Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:02, реферат
Жители Древнего Китая – одного из первых государств на Земле – создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находиться в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этот древнейший (2 тысячи лет д.н.э.) период китайцам, так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они покланялись духам гор, земли, рек, Солнца, Луны, дождя, ветра и др. Этим духам молились, приносили жертву, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них выделялись главное «верховное» божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей.
В центре города
находилась запретная часть с
императорским дворцом.
Город являлся средоточием ремесла, культуры
и торговли. Дворцовые сооружения, башни
и дома знати выделялись среди других
построек своими размерами и роскошной
отделкой.
Строительные
принципы китайской архитектуры, восходящие
еще к очень древним временам,
изложены уже в «Шицзине». На подготовленной
и утрамбованной площадке закладывался
земляной фундамент, облицованный камнем
или мрамором. На этом фундаменте возводился
основной каркас здания, состоящий из
деревянных столбов, связанных поперечными
перекладинами. На каркас опиралась широкая
и высокая крыша, которая была самой большой
и тяжелой частью здания. По образному
представлению древних китайцев, она должна
была производить впечатление развернутых
крыльев летящего фазана.
Тяжелая массивная кровля, столь обычная
в памятниках китайского зодчества, предопределила
особенности одного из основных конструктивных
и декоративных элементов китайских построек
– так называемого доу-гун. Доу-гун представляет
собой своеобразную систему многоярусных
деревянных кронштейнов, которая, увенчивая
опорный столб в месте его соединения
с горизонтальной балкой, принимает на
себя тяжесть этой балки и служит для большого
выноса широких крыш, равномерно распределяя
их тяжесть. В архитектуре периода Хань
доу-гун используется в качестве отдельных
декоративно обработанных архитектурных
узлов, расположенных по углам и в центре
здания, в отличие от более поздних периодов,
когда он представлял собой ажурный фриз,
проходящий под крышей вдоль всей стены.
Выступающие концы балок и доу-гуны в ханьское
время уже богато декорировались. Легкие
деревянные стены здания укреплялись
на каркасе и служили как бы ширмами, которые
можно было разбирать и заменять в зависимости
от времени года.
О рядовых жилых
постройках можно составить представление
по найденным в погребениях
Немногочисленными
наземными архитектурными памятниками,
дошедшими от этого времени, являются
каменные пилоны, ставившиеся по два
при входе к мету погребения и служившие
символической гранью, за которой начиналось
«царство мертвых». Пилоны сохранились
в провинциях Хэнань, Шаньдун и
Сыгуань. Сыгуаньские пилоны отличаются
от более массивных шаньдунских и хэнаньских
стройностью, легкостью и вытянутостью
пропорций. По размерам они невелики: высота
их около 2,5 м. при расстоянии между ними
в 23 м. Нижняя часть сыгуаньских пилонов
состоит из прямоугольного, слегка суживающемуся
кверху столба, декорированного плоскими
пилястрами. Верхняя часть, воспроизводящая
конструкцию покрытия жилых домов, – из
архитрава, фриза, карниза и широкой крыши,
увенчивающей все сооружение. В камне
выточены выступающие концы круглых поддерживающих
крышу балок и цилиндрическая черепица,
лежавшая в несколько рядов. Пилоны украшены
разными каменными рельефами и надписями.
Ансамбли ханьских погребальных сооружений достигают значительных размеров и представляют собой комплексы подземных камер, облицованных каменными плитами. На поверхности земли погребения отмечены земляными холмами, небольшими постройками, статуями и пилонами.
В различных
районах Китая обнаружено большое
количество самых разнообразных
видов гробниц. Некоторые из них
высекались прямо в толще гор,
некоторые возводились в
Например, на одном из таких доу-гунов от центральной дуги в обе стороны широко расходятся две также изогнутые каменные опоры, выточенные в виде крылатых фантастических зверей, как бы вылезающих до середины туловища из потолка и вгрызающихся в каменную массу капители. В некоторых погребениях при входе стояли парные колонны, также увенчанные наверху доу- гунами и имевшие в качестве базы монументальные фигуры львов.
Впечатление давящей массы камня в ханьских гробницах облегчалось тем, что стены, колонны и потолки сплошь покрывались резьбой, а также росписью.
Самым грандиозным
архитектурным сооружением
«Великая китайская стена», начало постройки
которой относится к 4-3 вв. до н.э. Стена
строилась по северной границе Китая и
предназначалась для защиты страны от
набегов кочевников, а также защищала
поля от песков пустыни.
Местом начала строительства Китайской
стены считается северно-восточная область
Китая. Вдоль простирающихся на запад
и на юг горных хребтов и было основано
это могучее крепостное сооружение.
Вначале стена не была единой. Ее строительство велось по частям и переменно, в отдельных царствах периода Чжаньго. Лишь в конце 3 века до н.э., после объединения страны, разрозненные части стены были соединены вместе. Первоначально ее длина равнялась приблизительно 750 км.; после различных достроек, произведенных на протяжении веков, она превысила 3000 км.
Китайская стена
поистине является одним из самых
величайших древних памятников мирового
зодчества. По неприступным голым крутым
и диким вершинам гор поднимается
она иногда почти отвесно, как
бы сливаясь воедино с могучей
и суровой природой, образует причудливые
петли и уходит бесконечно далеко широкой
белой полосой, отделяющей горы от равнин.
По грандиозному размаху, суровости и
монументальности это сооружение можно
сопоставить с египетскими пирамидами.
Строители стены придерживались того
правила, чтобы вести ее только вдоль труднопроходимых
горных хребтов, поэтому она часто образуют
настолько крутые петли, что расстояние
между двумя участками стены через ущелье
равняется всего 500-700 метров. При постройке
стены в разных местах пользовались разными
материалами. В основном она сложена из
плотно утрамбованного лесса или камыша,
пересыпанного песком и обмазанного глиной.
Позднее стена была облицована светло-серым
камнем. Средняя ее высота от 5 до 10 м., средняя
ширина от 5 до 8 м. По верху стены проходит
ряд зубцов с бойницами и проложена дорога,
по которой могли передвигаться колонны
войск. Примерно через каждые 100-150 м. по
всей длине стены сооружены квадратные
сторожевые башни, где жила стража и откуда
подавались световые сигналы при приближении
неприятеля.
Высокие и массивные башни с рубчатым
верхом имеют небольшие окна, тяжелые
невысокие входные арки и внутренние помещения.
На всем протяжении стены по верху в ее
конце были сделаны проходы с лестницами,
позволяющие выйти на одну из сторон.
Суровый ландшафт
северокитайских гор, лишенных растительности,
особенно подчеркивает лаконичность и
строгую простоту этого древнего
крепостного сооружения.
Основные достижения культуры Древнего Китая.
Ханьский период
был своего рода кульминацией культурных
достижений
Древнего Китая. На основе вековых астрономических
наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный
календарь. В 28 г. до н.э. ханьские астрономы
впервые отметили существование солнечных
пятен. Достижением мирового значения
в области физических знаний явилось изобретение
компаса в виде квадратной железной пластины
со свободно вращающейся на ее поверхности
магнитной «ложкой», ручка которой неизменно
указывала на Юг. Ученый Чжан
Хэн (78-139 гг. н.э.) первый в мире сконструировал
прототип сейсмографа, соорудил небесный
глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320
созвездий. Им была разработана теория
Земли и безграничной Вселенной во времени
и пространстве. Ханьские математики знали
десятичные дроби, впервые в истории изобрели
отрицательные числа, уточнили значение
числа П. Медицинский каталог 1 в. перечисляет
35 трактатов по разным болезням. Чжан Чжуецзын
(150-219 гг.) разработал методы пульсовой
диагностики и лечения эпидемиологических
заболеваний.
Конец эпохи древности отмечен изобретением механических двигателей, использующих силу падения воды, водоподъемного насоса, усовершенствованием плуга.
К выдающимся успехам материальной культуры относится древнекитайское лаковое производство. Лаковые изделия составляли важную статью внешней торговли Ханьской империи.
Со времен «открытия» Великого шелкового пути империя Хань Становиться всемирно известным поставщиком шелка. Китай был единственной страной древнего мира, освоившей культуру шелкопряда.
Великим вкладом
Древнего Китая в общечеловеческую
культуру явилось изобретение бумаги.
Изобретение бумаги и туши создало
условие для техники эстампов,
а затем и возникновению
В период Хань производится
сбор, систематизация и комментирование
древних памятников. По сути все, что осталось
от древнекитайского духовного наследства,
дошло до нас благодаря записям, осуществленным
в это время.
Тогда же зародились филология, поэтика,
были составлены первые словари.
Появились крупные произведения художественной
прозы, прежде всего исторической.
Некоторые достижения
Древнего Китая – бумага, порох,
компас и пр. – были заимствованы
у китайцев другими цивилизациями.
Благодаря этим достижениям мир
претерпел значительные изменения.
И тот мир, который мы видим
сейчас, является результатом тех
изменений, которые произошли благодаря
открытиям разных цивилизаций, в
том числе и цивилизации
Китая.
Список литературы.
1. Аверинцев С.С., Алексеев В.П.: «Древние Цивилизации».
2. Всеобщая история искусств. Том 1
3. Искусство древнего Востока.
4. История и наука Древнего Китая.
5 Культурология.
Под редакцией А.И.Марковой.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Специальность: «Народное художественное творчество: хореография» |
Реферат |
на тему: «История Художественной культуры Древнего Китая». |
Выполнила: студентка Челябинск, 2010 |