Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:02, реферат
Жители Древнего Китая – одного из первых государств на Земле – создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находиться в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этот древнейший (2 тысячи лет д.н.э.) период китайцам, так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они покланялись духам гор, земли, рек, Солнца, Луны, дождя, ветра и др. Этим духам молились, приносили жертву, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них выделялись главное «верховное» божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей.
Основные религиозно-философские системы
Жители Древнего Китая – одного из первых государств на Земле – создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находиться в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этот древнейший (2 тысячи лет д.н.э.) период китайцам, так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они покланялись духам гор, земли, рек, Солнца, Луны, дождя, ветра и др. Этим духам молились, приносили жертву, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них выделялись главное «верховное» божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей.
Очень сильным был так же культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того – она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в клали оружие, драгоценные предметы утвари.
В середине I т. д.н.э.
в Китае формируются три
Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы, автор «Книги о дао и дэ», жил в Китае на рубеже VI-V вв. до н.э. Основная философская категория даосизма – это «дао» – закон. Весь мир, согласно даосизму, подчинен единому закону – дао. Дао – основа и источник всего существующего, а его определяющим признаком является естественность.
Философский даосизм утверждал, человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека – пассивное содержание естественного хода событий и стремлений постичь дао.
На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный даосизм. Его основу составило понятие «абсолютное дао», суть которого сводилось к следующему утверждению: жизнь – это иллюзия, смерть – это возвращение к дао – истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даосистская «наука о бессмертии» стала смесью шаманства, колдовства и астрологии. В Китае создаются монастыри, в которых жили десятки и сотни тысяч даосистских монахов; они получали доход от земель и от своей религиозной деятельности. Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно многообразной: они предсказывали судьбу, гадали, занимались изгнание злых духов. Торговали заклинаниями и амулетами, определяли дни и часы, благоприятные для какого-либо дела. Религиозный даосизм так же, как и ранее философский, проповедовал идеи «недеяния» и «непротивления».
В это же время
– в конце VI- начале V вв. до н.э. в
Китае важнейшая религиозно-мировоззренческая
система – конфуцианство. Ее основателем
был проповедник Кун-Фу-Цзы (551-479 г. до н.э.),
известный в европейской транскрипции
как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков
в обществе он усматривал в упадке нравственности
людей, считая, что основными добродетелями
человека являются верность, послушание,
почитание родителей и старших. Он полагал,
что вся полнота власти в стране должна
принадлежать императору – «сыну неба».
Конфуций опирался на культ предков и
считал необходимым сохранение традиций
и устоев (ритуалов), соблюдение старинных
обрядов – церемоний, закрепление общественной
жизни старых норм. Его учение
– это прежде всего свод правил, моральных
устоев, в основе которых лежал культ послушания
старшим по возрасту и должности, идеализация
древности.
Во II–I вв. до н.э. учение Конфуция становиться господствующей идеологией правящих классов. На основе его учения и древних религиозных верований возникает система, освещающая идею тотального господства и подчинения. Основное содержание конфуцианства – это обожествление императора и освещение его власти, император почитается как наместник бога на Земле. Эта религия заимствовала из древних верований многих богов и духов, число которых все время пополнялось за счет обожествления отдельных исторических личностей. Все боги делились на категории: высшая включала верховное божество, Владыку Земли и умерших предков императора. В среднюю категорию входили боги Солнца, Луны, грома, дождя ветра.
Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял император, общение с мелкими божествами было привилегией государственных чиновников, так называемого «ученого сословия».
С развитием
конфуцианства идет выработка критериев
для всех поступков, от бытовых до государственных.
Так, от мужчины требовалось неукоснительное
выполнение обязанностей несения службы,
подчинения главе рода. Женщина должна
быть всегда смиренна и послушна мужу,
свекру, свекрови, ее главная обязанность
определялась как служение мужу, усердие
в труде и продолжение рода. От нее не требовалось
выделяться талантом, умом, красноречием
или остроумием, не требовалось не привлекательности,
ни красоты. Идеал женщины
– покорная жена, следовать за мужем даже
в могилу.
Строгой была регламентация
быта китайцев. Так, торговцам и ростовщикам
запрещалось одеваться в
На рубеже нашей
эры в Китае начинает распространяться
буддизм, возникший в Индии в VI
веке до н.э. Согласно буддизму жизнь есть
цепь бесконечных перерождений, при этом
оставаясь всегда злом и страданием.
Выход буддисты видели в пассивности,
в отказе от радостей жизни, подавление
всех желаний. Дух вечен, полагали буддисты,
материя же имеет начало и конец. Материальный
мир не существует самостоятельно, он
лишь проявление мистического духа.
К IV веку н.э. буддистская
церковь в Китае становиться
большой экономической, политической
и религиозной силой, мощной церковной
организацией, объединяющей десятки
тысяч буддистских храмов и монастырей,
сотни тысяч монахов и
Характерно, что
все религиозные системы Китая
имели много общего: всем им было
присуще почитание старших и
предков, культ послушания, идея
«недеяния», пассивного, созерцательного
отношения к действительности.
Человек как личность не предоставлял
самостоятельной ценности, общество жило
по принципу: «личное – ничто перед государственным
и коллективным».
Искусство Древнего Китая.
Исследованиями археологов установлено, что территория Китая была населена уже со времен нижнего палеолита. Именно в Китае найдены самые древние остатки ископаемого человека (синантропа) вместе с примитивными каменными орудиями. Благоприятные природные условия восточного Китая способствовали тому, что в долине реки Хуанхэ и ее притоках очень рано – уже с 3-го тысячелетия до н.э. – появилось земледелие. Затем здесь возникли государства, которые на ряду с Египтом, Двуречьем и Индией явились наиболее ранними в истории человечества очагами культуры и искусства.
История культуры
Древнего Китая охватывает длительный
период, насчитывающий около 5 тысячелетий
своего существования. В настоящее
время еще не выработано единой точки
зрения на ход социально-экономического
развития древнекитайского общества.
По мнению некоторых исследователей,
рабовладельческие отношения, сложившиеся
ко 2-ому тысячелетию до н.э. уже
в середине 1-го тысячелетия до н.э.
сменились отношениями феодальными. Другая
часть исследователей весь древний период,
включая Хань (3 век до н.э. – 3 век н.э.),
относит к рабовладельческой формации.
Во всяком случае для истории искусства
Китая начиная с середины 1-го тысячелетия
до н.э. появляются новые черты, которые
получают отчетливое развитие в искусстве
периода Хань, оно еще тесно связано с
традициями всего предшествующего времени.
Очень важной особенностью культуры Китая
является то, что с древних времен, с самого
своего возникновения, она развивалась
непрерывно, сохранив многие древнейшие
культурные центры на протяжении веков.
Этим в значительной степени определялось
устойчивость традиций в искусстве Китая.
Своеобразный художественный стиль сложился
в Китае очень рано, и, несмотря на изменения,
происходившие в течение последующего
времени, некоторые его характерные черты
не меняются на протяжении всего развития
искусства – от древнейших времен вплоть
до наших дней.
Наибольшего рассвета
культура Древнего Китая достигла в
периоды Цынь и
Хань, когда впервые произошло объединение
разрозненных древнекитайских царств
в единое целое китайское государство.
Древнейшие памятники
искусства Китая восходят к 3 тысячелетию
до н.э.
– времени существования первобытно-общинного
строя. В настоящие время по всей территории
Китая обнаружено очень много неолитических
стоянок.
Археологические исследования, проводящиеся
особенно интенсивно в наше время, обнаружили
в погребениях и на местах древних жилищ
много орудий и расписных мощеных сосудов,
дающих представление о наивысшем этапе
развития неолитической культуры. Расписные
керамические сосуды самых разнообразных
форм исполнялись вручную или на гончарном
круге. Это либо остродонные сосуды с острыми
донышками, либо чаши, расширяющиеся кверху;
некоторые сосуды похожи по форме на греческие
амфоры. Сосуды подвергались обжигу при
высокой температуре; роспись на них обычно
исполнялась по серому, коричневатому
или красноватому фону глины фиолетовой,
красной, черной, желтой и белой краской
и лишь орнамент оставался светлым. Вазы,
чаши и погребальные урны, сделанные на
гончарном круге отличались правильностью
форм, тонкостью и красотой узора, большим
совершенством исполнения, тогда как сосуды,
выполненные от руки, грубее и часто лишены
росписи.
Узор иногда
покрывает почти всю
К 3-му тысячелетию до н.э. относится и, так называемая, Луньшаньская культура, открытая при раскопках древних стоянок, главным образом в провинциях Шаньдун, Шаньси и Хэнань. Здесь было обнаружено много керамических изделий, отличающихся высоким качеством исполнения.
В результате современных
раскопок можно сделать вывод
о широком территориальном
Китая.
Более подробно изучим следующий период, относящийся ко 2-ому тысячелетию до н.э., известный под названием Шан или Инь – по наименованию племен, населявших территорию Китая. Экономика была еще очень примитивной, но основным занятием населения стало уже земледелие, хотя рыболовство и охота играли еще большую роль. Возникло первое государство, во главе которого стояли «выны» – бывшие племенные вожди, постепенно превратившиеся в царей-деспотов. Появились города, в которых развилось ремесло; зародились примитивные формы обмена между племенами. В структуре общества сохранились многие черты родового строя; продолжали существовать сильные общины, имевшие свое родовое имя.
В период Шан (Инь) появились первые укрепленные поселения. Раскопками близ Аньяна, проводившиеся в 1928-1937 гг., были обнаружены остатки большого города, возможно, столицы государства Шан (Инь). Город имел правильную планировку по кварталам. Постройки возводились на искусственной земляной платформе.
В качестве строительных
материалов для жилых домов и
дворцовых сооружений служили плотно
утрамбованная земля и дерево,
иногда применялся камень. Сохранились
лишь фундаменты строений и остатки
стен, которыми обносились дворы. О самих
сооружениях и форме крыш можно судить
лишь о дошедших для нас пиктограммам,
изображающие дома и сторожевые башни.
Постройки имели высокие двускатные крыши,
материалом для которых, возможно, служила
солома, так как ни остатков черепицы,
ни деревянных покрытий не обнаружено.
Дворец в Аньяне представлял собой прямоугольное
здание довольно больших размеров (около
30м. в длину и 9 м. в ширину). Внутри здания
было расположено 3 ряда колонн, базами
которых служили врытые в земляную платформу
каменные, обточенные глыбы и бронзовые
диски. Таким образом, исторические и археологические
данные позволяют заключить, что в период
Шан
(Инь) уже были выработаны некоторые архитектурные
приемы и формы, которые легли в основу
дальнейшего развития древнекитайского
зодчества.
Это подтверждается
и данными новых
Раскопками, также, было обнаружено большое количество гробниц людей из самых различных слоев общества. Отделка и инвентарь гробниц указывает на наличие классового расслоения. Царские гробницы содержат особенно большое количество различных предметов быта, бронзовых и керамических изделий, мраморных скульптур. В могилах людей незнатного происхождения помещались лишь глиняные сосуды и грубая утварь.
Гробницы знати
были грандиозными по размерам. Одна из
обнаруженных близ Аньяна гробниц занимает
площадь 340 м2, а ее объем достигает 1615 м3.
Внутри гробница выкладывалась бревнами,
плотно пригнанными друг к другу.
Помещение состояло из входов с лестницами,
нижнего зала, куда ставился саркофаг,
и верхнего, где размещались различные
предметы, а также трупы людей и животных,
сопровождавших умершего в загробное
царство. При входах в гробницу зарывались
убитые при погребении лошади и собаки.
Считалось, что собаки должны охранять
гробницу, лошади – везти колесницу в
загробном мире.
На поверхности не сооружалось ни мощеных
храмов, ни построек. Стены и потолки богатых
гробниц покрывались резьбой, инкрустацией
и росписью.
Роспись исполнялась, по всей видимости,
красной краской (ее следы были обнаружены).
Мотивами орнаментации гробниц являлись
условные изображения животных, напоминающие
узоры на бронзовых сосудах.