Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 10:10, реферат
Народный костюм – не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом. На формирование состава, покроя , особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций. До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д.
Введение…………………………………………….……………………….…….3
1.Основные черты русского народного костюма, Виды одежды и особенности кроя………………………………………………...................3
2.Цвет - язык народа…………………………………………………….…………………5
3.Украшения и отделка…………………………………..…………………….…………….5
4.Основные этапы развития моделирования 1930-1990 годов………………………………………………………………….……..7
5.Функциональность одежды и народные традиции…………………………………………………...………………10
6.Одежда для службы, Домашняя одежда, Верхняя одежда, Одежда для спорта и отдыха, Нарядная одежда…………………………………………….……………………….11
7.Традиции современности. Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма……………………………………………….…………………..13
Заключение…..………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………19
Реферат
Народный
и национальный костюм -
источник творческого
процесса в деятельности
художника модельера.
Выполнил студент 394 гр: Вдовина Наталья.
Проверила
: Баландина М.А.
Шадринск
2010
Содержание
Введение…………………………………………….…………
Заключение…..……………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда , прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей . Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.
Народный костюм
– не только яркий самобытный элемент
культуры, но и синтез различных
видов декоративного
Виды одежды и особенности кроя.
Традиционно крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством сохранила, отработанные веками устойчивые формы , определяющие её своеобразие. До начала ХХ века крестьянский костюм сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приёмы декора, способ ношения и многое другое.
Для русского костюма
характерен прямой крой со свободно падающими
линиями. Следует подчеркнуть
Верхняя сезонная женская одежда, за исключением отделки и некоторых деталей, в основном мало отличалась от мужской. Шилась она чаще всего из неокрашенного, натурального цвета сукна. В разных регионах она получила разные названия: кафтан, армяк, свита, зипун. Типичной была одежда халатообразного покроя , с большим воротником, широко был распространен покрой с подрезом и складками на спине. Верхняя одежда могла быть с карманами в боковых швах или складках. Сезонную одежду женщины носили с платками. Зимой в качестве одежды использовали овчинные шубы, тулупы и полушубки черного или буро-коричневого цвета. Носились они, как правило, мехом внутрь и были нагольными или крытыми крашениной. Украшение шуб аналогичны украшениям кафтанов, иногда шубы отделывались мехом другого цвета. Кроме того, на севере, в Нижнем Поволжье, Сибири существовали одежды из шкур животных типа соболя, даже и надевались они в дорогу поверх полушубка, шубы, кафтана, так же, как и массивные длинные халатообразный из сукна с большим полу крытым воротником. Вся верхняя одежда при выходе из дома подымалась длинными поясами кушаками.
Любой крестьянский
костюм обязательно дополнялся обувью
плетенной или катанной. Так же,
как и верхняя одежда, обувь
была почти одинаковой для женщин
и мужчин и различалась только
размером и украшениями. Особую роль
в решении композиции костюма играют головные
уборы. Женский головной убор в своих формах
и декоре тоже сохраняет архаичные черты.
Цвет – это
особый способ выражения чувств человека.
Ведущими цветовыми тонами в народной
одежде является белый, красный и
синий. Красный цвет в народе был
самым любимым. Слова «красно
солнышко», «весна-красна», «красна девица»
и другие выражали представления о наивысшей
красоте. Самыми нарядными считались одежды
из красной ткани (сарафаны, понёвы), вышивка
красными нитками. Различные оттенки и
интенсивность красного цвета создают
очень тонкую гармонию. Черный цвет применялся,
как правило, для обогащения и усиления
звучания основных тонов, однако в ряде
случаев он является ведущим. Декоративный
убор народного костюма может включать
в себя и другие яркие тона, часто контрастные,
такие как зеленый, синий, оранжевый, желтый.
Общее колористическое решение народной
одежды зависит от пропорций частей разных
цветовых тонов, характера вышивки, соотношения
площадей орнаментации и фона.
У крашение одежды выполнялось тремя способами: качеством, вышивкой, нашивкой различных материалов – кружев, тесьмы и тому подобное. Узор формировался уточной нитью, перекрывавшей нити основы. Элементы орнамента чередовались с просветами фона. Тканный узор употреблялся главным образом для изготовления рукавов, нижней части рубах, передников. Часто узорные полосы искусно дополнялись вышивкой, составляя исключительный по красоте декор. Вышивка народной одежды отличается большим разнообразием технических приёмов и способов. Для вышивки применяли специальные нитки, имеющие особую крутку. Их изготовляли из льняного и шерстяного волокна и красили естественными красителями. Для использования узора в большинстве случаев применялось сразу несколько видов вышивальной техники. При всём многообразии вышивальных приёмов народные вышивки на одежде отличаются необычайной согласованностью художественного замысла и технического исполнения. Как правило, в орнаментации одежды все способы украшений соединялись: узоры, выполненные вышивкой и ткачеством дополнялись нашивками из лент, позумента, тесьмы. Все они гармонировали между собой. Итак, к наиболее общим особенностям, характерным для костюма периода VII-XIX веков, можно отнести следующее:
а) статичный, прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов, массивность, как правило, нарастающая книзу, подчеркнута обувью – плетёнными лаптями с толстыми онучами, большими сапогами в сборку и тяжеловесными потами – туфлями, которые иногда надевались на семь – восемь пар толстых шерстяных чулок;
б) преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке, дополнениях;
в) использование домотканой, а позднее фабричной ткани , отделка вышивкой, кружевом, шитьём, мехом, тканью другого цвета; создание динамичной формы костюма за счет использования контрастных цветов;
г) большое значение головного убора в решении композиции костюма.
Все эти черты
имеют большое значение для художника-модельера
как принципы, которыми необходимо
руководствоваться в
Народный костюм,
его конструкция, декор, цветовые сочетания
использовались в моделировании
ХХ века. Как же осуществлялась связь
народного костюма с
1930-е - время
расцвета национальных культур,
Моделирование на базе народного искусства прошлого известно не только у нас, но и за рубежом. Заграничное моделирование пользовалось мотивами одежды народов СССР. Недооценка народных традиций приводила к парадоксам: к нам в виде модных новинок возвращались формы наших народных одежд.
Покрой и форма моделей тех лет имеет своим прототипом народную прямокроёную одежду – рубаха и шушпан. В большинстве случаев расположение вышивки согласовывалось с покроем напоминая народный костюм. На смену прямому силуэту юбок приходит силуэт немного расширяющийся книзу. Длина юбок увеличивается – они опускаются до щиколотки. Форма насыщается конструктивными линиями, в фасонах господствует геометрический рисунок. Головные уборы приобрели лаконичность объёмов, стали похожи на шлемы, каски, плотно охватывающие голову. Художники применяют вставку в швы цветных беек, достигая этим цветового и конструктивного эффекта. В рукавах и у горловины применяются сборки. Они так же заимствованы у народных костюмов.
Связь народного костюма с современным проявляется и в моделировании женской верхней одежды. Например, в моде того времени утвердилась форма казакина. Казакин – верхняя суконная одежда с длинными рукавами, облегающая фигуру верхней части и расширяющаяся книзу. Развернувшаяся деятельность моделирующих организаций была прервана Великой Отечественной войной. Московский Дом моделей возобновил свою работу лишь в 1944 году. Вторая Мировая война наложила свой определенный отпечаток на облик женщины, на её костюм. Образ женской красоты не строится больше на застывшей экстравагантности. Идеалом служит женщина-труженица, женщина-солдат, наравне с мужчинами вынесшая трудности войны. Об этом говорит и её костюм: расширенные, жесткие, как у мундира, плечи, широкий пояс, который плотно охватывал подогнанные к фигуре платье и пальто, напоминавшие шинель.
В начале 50-тых годов в моделирование одежды по народным мотивам наметился переворот. Новый подход к источнику выражался в тои, что кроме декоративного строя народного костюма, в сферу внимания художников-модельеров стали попадать его внутренние закономерности, такие как целесообразность, зависимость декоративной нагрузки вещий от назначения, возрастная обусловленность построения и оформления костюма и т.п. Распространились блузы с рукавом на манжете, стянутые на талии ремешком и носившееся поверх прямой короткой юбки. В сочетании с сапогами на низком каблуке, беретами, сумками – планшетками, такой костюм очень напоминал военное обмундирование.