Новые направления в итальянском дизайне 1960-80х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание

Предметы должны улучшать нашу жизнь, добавлять ей больше тепла, больше цвета, больше ощущений. Мне кажется, чем больше этим наделен предмет, тем лучше. На мой взгляд, назначение дизайна в будущем - это именно улучшать психологическое состояние человека, не только делать жизнь удобной, но и радостной.
У итальянского дизайна исключительная репутация во всем мире. Знаменитый итальянский стиль, идет ли речь о моде, автомобилях или мебели, поражает нас своей элегантностью, оригинальностью и совершенством.

Работа состоит из  1 файл

итальянское.docx

— 41.46 Кб (Скачать документ)

Введение

 

 Предметы должны улучшать  нашу жизнь, добавлять ей больше  тепла, больше цвета, больше  ощущений. Мне кажется, чем больше  этим наделен предмет, тем лучше.  На мой взгляд, назначение дизайна  в будущем - это именно улучшать  психологическое состояние человека, не только делать жизнь удобной,  но и радостной.

                                                                                                                                Гаэтано Пеше

 

У итальянского дизайна исключительная репутация во всем мире. Знаменитый итальянский стиль, идет ли речь о  моде, автомобилях или мебели, поражает нас своей элегантностью, оригинальностью  и совершенством. Марки многих итальянских  автомобилей признаны классикой  автомобильного дизайна. Всему миру известны имена модельеров Валентино, Дольче и Габбана, Версаче, Армани. Такие  дизайнеры как Джованни Понтии, Алесандро  Мендини, Етторе Соттсасс, Гаэтано Пеше известны далеко за пределами своей  родины. Даже непосвященным знакомы  названия многих итальянских компаний, производящих мебель, офисную технику, предметы для сервировки стола: Cassina, Alessi, Cappellini, Moroso, Zanotta, Olivetti.

Что же такого особенного в  итальянском дизайне? Что сделало  Италию, до второй мировой войны  ничем особенным в области  дизайна не выделявшуюся, страной  непревзойденного стиля.

В послевоенное время Италия одной из первых осознала необходимость  обеспечить истосковавшегося по эстетике и комфорту обывателя необходимыми для жизни предметами. Все силы были сосредоточены на развитие промышленности страны. На волне послевоенного восстановления Италии и зародился бренд - «итальянский дизайн». И уже в середине 50-х  Европа и Америка носили итальянские  костюмы, ездили на итальянских мотороллерах «Веспа» и «Ламбретта», пили кофе из итальянских кофеварок, спроектированных Джованни Понти.

Но настоящий фурор  итальянский дизайн произвел в середине 60-х, когда организаторы знаменитой миланской выставки i Saloni Milano, в попытке  стимулировать наиболее передовых  производителей мебели к развитию современного дизайна, приняли решение выделить под прогрессивные направления  целый сектор. Количество участников этого «дизайнерского» отдела было крайне мало по сравнению с общим  количеством представленных на выставке компаний. Но именно они заставили  весь мир заговорить об итальянском  дизайне, как о новом явлении. «Итальянским дизайнерам оказалось  недостаточно вырваться из объятий  прошлого. Минуя настоящее, они прыгнули сразу в будущее, создавая абсолютно  новые невероятные формы» (Home Furnishing Daily, Нью-Йорк). «Итальянские дизайнеры  создают не просто мебель, они смотрят  глубже, проникая в самую суть и  характер вещей» (Echo du Meuble, Брюссель). «Итальянцы бросают вызов всему миру. Их мебель удивляет, может быть, даже раздражает, но не оставляет равнодушным» (Meubles et decors, Париж). Пытаясь объяснить  успех итальянского дизайна, журналисты называли разные причины. Главным, безусловно, было то, что производители сделали  ставку на дизайнеров и дали им полную свободу. На такие невиданные формы, необычные материалы и технологии не осмеливались фабрики других стран.

 

С этого времени Италия стала Меккой европейского дизайна. Теперь именно итальянские дизайнеры  и марки начали задавать тон в  мировом дизайне. Торжество этого  нового явления было закреплено в 1972 году, когда в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла выставка «Италия: Новый внутренний пейзаж», выявившая лидирующее положение  итальянского дизайна в мире.

В 80-е годы, которые во всем мире стали десятилетием дизайна, когда  дизайн начал играть ключевую роль не только в маркетинге и рекламе, но и формировании личного стиля  потребителя, итальянский дизайн только подтвердил свою репутацию авангардного явления. Самым влиятельным в  мировом дизайне этого периода  был стиль, выработанный участниками  итальянской группы «Мемфис», чьей формулой была абсолютная свобода творческого  самовыражения и проектный реализм.

 

 «Радикальный дизайн».

 

Человек, создающий изделие, значит гораздо меньше, чем та польза, которую оно принесет. Главное, чтобы  оно было нужно людям и получилось доступным всем.

                                                                                                                                                         Акилле Кастильони

 

«Радикальный дизайн»  возник в конце 60-х как своеобразная реакция на господствующий в то время  «Хороший дизайн». Это иррациональное направление, выдвигая утопические  проекты, боролось с геометрией модернизма. Возникший одновременно и близкий  ему по понятию, но более применимый на практике двойник радикального дизайна  «Антидизайн» отличался несколько  большей экспериментальной направленностью  и политизацией.

«Радикальный дизайн»  возник в рамках течения «Радикальная архитектура». Основными центрами «радикального  дизайна» в Италии были Милан, Флоренция, Турин. Протест против существующего  дизайна выражался в рисунках, фотомонтажах и чертежах утопических  проектов, конкретные объекты создавались  все реже, а если создавались, то носили ироничный или провокационный характер.

Участники движения “радикальный дизайн” считали, что модернизм  больше не является передовым течением и движущей силой культуры.

 

Основу движения «радикальный дизайн» составляли итальянские  группы: Archizoom (основана во Флоренции,1966), Superstudio (Флоренция, 1966), UFO (Флоренция, 1967), «Группа 9999» (Флоренция, 1967), Strum (Турин, 1963), школа-лаборатория “Global Tools” (Флоренция, 1973).

 

Одной из первых групп радикального дизайна в Италии была группа “Archizoom”. Название происходит от авангардной  британской архитектурной группы Archigram и от одного из выпущенных ими журнала «Зум». Студия была основана во Флоренции в 1966 году четырьмя архитекторами: Андреа Бранци, Массимо Мороцци, Паоло Доганелло, Пилберто Коррети и двумя дизайнерами Дарио Бартолини и Лючиа Бартолини. Вместе с группами "Суперстудио" ("Superstudio"), "UFO" и "Струм" ("Strum"), "Archizoom" были движущей силой Радикального дизайна.

Архизум выступал против элегантного  дизайна и бросил вызов господствующему  в то время модернизму. Члены группы работали над выставочными инсталяциями, архитектурными объектами, дизайном интерьеров и промышленных изделий.

Получили международную  известность после выставок радикальной  архитектуры Superarchitettura, организованных совместно с группой Суперстудия. Многочисленные проекты и публикации отражали поиски членов группы нового, чрезвычайно гибкого и основанного  на новых технологиях подхода  к дизайну.

В 1968 году Архизум, совместно  с Суперстудией приняла участие  в XIV триенале с проектом Centre for eclectic conspiracy; в 1972 году они приняли участие  в выставке «Италия: новые домашние ландшафты» (The New Domestic Landscape) в секции «Контрдизайн и как постулат», которая  прошла в Музее современного искусства  в Нью-Йорке. В 1973 совместно с наиболее значительными представителями  радикального движения они основали Global Tools, целью которой было развитие и исследование непромышленных способов производства, продвижение индивидуального  творчества. В 1972 году они провозгласили :"право выступать против действительности, которой не хватает смысла"... действовать, изменять, формировать и разрушать  окружающую среду.

Члены Архизум начали исследования в области архитектуры и городского планирования, которые легли в  основу проекта No-stop city (1970-72). Как считает  Андреа Бранци – один из идеологов  радикального дизайна, - проект ''no stop city" «был очень важен для меня и  моего поколения, для многих художников, которые появились потом» . No-Stop City – это ироническая критика  идеологии архитектурного модернизма, доведенная до абсурда. Здания этого  города представляют собой огромные крытые, похожие на гаражи, помещения. В их бесконечных, освещенных искусственным  светом и снабженных системой кондиционирования  интерьерах расположены туристические  палатки, установленные среди огромных валунов. По существу это не жилища, а место обитания городских бродяг в их непосредственном окружении. Понятие  города здесь растянуто до бесконечности. Город становится миром, где невозможно найти отличия между городом  и пейзажем, и где нельзя проложить  между ними границу.

Развив до крайности идею Бранци о пост урбанистическом состоянии  города, создатели No-Stop City представили  свою утопическую концепцию городского состояния - это была идея огромного  организма, существующего больше по правилам Интернета, чем по принципу классического города.

В то же время представители  “Archizoom” работали в области экспериментального дизайна. Все их работы имели смысловую  связь с поп-культурой и китчем и в то же время выражали насмешку над претенциозностью «Хорошего  дизайна».

Наиболее известные их работы:

Диваны Superonda, созданные для  компании Poltronova;

стул 'Mies'; Проекты Архизума в значительной степени были своего рода критикой дизайна, но в 1969 году они  создали пародию на стул Mies Van der Rohe – стул Mies, который по иронии судьбы сам стал иконой от дизайна.

Преувеличенно "безвкусные" кровати "Dream", о которых представители  группы писали: "Мы хотим принести в дом все, что раньше оставалось снаружи: нарочитую банальность, сознательную вульгарность, урбанистические элементы и порок".

В 1973 году они разработали  свои проекты дизайна одежды. В 1974 году, вскоре после снятия двух фильмов (Vestirsi и facile and Come и fatto il capotto di Gogol ), посвященных  платью, группа распалась, каждый из ее членов продолжил свою самостоятельную  карьеру.

Их теоретические исследования в области городского строительства, окружающей среды и медиа культуры сыграли огромную роль в формировании и указании направления развития многих течений, возникших внутри радикального движения. Для понимания полемик  и течений того времени собенно  важны очерки и радикальные записки, написанные Бранци для издания «Casabella» .

 

no-stop city, Архизум, 1970

 

стул "Mies", Архизум, 1969

 

Кровати "Superonda", Архизум, 1966

 

Группа «Суперстудия» (Superstudio) была основана в декабре 1966 году во Флоренции Адольфом Наталини (Adolfo Natalini, 1941) и Кристиано Торальдо ди Франция (Cristiano Toraldo di Francia, 1941) (позднее присоединились Пьеро Фрассинелли и Роберто  и Джанкарло Магрис) для проведения теоретического исследования градостроительства и системного дизайна.

Суперстудия была центром  авангардного движения в области  архитектуры и дизайна вплоть до своего распада в 1970-м. Посредством  фотоколлажей, фильмов и выставок представители группы критиковали  принципы модернизма, которые господствовали в дизайне 20 века.

В 1972 году «Суперстудио» примала  участие в выставке «Италия: Новый  домашний ландшафтный» в Музее Современного искусства в Нью-Йорке, представив свою концепцию в эскизах, коллажах, фотомантажах». Совместно и группой  «Архизум» приняли участие в  создании “Global tools”.

"В начале,- говорил Наталини, - мы создавали довольно фантастические  объекты для производства их  в дереве, стали, стекле, кирпиче  или пластмассе. Это было вначале,  в 1966.

Потом мы обратились к производству практичных изделий таких, как стулья, столы и кабинеты, но они были осознанно созданы в нейтральном  стиле, критикуя потребительскую культуру и непрерывную гонку за новизной.

Наконец, в 1969, мы начали проектировать  пессимистические утопии такие, как Monumento Continuo, …».

В начале 70-х в результате экспериментального проектирования, проводимого  авангардными студиями радикального дизайна  и архитектуры, «Суперстудио» (Superstudio) предлагает серию столов Quaderna из белого ламината с квадратиками, нанесенными  способом шелкографии. Некоторые столы  из этой серии сняты с производства, иные выпускаются до сих пор и  пользуются спросом.

«Суперстудио» ставила под  сомнение достоверность рационализма и пыталась заменить традиционный город  новой суперструктурой, где архитектура  должна стать либо нефункциональной и саморазрушающей , либо символичной.

Утопический дизайн Суперстудио  предлагал новые жилые структуры. Например, в проекте Monumento Continuo они  предложили модульные города и ландшафты, которые можно было расширять  бесконечно. Этот проект был предназначен для замены сложившейся структуры  и служил матрицей для конструирования  новой среды обитания, где каждому  было определено его собственное  нейтральное пространство, свободное  от объектов и давления потребительской  идеологии.

В проектах ‘Monumento Continuo’ (1971), в ‘Dodici Citta Ideali’ (12 идеальных городов) (1971) и в in ‘Cinque storie del Superstudio: vita, educazione, ceremonia, amore, morte’ (Пять историй Суперстудии: жизнь, образование, церемония, любовь, смерть) (1973) утопия, пессимизм и ирония объединяются с поисками философским  и теоретическим переосмыслением  принципов архитектуры.

 

Monumento Continuo, Суперстудия, 1971

 

Столы "Quaderna", Суперстудия, 1971

 

Группа “Strum”

Радикальная дизайнерская группа “Strum” (бренчание) основана в 1963 году в  Турине Жоржио Жиретти (Giorgio Geretti), Петро  Деросси (Pietro Derossi), Карла Жиамарко (Carla Giammarco), Риккардо Росси (Riccardo Rosso), Маурицио Воглиацо (Maurizio Vogliazzo).

Одна из самых известных  работ группы – экзотическая “мебель” для сидения и лежания из полиуретана  “Pratone” (большой луг, 1966-70). В 60-70-х  гг. группа проявляла исключительную активность в продвижении радикального дизайна в Италии, выступая на различных  семинарах, а также публикую очерки по теории дизайна.

 

Мебель "Pratone", Strum, 1970

 

Свободная школа-лаборатория  дизайна “Global Tools”

В 1973 году члены различных  групп радикального дизайна объединились вокруг журнала «Casaballa», директором которого был Аллесандро Мендини. Все  это в итоге привело к организации  во Флоренции в 1974 году “Global Tools”  – школы радикального дизайна  и архитектуры. Ее целью было развитие исследование непромышленных способов производства, продвижение индивидуального  творчества. “Global Tools”открыла несколько  мастерских, развивающих подход в  дизайне “сделай сам” и изучающих  потенциальные прикладные характеристики технических материалов. “Global Tools”  пытались на основе творчества объединить обычных людей и профессиональных дизайнеров в единый дизайн-процесс.

В 1975 году школа радикальной  архитектуры и дизайна была распущена  и дебаты радикального дизайна быстро потеряли свой стимул. Во время своей  деятельности “Global Tools” было центральным  форумом радикального дизайна и  его роспуск стал концом первой фазы этого движения в Италии.

Информация о работе Новые направления в итальянском дизайне 1960-80х годов