменённый текст комедии Н.В. Гоголя (1-е действие, 1868, досочинена и оркестрована М.М. Ипполитовым-Ивановым, 1931, Москва). Воплощением линии народно-бытового, с ярким внедрением лирического и комедийного элементов, стали оперы на сюжеты Гоголя: «Сорочинская ярмарка» М.П. Мусоргского (завершена Ц.А. Кюи, 1917); «Майская ночь» Н.А. Римского-Корсакова (1880, пост. 1880, С.-Петербург); «Кузнец Вакула» П.И. Чайковского, (1874, пост. 1876, С.-Петербург, 2-я ред. «Черевички», 1885, пост. 1887, Москва). Своего рода, кульминационным проведением эпико-героической, былинной «линии» национального искусства явилась опера Бородина «Князь Игорь». Блестящей новацией, драматургическим утверждением равноправия народной темы в искусстве стали оперы Мусоргского: «Борис Годунов», «Хованщина» (1872–80, завершена Римским-Корсаковым в 1883, пост. 1886, С.-Петербург). Обращённые к истории, насыщенные музыкально концентрированной интонацией «жизненного конфликта» («вечной» – в действительности и драматургии), оперы Мусоргского «констатировали» появление нового жанрового типа – народной музыкальной драмы.