Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:57, доклад
Преодоление ненавистного разделения мира, преображение Вселенной во храм, в
котором вся тварь объединится так, как объединены во едином Божеском Существе
три лица Св. троицы, - такова та основная тема, которой в древней русской
живописи все подчиняется.
Нет сомнения в том, что эта иконопись выражает собой глубочайшее, что есть в
древнерусской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших,
мировых сокровищ религиозного искусства.
золотистого фона иконы.
Интенсивное
чувство цвета свойственно
звонкого колорита Новгорода, в ней преобладают землистые тона, зеленые,
иногда довольно глухие. Зато псковские иконы никогда не кажутся пестро
расцвеченными. Краска рождается из глубины доски, загорается светом, выражает
внутреннее горение души, соответствует духовному напряжению в ликах псковских
святых.
В новгородской иконе краски горят при ясном свете дня. В псковском “Рождестве
Христовом с избранными святыми” краски и свет возникают из таинственной мглы,
символизируя “святую ночь”.
В отдельных школах древнерусской иконописи не было строгой регламентации
цвета. Но определенные правила все же существовали: независимо от сюжета
краски должны были составлять нечто целое и этим давать выход тому, что
каждой из них присуще. В иконах часто выделяется центр композиции,
устанавливается равновесие между ее частями, краски же вливаются в единую
живописную ткань. В творчестве Дионисия и мастеров его круга краски обладают
одним драгоценным свойством: они теряют долю своей насыщенной яркости,
приобретая свечение. Здесь происходит окончательный разрыв с византийской
традицией. Краски становятся прозрачными - подобие витража или акварели.
Сквозь них просвечивает белый левкас.
Все это исчезает в иконописи XVI-XVII веков. Побеждают темные тона: сначала
насыщенные, звучные, благородные, потом все более тусклые, землистые, с
изрядной
примесью черноты.
1. Сюжеты
древнерусской иконописи
Таинственная загадочная красота иконы восхищала и увлекала, ее художественный
язык, столь отличный от языка европейского искусства становиться предметом
изучения и исследования специалистов. Но народ, все мы, к кому вернулась
древняя икона, оказались теперь в двойной изоляции от своей расчищенной,
сохраненной, сияющей красками живописи. Если Людям начала XX века был нов
художественный мир иконы, то лежащее в ее основе слово, Евангелие, Библия,
вся христианская традиция были им хорошо известны. Мы, также как и они,
привыкли
с детства к европейской
является и русская живопись XVI-II-XIX веков), и нам тоже труден и
непривычен художественный язык иконописи. Но, кроме того, нам - нам в
широком смысле слова - плохо известно Священное Писание, неведомы жития
святых, церковные песнопения, закрыто и то «слово», которое лежит в основе
древнерусской живописи. Начавшееся возвращение к нему идет трудно и медленно.
Рассматривая иконы, мы часто задаем вопросы: «Кто изображен? Что
изображено?», а потом - «Почему так изображено?». Вопросы эти, кажущиеся на
первый взгляд простыми и наивными, чрезвычайно важные и нужные.
Без ответа на них невозможно самое первое приближение к древнерусской
иконописи, невозможно приобщение к тому открытию иконы после столетий
забвения, которое принес наш век.
Рассмотрим
наиболее часто встречающиеся
композиции русских икон.
2. Образы
Спаса
Главный,
центральный образ всего
Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) - это слово
абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Она
учит, что Иисус Христос - Человек и одновременно Бог и Сын Божий, принесший
спасение человеческому роду.
Традиционно расположены на любом его изображении по обеим сторонам от
головы IC XC - обозначение словом его личности, сокращенное обозначение его
имени - Иисус Христос («Христос» по-гречески - помазанник, посланник
Божий). Также традиционно окружает головы Спаса нимб - круг, чаще всего
золотой,
- символическое изображение
вечного, потому и обретающего круглую безначальную форму. Нимб этот в память
о принесенной им за людей крестной жертве всегда расчерчен крестом.
В древности в византийском искусстве сложились чисто художественные,
живописные приемы, позволяющие раскрыть одухотворяющее, божественное начало в
самих чертах, в самом реальном облике Иисуса Христа. Эти приемы на протяжении
времени развивались, что позволило раскрывать в образах Спаса разные грани
его личности. Стремление к разнообразию никогда не было самоцелью
древнерусских художников. Наоборот, они стремились как можно полнее
сохранить то, что было сделано их предшественниками. Древние изображения
Спаса
повторялись художниками
никогда не возникали копии, так как воспроизводились лишь главные характерные
черты избранного образца.
Нерукотворный образ, или иначе Спас Нерукотворный, - важнейший образец,
которому следовали мастера во все времена, пока существовало древнерусское
искусство. Легенда о Нерукотворном Образе утверждала не только то, что это
изображение было создано по воле самого Иисуса Христа, но и то, что оно было
создано им в помощь страждущему человеку.
Многочисленны были иконы, воспроизводящие Нерукотворный Образ. Древнейшая из
сохранившихся - «Спас Нерукотворный», созданный в Новгороде в XII веке и
принадлежащий сейчас Третьяковской галерее.
Очень важным и распространенным типом изображения Спаса в древнерусском
искусстве был тип, получивший название «Спас Вседержитель». Понятие
«Вседержитель» выражает основное представление христианского вероучения о
Иисусе Христе. «Спас Вседержитель» - это поясное изображение Иисуса
Христа в левой руке с Евангелием - знаком принесенного им в мир учения - и
с правой рукой, деснице, поднятой в жесте обращенного к этому миру
благословения. Но не только эти важные смысловые атрибуты объединяют
изображения Спаса Вседержителя. Создавшие их художники стремились с особой
полнотой наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием.
До нас дошло выполненное мозаикой изображение Спаса Вседержителя в куполе
одного из древнейших храмов - собора Святой Софии в Киеве (1043-1046
гг.).
Многочисленны были и иконописные изображения Спаса Вседержителя. И среди
них, пожалуй, самое знаменитое - икона, написанная в начале XV века
величайшим русским художником Андреем Рублевым. Ее называют сейчас по месту
находки в городе Звенигороде «Звенигородским Спасом».
С теми же атрибутами Владыки мира, что и Спас Вседержитель, с Евангелием в
левой руке и поднятой в благословении десницей изображался Иисус Христос и
в распространенных композициях «Спас на престоле». На его царственную
власть указывало здесь само восседание на престоле (троне). В этих
изображениях особо ясно выступало то, что Владыка мира является и его
судией, так как «воссев на престол», Спаситель будет творить свой последний
суд над
людьми и миром.
Литература
искусство, 1978.
Просвещение, 1993.
московской патриархии N5 1989, с.67.
московской
патриархии N8 1987, с.73.