Неформальтное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 15:09, контрольная работа

Описание

Основные направления неофициального искусства: абстракция, примитивизм, соц-арт, концептуализм, акционизм

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
1 Неофициальное искусство. История………………………………..… 5
2 Основные направления неофициального искусства………………..... 8
2.1 Абстракция…………………………………………………………..…. 8
2.2 Примитивизм………………………………………………………..….. 11
2.3 Соц-арт……………………………………………………………..…… 13
2.4 Концептуализм…………………………………………………..….….. 15
2.5 Акционизм………………………………………………..…………….. 17
Заключение……………………………………………………………… 20
Список использованной литературы………………………………….. 21

Работа состоит из  1 файл

Современное искусство.docx

— 2.10 Мб (Скачать документ)

     Содержание

     
  Введение…………………………………………………………………. 3
1 Неофициальное искусство. История………………………………..… 5
2 Основные направления  неофициального искусства………………..... 8
2.1 Абстракция…………………………………………………………..…. 8
2.2 Примитивизм………………………………………………………..….. 11
2.3 Соц-арт……………………………………………………………..…… 13
2.4 Концептуализм…………………………………………………..….….. 15
2.5 Акционизм………………………………………………..…………….. 17
  Заключение……………………………………………………………… 20
  Список использованной литературы………………………………….. 21

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В художественной культуре второй половины XX века мы встречаемся с явлениями, которые не укладываются в рамки  традиционных представлений о направлениях или течениях, подчиняющихся одному «кодексу» творчества. Современная культура открывает нам целые пласты художественной жизни, обладающие целостностью при сложных и неординарных взаимоотношениях составляющих их компонентов. Среди таких самоценных и завершенных явлений второй половины XX столетия и помещается неофициальное искусство.

       Культура, не принимающая нормы  и правила, установленные в  жизни современного ей общества, развивается, если в этом обществе  практикуются запреты на какие-то  виды или способы художественного  творчества, чем и отличалась  культурная политика советского  государства, отождествляющего искусство  с идеологической деятельностью  и требовавшего от него соответствия  государственной идеологической  и политической программы. Те, кто не принимал этих требований, оказывались как бы вне закона, а их творчество объявлялось  антиобщественной и антигосударственной  акцией. В эту категорию попадали  люди разных творческих профессий,  направлений и вкусов. Чтобы работать, они были вынуждены уходить  «в подполье» - создавать независимые объединения, организовывать свои выставки и издания. Постепенно в культуре формировался «второй план», становление которого проходило в борьбе с официальными структурами и под их давлением, что в значительно мере определило его специфику.

       История культуры парадоксальна.  Она убеждает нас в том, что  часто необходимым ее преобразованиям  способствуют внешние неблагоприятные  обстоятельства, что новое осознается  и оттачивается в ситуации  сопротивления, борьбы за выживание.  Это новое никогда не представляло  собой чего-либо безупречного, рождающего  только шедевры. Но каждый раз  в свое время оно осуществляло  определенную культурную миссию, в которой нуждалась культура  в целом. Неофициальное искусство  отвечало органичной потребности отечественной культуры в обновлении и гармонизации, в преодолении деформировавшего ее идеологического крена. С большим или меньшим успехом ответив на эту потребность, оно способствовало обретению нашим искусством необходимых для его развития качеств. И в этом подлинное значение андеграунда.

       Обратившись к истории неофициального  искусства, мы наблюдаем интереснейший  «симфонический» процесс, образованный множественностью разнородных точек зрения, творческих поисков и художественных течений. Это разнообразие требует большого объема и широкого спектра размышлений.

       Если окинуть взглядом историю  андеграунда, взору откроется одна из самых смелых и романтичных в нашей культуре попыток противопоставления художественного творчества тоталитарной идеологической машине, подчинившей себе нашу культуру.

     Цель  контрольной работы – изучить  основные направления неофициального искусства.

     Задачи:

  • Рассмотреть и охарактеризовать такие направления неофициального искусства как абстракция, примитивизм, соц-арт, концептуализм, акционизм.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Неофициальное искусство. История.

     Неофициальное искусство СССР (или другое искусство, альтернативное искусство, нонконформистское  искусство, подпольное искусство, андерграунд) — под этим названием объединяют представителей различных художественных течений в изобразительном искусстве СССР 1950—1980-х годов, которые по соображениям политической и идеологической цензуры были вытеснены официальными властями из публичной художественной жизни. Вследствие «андерграундного» существования, неофициальное искусство в СССР было тесно связано с неформальными молодёжными движениями (например, московские концептуалисты и хиппи, ленинградские Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства, митьки и рокеры). [1]

     Пока  существовала советская власть с  присущей ей бесцеремонной манерой  вмешиваться решительно во все сферы  человеческой деятельности, в том  числе, разумеется, и в культуру, существовало и так называемое «неофициальное искусство». То есть, просто нормальное искусство, властью не ангажированное, а потому не признаваемое и не поддерживаемое. Некоторых художников просто игнорировали и не пускали на выставки, другим грозили гораздо более серьезные неприятности: Валерия и Римму Герловиных, например, выслали из страны, Мухоморов после выхода «Золотого диска» отправили «перевоспитываться» в армию, хотя ни один из них не должен был там служить по состоянию здоровья.

     Здесь бессмысленно говорить о каких-то отдельных  стилях и направлениях: и Эрнст  Неизвестный, и соцартист Эрик Булатов, и концептуалист Илья Кабаков, безусловно, «неофициальные художники». Проще всего смотреть на это дело следующим образом: все, что было «низзя» с точки зрения партийных функционеров; все, что невозможно было увидеть в музеях и выставочных залах СССР - и есть неофициальное искусство. [2]

     То  есть термин уже стал скорее историческим, чем искусствоведческим.

     На 86 году жизни в Москве умер один из лидеров русского «неофициального  искусства» художник Элий Белютин, его фото представулено на рисунке 1[3]. На государственном уровне о нем заговорили в 1962 году, когда Элий Михайлович организовал знаменитую выставки авангардистов, которую закрыл генеральный секретарьЦК КПСС Никита Хрущев.

     Отмечается, что Элий Белютин организовал выставку советского авангардного искусства в ноябре 1962 года в Доме учителя на Большой Коммунистической улице. Приехали иностранные журналисты и американское телевидение. Журналисты сняли фильм, который через несколько дней показали по западному телевидению. Выставку быстро закрыли. Но художники вывезли с нее все свои картины.

       Чиновники из министерства культуры  предложили выставить картины  с этой выставки на открывавшейся  через день выставке в Манеже, посвященной 30-летию Московского  отделения Союза художников СССР.

       На следующий день после того, как 1 декабря 1962 года ее посетил  Никита Хрущев, в газете «Правда»  вышла разгромная для художников  статья. Хрущев «очень тонко»  оценил художников, выставивших  свои работы в Манеже, и их  картины.

       «От той печально знаменитой  выставки в Манеже теперь отсчитывают  начало еще только будущего  застоя, и ею окончательно заканчивается  оттепель», - считает критик Григорий  Заславский. [3]

     

     Рисунок 1: На фото Элий Белютин

     Среди этапных точек в истории неофициального искусства — выставка МОСХа (1962), подвергшаяся разносу Н.Хрущева, Бульдозерная выставка (1974), однодневная выставка того же года в Измайловском парке в Москве, выставки художников-нонконформистов в ДК им. Газа и ДК «Невский» в 1974-75 годах в Ленинграде, выставки Живописной секции Московского объединенного комитета художников-графиков в легендарном выставочном зале на Малой Грузинской (организован в 1976 г). Многие представители неофициального искусства преследовались властями и КГБ и в разные годы эмигрировали из СССР.

     Параллельно аналогичные явления происходили  в литературной и музыкальной  жизни, имели место в театре и  кино («полочные» фильмы, запрещённые  спектакли).

     В 1990-х годах многие образцы «неофициального  искусства» вошли в фонд и экспозицию ГТГ, Русского музея, Московского музея  современного искусства, Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), не говоря о частных галереях.

     Музей нонконформистского искусства в  Санкт-Петербурге создан Товариществом  «Свободная культура» в 1998 году в  рамках Арт-центра «Пушкинская, 10». [4]

     В 2000 году в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) был открыт музей «Другое искусство». Основу его составила коллекция неофициального искусства, которую собрал легендарный московский коллекционер Леонид Прохорович Талочкин.

     Рассмотрим  некоторые направления неофициального искусства. 
 
 
 
 
 

  1. Основные  направления неофициального искусства.
    1. Абстракция

    Рисунок 2. Абстракция. Художник Сергей Федотов [7]

       Абстракция -  (от лат. abstractio — отвлечение), формирование образов реальности (представлений, понятий, суждений) посредством отвлечения и пополнения, т. е. путём использования (или усвоения) лишь части из множества соответствующих данных и прибавления к этой части новой информации, не вытекающей из этих данных.

     Пример  абстракции в живописи можно увидеть  на рисунке 2.

     Результаты  абстракции— образы реальности. Отвлечением упрощают, а пополнением усложняют образ реальности, причём основой обоих актов могут быть весьма общие принципы и даже теории.

     Например, первые эмпирические понятия о фигурах тел в наблюдаемом пространстве создают индуктивно, отвлекаясь от всех индивидуальных свойств наблюдаемых тел, кроме их формы и размеров. Геометрический смысл этим понятиям сообщают за счёт их логической реконструкции, пополняя выделенные эмпирические свойства теоретическими свойствами непрерывности, неограниченной протяжённости, параллельности и прочими, т. е. всеми свойствами, которые необходимы для выражения чистой геометрии, истин. [5]

             В процессе отвлечения возможны  два способа действия: рассмотреть  что-либо как некую самодовлеющую  реалию, т. е. выделить её основные общие свойства, связи и отношения, или исключить что-либо из его естественной связи, из контекста, лишить основы и т. п.

     Оба действия дополнительны, оба — необходимые  предпосылки исследования реальности, хотя акцент на том или ином из них  часто определяет познавательное отношение к абстракции: либо, в первом случае, её рассматривают как средство постижения объективной сущности явлений, либо, во втором, указывают на субъективность абстракции, её односторонность, бедность, но сравнению с конкретной реальностью (отсюда — «абстрактный» в одиозном значении поверхностного, умозрительного, формального и пр.). [5]

     Однако  названные способы действия сами по себе недостаточны для понимания  того, каким путём получают правильные, научные абстракции. Для определения того, что нужно выделить, а что опустить, чтобы сформулировать верные утверждения об изучаемой реальности, необходимо рассмотреть цели, средства и объективные условия абстракции, и, в особенности, уточнить предпосылки, при которых свойства, включённые в результат абстракции можно считать фактически независимыми от прочих свойств, посторонних для абстракции. Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются посторонними,— это по существу главный вопрос абстракции. Отчасти он совпадает с вопросом о существенных свойствах в строго научной его постановке, т. е. о тех определимых свойствах объекта, которые способны полностью представлять (замещать) его в определённой гносеологической ситуации — в модели абстракции, что и является практическим подтверждением объективной правильности предпосылок абстракции.[6]

     Отвлечение  от постороннего в процессе упрощает задачу познания. Однако научная абстракция предполагает не только умение упрощать ситуацию, отвлечение от посторонней информации, но и усмотрение в результатах отвлечения информации, необходимой для общего метода решения множества однотипных задач, предсказания последствий экспериментов, прогнозирования теоретической и практической деятельности и т. п. Результат научной абстракции — обобщённый образ, в котором определённая контекстуальная свобода сочетается с информационной полнотой, оправдывающей абстракцию для широкого класса типичных обстоятельств — области значения абстракции. Если такую область не удаётся найти, абстракция остаётся семантически бессодержательной. Если эта область слишком мала, абстракция  может потерять статус научного закона.[6]

Информация о работе Неформальтное искусство