Особенности Русской Иконописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:57, доклад

Описание

Преодоление ненавистного разделения мира, преображение Вселенной во храм, в
котором вся тварь объединится так, как объединены во едином Божеском Существе
три лица Св. троицы, - такова та основная тема, которой в древней русской
живописи все подчиняется.
Нет сомнения в том, что эта иконопись выражает собой глубочайшее, что есть в
древнерусской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших,
мировых сокровищ религиозного искусства.

Работа состоит из  1 файл

иконопись.doc

— 66.00 Кб (Скачать документ)

золотистого фона иконы.

Интенсивное чувство цвета свойственно Псковской  школе, но в отличие от

звонкого  колорита Новгорода, в ней преобладают  землистые тона, зеленые,

иногда довольно глухие. Зато псковские иконы никогда не кажутся пестро

расцвеченными. Краска рождается из глубины доски, загорается светом, выражает

внутреннее  горение души, соответствует духовному  напряжению в ликах псковских

святых.

В новгородской иконе краски горят при ясном свете дня. В псковском “Рождестве

Христовом с избранными святыми” краски и  свет возникают из таинственной мглы,

символизируя  “святую ночь”.

В отдельных  школах древнерусской иконописи  не было строгой регламентации

цвета. Но определенные правила все же существовали: независимо от сюжета

краски  должны были составлять нечто целое  и этим давать выход тому, что

каждой  из них присуще. В иконах часто  выделяется центр композиции,

устанавливается равновесие между ее  частями, краски же вливаются в единую

живописную  ткань. В творчестве Дионисия и мастеров его круга краски обладают

одним драгоценным свойством: они теряют долю своей насыщенной яркости,

приобретая  свечение. Здесь происходит окончательный  разрыв с византийской

традицией. Краски становятся прозрачными - подобие витража или акварели.

Сквозь  них просвечивает белый левкас.

Все это  исчезает в иконописи XVI-XVII веков. Побеждают  темные тона: сначала

насыщенные, звучные, благородные, потом все  более тусклые, землистые, с

изрядной  примесью черноты. 
 

1.  Сюжеты  древнерусской иконописи 

Таинственная  загадочная красота иконы восхищала  и увлекала, ее художественный

язык, столь  отличный от языка европейского искусства  становиться предметом

изучения  и исследования специалистов. Но народ, все мы, к кому вернулась

древняя икона, оказались теперь в двойной  изоляции от своей расчищенной,

сохраненной, сияющей красками живописи. Если Людям  начала XX века был нов

художественный  мир иконы,  то лежащее в ее основе слово,  Евангелие, Библия,

вся христианская традиция были им хорошо известны.  Мы, также как и они,

привыкли  с детства к европейской живописи (потому  что  европейской  по типу

является  и русская живопись XVI-II-XIX веков),  и нам тоже труден  и

непривычен  художественный язык иконописи. Но, кроме  того, нам - нам в

широком смысле слова - плохо известно Священное  Писание,  неведомы жития

святых, церковные песнопения,  закрыто  и то «слово», которое лежит в  основе

древнерусской живописи. Начавшееся возвращение к  нему идет трудно и медленно.

Рассматривая  иконы, мы часто задаем вопросы: «Кто изображен? Что

изображено?»,  а потом - «Почему так изображено?».  Вопросы эти, кажущиеся на

первый  взгляд простыми и наивными, чрезвычайно  важные и нужные.

Без ответа на них невозможно  самое  первое  приближение  к древнерусской

иконописи,  невозможно приобщение к тому открытию иконы после столетий

забвения, которое принес наш век.

Рассмотрим  наиболее  часто встречающиеся  композиции русских икон. 

2.  Образы  Спаса 

Главный, центральный образ всего древнерусского искусства - образ Иисуса

Христа,  Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) - это слово

абсолютно точно выражает представление о  нем христианской  религии.  Она

учит,  что Иисус Христос - Человек и  одновременно Бог и Сын Божий,  принесший

спасение  человеческому роду.

Традиционно расположены  на  любом его  изображении по обеим сторонам от

головы IC XC - обозначение словом его личности, сокращенное  обозначение  его

имени  -  Иисус  Христос  («Христос»  по-гречески - помазанник,  посланник

Божий).  Также  традиционно окружает головы Спаса нимб - круг,  чаще всего

золотой, - символическое изображение исходящего от него  света,  света

вечного, потому и обретающего круглую  безначальную форму. Нимб этот в память

о принесенной  им за людей крестной жертве всегда  расчерчен крестом.

В древности  в византийском искусстве сложились  чисто  художественные,

живописные  приемы, позволяющие раскрыть одухотворяющее, божественное начало в

самих чертах, в самом реальном облике Иисуса Христа. Эти приемы на протяжении

времени развивались, что позволило раскрывать в образах Спаса разные грани

его  личности.  Стремление  к разнообразию никогда не было самоцелью

древнерусских художников.  Наоборот, они стремились как можно полнее

сохранить то,  что было сделано их предшественниками. Древние изображения

Спаса повторялись художниками многих  последующих  поколений.  В этих случаях

никогда не возникали копии, так как воспроизводились лишь главные характерные

черты избранного образца.

Нерукотворный образ,  или иначе Спас Нерукотворный,  - важнейший образец,

которому  следовали мастера во все времена, пока существовало  древнерусское

искусство.  Легенда о Нерукотворном Образе утверждала не только то, что это

изображение было создано по воле самого Иисуса Христа, но и то, что оно было

создано им в помощь страждущему человеку.

Многочисленны были иконы, воспроизводящие Нерукотворный  Образ. Древнейшая из

сохранившихся - «Спас Нерукотворный», созданный  в Новгороде в XII веке и

принадлежащий сейчас Третьяковской галерее.

Очень важным  и  распространенным типом изображения Спаса в древнерусском

искусстве был тип, получивший название «Спас  Вседержитель». Понятие

«Вседержитель»  выражает основное представление христианского  вероучения о

Иисусе  Христе.  «Спас  Вседержитель»  -  это  поясное  изображение Иисуса

Христа  в левой руке с Евангелием - знаком принесенного им в мир учения -  и

с  правой рукой,  деснице,  поднятой в жесте  обращенного к этому миру

благословения. Но не только эти важные смысловые  атрибуты объединяют

изображения Спаса Вседержителя.  Создавшие их художники стремились с особой

полнотой  наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием.

До нас  дошло выполненное мозаикой изображение  Спаса Вседержителя  в куполе

одного  из древнейших храмов - собора Святой Софии  в Киеве         (1043-1046

гг.).

Многочисленны были  и иконописные изображения  Спаса Вседержителя. И среди

них, пожалуй, самое знаменитое - икона, написанная  в начале XV века

величайшим  русским художником Андреем Рублевым.  Ее называют сейчас по месту

находки в городе Звенигороде «Звенигородским Спасом».

С теми же атрибутами Владыки мира, что  и Спас Вседержитель, с Евангелием в

левой руке и поднятой в благословении  десницей изображался Иисус Христос  и

в  распространенных  композициях «Спас  на  престоле».  На его царственную

власть  указывало здесь само восседание на престоле (троне).  В этих

изображениях  особо ясно выступало то,  что  Владыка мира является и его

судией,  так как «воссев на престол»,  Спаситель будет творить свой последний

суд над  людьми и миром. 
 
 
 

Литература 

  1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М., Изобразительное

    искусство, 1978.

  1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. - М.,

    Просвещение, 1993.

  1. Иванов А.П.  Духовные основы церковного искусства. - Журнал

    московской  патриархии N5 1989, с.67.

  1. Любимов Л.Д.  Искусство древней Руси.  -  М.,  Просвещение, 1974.
  2. Успенский А.А.  Искусство русской церкви. Иконопись. - Журнал

    московской  патриархии N8 1987, с.73. 

Информация о работе Особенности Русской Иконописи