Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 15:09, контрольная работа
Основные направления неофициального искусства: абстракция, примитивизм, соц-арт, концептуализм, акционизм
Введение…………………………………………………………………. 3
1 Неофициальное искусство. История………………………………..… 5
2 Основные направления неофициального искусства………………..... 8
2.1 Абстракция…………………………………………………………..…. 8
2.2 Примитивизм………………………………………………………..….. 11
2.3 Соц-арт……………………………………………………………..…… 13
2.4 Концептуализм…………………………………………………..….….. 15
2.5 Акционизм………………………………………………..…………….. 17
Заключение……………………………………………………………… 20
Список использованной литературы………………………………….. 21
Абстракции, применяемые к непосредственным чувственным данным, называют абстракциями первого порядка.
Абстракция от абстракции первого порядка даёт абстракцию второго порядка и т. д.
Познавательное значение могут иметь абстракции любого порядка, но особого доверия заслуживают абстракции, результаты которых могут быть осмыслены на материальных моделях. Такие абстракции называют реальными, остальные — идеальными (идеализациями).
Классики
марксизма-ленинизма
Примитивизм — в изобразительном искусстве конца XIX-XX веков, намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к формам так называемого примитивного искусства — первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества.
Яркий пример примитивизма в изобразительном искусстве можно увидеть на картине А.Руссо «У опушки», изображённой на рисунке 3. [9]
Распространение
примитивизма как творческого принципа
обусловлено стихийно-
Примитивизм исходит из эстетического освоения художественных культур, ранее считавшихся «низменно-грубыми», «варварскими», и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность, «спонтанность» мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму. Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца XIX-XX веков, часто — с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, сложившимися с XVI века. Не будучи единым направлением, примитивизм по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров: П. Гогена и «няби», представителей фовизма, кубизма, парижской школы и дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения «Мости» в Германии, в России — участников группировок «Голубая роза» (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (где теоретиком примитивизма был А. В. Шевченко). [8]
Термин «примитивизм» часто применяется и по отношению к наивному искусству, т. е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца XIX-XX веков. Произведениям этих художников (А. Руссо во Франции, Н. Пиросманашвили в Грузии, Ф. Мухе в Германии, Р. Вива в Италии, И. Генералич в Хорватии, и др.) присущи своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание (порой комичное) обобщенности форм и мелкой буквальности в деталях. [10]
Наиболее
известные художники-
Рисунок 3. Руссо, Анри. У опушки.
Соц-арт — одно из наиболее известных направлений советского искусства 70—80-х годов XX века, сложившееся в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоявшей государственной идеологии тех лет.
Соц-арт стал своеобразной эстетической реакцией на засилье официальной пропаганды в культуре тех лет. Используя расхожие символы, лозунги и знаки социалистической агитации (серп и молот, звезду, пионерский салют, знаменосцев, портрет вождя и др.), соц-арт развенчивал в игровой форме их истинный смысл, раскрепощая тем самым восприятие зрителя от идеологических стереотипов. Гротеск, ирония, острые подмены и свободное цитирование любых пластических предметов и стилей стали основой его броского, сознательно эклектического художественного языка, во многом совпадавшего с методами бурно развивавшегося в те нее годы постмодернизма.
Пародийный термин «соц-арт», буквально обозначавший социалистическое искусство, был рожден основателями движения московскими художниками В. Комаром и А. Меламидом по аналогии с поп-артом.
Соц-арт не выступал жестко очерченным стилевым направлением, он объединял весьма различных по своей манере авторов. Создатели соц-арта определяли это течение как «игру с идеологией», они стремились в гротескной форме показать всю нелепость массовой идеологии и кризис социалистического реализма.
По способам и техническим приемам соц-арт типичный поп-арт, сочетающий живопись, скульптуру и реальные вещи, представленные в абсурдных сочетаниях.[11]
К кругу соц-арта примыкают на протяжении 70-х годов XX века группы художников «Гнездо», «Мухоморы» Г. Брускин и др.
Известность обрушилась на соц-арт, когда с конца 80-х годов XX века он выходит на международную художественную арену и становится едва ли не символом поворотного времени. Однако политическая переориентация общества в годы перестройки не только вывела соц-арт на орбиту моды, но и предопределила его закат, так как сделала неактуальной содержательную основу его иронических образов.
Блистательные представители соц-арта - это, безусловно, Александр Косолапов – со связанными руками на фоне серпа и молота, автор «первобытного» «Первого лозунга», сложенного из костей на красной тряпице, (рисунок 4) [13]; Борис Орлов, многократно воспроизводивший в дереве своеобразную поэтику советского милитаризма; Ростислав Лебедев, автор множества серий абсурдных карточных колод и певец «советской Венеры»; Леонид Соков, автор ужасающих «голосующих рук», деревянных серпа и молота и портрета Сталина с Мерилин Монро на фоне цветастых обоев; гениальный остроумец Вагрич Бахчинян, мастер лаконичного абсурдного жеста, в частности, снабдивший изображение Ленина с девочкой на руках заголовком «Лолита»; Эрик Булатов, неоднократно перечеркнувший в своих картинах небо и море надписями загадочного содержания, узнаваемые рубленные шрифты которых, однако, превращают живопись в советский плакат... В рамки соц-арта вполне вписываются многие работы «московского» Ильи Кабакова, эстетика соц-арта присутствует в красно-белых «Лозунгах» КД и в знаменитом «Золотом Диске» Мухоморов. [12]
Рисунок 4. Косолапов Александр, «Первый лозунг»
Концептуализм (от лат. conceptus – мысль, понятие) – направление в культуре XX века – литературе, искусстве.
Концептуализм сформировался в русле постмодернизма.
Трансформация традиционного мира, где царили незыблемые культурные и нравственные ценности, сопровождался появлением в начале XX века новых течений в искусстве, условно подразделяемых на авангард и модернизм. К модернизму принято относить символизм, акмеизм, экспрессионизм. [14]
Концептуализм ориентирован на создание композиций, цель которых – предъявление некой художественной идеи. Он объединяет процессы творчества и его исследования. Это искусство или, скорее, интеллектуальная практика, занятая анализом собственного языка. Ее задача – переход от создания художественных произведений к провозглашению свободных от материального воплощения «художественных идей». Полемизируя с поп-артом, сосредоточенным на предметном мире, концептуалисты утверждали, что единственная достойная задача художника – генерирование идей и концепций.
Концептуализм – искусство интеллектуальное, во многом ироничное –изначально возникло как противовес искусству коммерческому. Концептуальные композиции не имело смысла продавать или покупать, составные части для них подбирались из предметов обихода, на свалке, порою художественным объектом становился сам автор. Так, Стюарт Брисли в течение двух недель часами лежал в ванне, наполненной грязной черной жидкостью, в Лондонской художественной галерее (намек на загрязнение среды и плохую экологию). Йен и Ингрид Бакстер обернули все, что находилось в их квартире, в пластиковые мешки и устроили выставку (объектом созерцания может быть любая вещь). Кейт Арнатт повесил на себя вывеску «Я настоящий художник», сфотографировался и разместил изображение на выставке (художник – тот, кто таковым себя считает). Аккончи сфотографировал и прокомментировал, как он каждый день вставал на стулья и сходил с них, после чего сравнивал разные способы, которыми он это делал (многообразие способов действия). [15]
Концептуальное искусство не взывает к эмоциональному сопереживанию, его суть прежде всего – в интеллектуальном угадывании идеи и восприятии игрового импульса.
В Советском Союзе в 1970–1980-х годов XX века наиболее значительным художником-концептуалистом, «гуру» отечественного концептуализма был Илья Кабаков. Ему принадлежит высказывание «Художник мажет не по холсту, а по зрителю». Мастерская Кабакова служила не только местом знакомства с его работами, но и своего рода мастер-классом отечественного концептуализма. Творчество Кабакова – это альбомы и стенды из таблиц, каталогизированные фотографии, обрывки фраз, своеобразный «канцелярский примитивизм», с которой художник себя отождествляет. Одна из его картин в стиле концептуализма изображена на рисунке 5. [16]
Рисунок
5. Илья Кабаков «Жук».
Акционизм - производная от «акция» (художественная акция, конечно же).
Акционизм - направление искусства. Этот особый «жанр» единичного артистического жеста имеет давнюю традицию в современном российском и мировом искусстве, сохраняет неизменную актуальность для местной художественной сцены. Акция обычно нацелена на публичные, общественные пространства и предполагает ролевые, «персонажные» отношения художника и зрителей, вольно или невольно вовлекаемых в художественное действие.
Диапазон акционистской практики чрезвычайно широк и способен колебаться от инсценировки личных поведенческих аффектов, где акция близка театрально-цирковой или субкриминальной эскападе до организации массовых мероприятий. Это искусство, рассчитанное лишь на одну инвестицию - внимание. Ни продать себя, ни втиснуться в музейные залы, ни стать предметом коллекционирования оно не может, да и не стремится.
Разные традиции акционизма получают наименования по территориальному признаку - в точности как вина или способы приготовления кофе. В Европе был Венский акционизм, в США - Калифорнийский акционизм. Ну а в России, соответственно, Московский акционизм девяностых. Его нередко называют «шоковым».
Чтобы получить общее представление о том, что такое Московский акционизм, достаточно назвать несколько имен, без которых никакого Московского акционизма не было бы вовсе: Э.Т.И., Александр Бренер, Олег Кулик, Авдей Тер-Оганян.
Однако акционизм в русском актуальном искусстве существовал задолго до того, как появился и прижился сам термин. В восьмидесятые годы акционистами были Мухоморы, а потом - Чемпионы Мира. [17]
А вот питерский критик Максим Райскин считает, что на сегодняшний день уже можно обозначить как отдельную тенденцию так называемый петербургский акционизм и описывает его характерные признаки: растворение в ландшафте и ампутацию цели. И то и другое, кстати, было характерно и для одесского акционизма восьмидесятых, и для екатеринбургского акционизма девяностых, насколько можно судить по архивным материалам и рассказам очевидцев.
По большому счету, акционизм с «ампутированной» целью – нонсенс, поскольку акция - действие, направленное именно на достижение цели. Можно назвать эту тенденцию призрачным акционизмом. Возможно, именно призрачность, несбыточность, невозможность наиболее органичны для русского провинциального акционизма.
Флэшмоб является одним из видов акционизма. [19]
Один из самых запоминающих флешмобов прошел в декабре 2010 года в Швейцарии. В разных участках Цюриха в одно и то же время некоторые люди просто замертво падали на глазах изумленных прохожих. Такой флешмоб проходил под лозунгом «А вы, в каком районе живете?» и был своеобразной акцией протеста против строительства ядерных станций. Многие прохожие в тот день действительно испугались и задумались. Полиция Цюриха и вовсе сочла недопустимым проведение подобных акций, и такое шокирование граждан.
Ещё один пример, совсем недавно, 7 июля, в Кирове у Цума состоялся «Банановый флешмоб». Фотография с этого мероприятия изображена на рисунке 6. [18] Около 50 ребят на площадке рядом с универмагом почувствовали себя маленькими детьми - кто-то прыгал на скакалке, кто-то играл в классики, другие рисовали мелом на асфальте. После чего участники разбрелись по первому этажу магазина и начали разговаривать по бананам, делая вид, что это мобильный телефон. По окончании флешмоба ребята «съели» свои телефоны. [18]