Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:17, реферат
Цель: выявить ключевые особенности творчества К.С. Петрова-Водкина.
Задачи:
1. выявить особенности изобразительного искусства ХХ века;
2. проанализировать особенности творчества художника до начала революционных событий;
3. выявить и проанализировать основные направления в творчестве Петрова-Водкина во время событий революции и после них.
Введение
Его вечный путь, вечная борьба
За новые и новые откровения"
К.С. Петров-Водкин
ХХ век величественен, сложен и противоречив. Именно в это время заложены основы пролетарского искусства – искусства, несущего идеи большевистских партий, идеи социализма.
В искусстве шли споры, боролись направления, течения, группы. Каждый художник определял свой путь в искусстве, свое отношение к миру; одновременно шли поиски новых средств выражения, поиски живописного языка, который соответствовал новому этапу развития общества.Только за первые годы язык русской живописи перетерпел больше изменений, чем за все предыдущие столетия. Время показало, какие из этих перемен послужили на пользу русскому искусству, что навсегда осталось в нем, а что промелькнуло, сгорело мгновенно.
Живопись ХХ века особенно ярко индивидуальна. Полотна Кустодиева, Борисова-Мусатова, Нестерова и Петрова-Водкина - не только отношение к отображаемому миру, сюжет, но и весь характер живописи, сам подход к выразительным ее средствам у них настолько различны, что узнать кисть каждого значительного мастера не составляет труда.
Цель: выявить ключевые особенности творчества К.С. Петрова-Водкина.
Задачи:
1. выявить особенности изобразительного искусства ХХ века;
2. проанализировать особенности творчества художника до начала революционных событий;
3. выявить и проанализировать основные направления в творчестве Петрова-Водкина во время событий революции и после них.
1. Художественная жизнь россии в начале xx столетия
Обратившись к русской художественной культуре периода, который располагается на рубеже двух революций, нельзя не поразиться удивительной сконцентрированности на небольшом отрезке времени не только крупнейших явлений культуры, ярчайших индивидуальностей - великих поэтов, художников, актеров, режиссеров, композиторов, но и множества различных художественных группировок и объединений. Все вместе они создают на редкость многоликую картину, где в почти неправдоподобном соседстве оказываются мастера, подчас противоположные по своим творческим устремлениям, здесь сталкиваются стилевые направления, активно заявляют о себе творческие группы.
В это время продолжали
работать, а во многом находились в
зените творческих сил, мастера старших
поколений, участники выставок "Мира
искусства" или "Союза русских
художников". Одновременно на арену
творческой жизни выходили и новые
живописные течения, такие как "Голубая
роза", "Бубновый валет", "Ослиный
хвост", сложившиеся в период между
1907 и 1917 годами. Их идеологи ошеломляли
публику парадоксальными
И все же подспудно в среде этой молодежи вызревали серьезные творческие силы, формировались художники, искренне и горячо протестовавшие против старого общества, старой эстетики, старого искусства. Их бунт не всегда имел под собой твердую мировоззренческую основу, взрывчатость их полотен нередко исчерпывалась чисто формальными дерзаниями, но уже то, что в их числе были П. Кончаловский, М. Сарьян, И. Машков, П. Кузнецов, К. Петров-Водкин, А. Лентулов, Н. Альтман, Н. Крымов, А. Куприн, Р. Фальк, А. Шевченко и многие другие, ставшие впоследствии выдающимися мастерами советского изобразительного искусства, обязывает более внимательно отнестись к исканиям тех предреволюционных лет.
Преодолевая крайности молодости,
в сложных, порой мучительных
противоречиях обретая надежную
почву, они пронесли через всю
жизнь интенсивность и
Этот период - время глубокого
идейного кризиса, когда значительная
часть русской интеллигенции
изменяет демократическим идеалам
и переходит на позиции буржуазного
либерализма, ясно обнаружившего в
это время свою реакционную природу.
Широкое распространение
Процесс перехода к новым творческим системам, который мы наблюдаем в России, был характерен для всего европейского искусства. В России он приобрел свои национальные особенности, которые были связаны как с далекими или близкими традициями, в частности с традициями самого развития культуры, так и со своеобразием ситуации, сложившейся в русской истории, в русской культуре на рубеже XIX и XX столетий - в период трагических взрывов и потрясений, на долгие годы предопределивших судьбу России.
Первая русская революция
1905 - 1907 годов была подавлена. Сотни
революционеров томились в тюрьмах,
каторжных централах, сибирской
ссылке, иным удалось эмигрировать.
Значительная часть интеллигенции
растерялась: одни, махнув рукой на
честь и достоинство, выражали верноподданнические
чувства, другие пытались отгородиться
от мирской суеты, третьи искали бога,
конструируя странный гибрид философского
идеализма, христианской мистики и
утопического социализма. Бунтующая
и протестующая против всех и вся
молодежь облачалась в желтые кофты
футуристов, шокировала обывателя "пощечинами
общественному вкусу" и ложками
в петлицах, шумными скандалами на
поэтических вечерах и
"Мы переживаем бурные времена, - писал В.И. Ленин, - когда история России шагает вперед семимильными шагами, каждый год значит иногда более, чем десятилетия мирных периодов".
Кризис эстетических ценностей
захватил и всех представителей так
называемого "авангарда". Они не
могли опираться на передовую
идеологию, ее у них попросту не было.
Вместе с тем в характере новых
идей, выдвигавшихся молодым
Тем не менее, Развитие изобразительного
искусства на протяжении рассматриваемого
периода, несмотря на отмеченную выше
неравномерность, подчинено определенной
логике. Есть своя последовательность
и закономерность в тех переменах,
которые претерпела живопись в своем
движении от "Девочки с персиками"
В. Серова до "Черного квадрата"
К. Малевича, хотя эти явления отделены
друг от друга огромной дистанцией.
Смысл этих перемен заключался в
преодолении свойственного
Первые шаги на этом пути
связаны с утверждением лирической
концепции художественного
Параллельно шел процесс
освобождения искусства от той, во многом
служебной, роли, которую оно прежде
выполняло в русском обществе,
озабоченном разрешением
Что касается отношения художника к окружающему миру, то здесь процесс пролегал через все более последовательное преображение реальности Мастер-творец проникал сквозь внешнюю оболочку явлений, стремясь раскрыть их глубинную сущность и полагая художественным образ местом пересечения феноменального и ноуменального. Он рассчитывал на многогранность и многозначность этого образа, его несводимость к какому-то определенному понятию. Реальность преображалась, как бы про ходя различные стадии пересоздания - на уровне сюжета, средствами театрализации действительности, с помощью возрождения мифологического мышления. В соответствии с этим менялась жанровая структура. Жанры, предусматривавшие прямые формы общения искусства и действительности, такие как бытовой жанр или пейзаж, уступали место историческому, мифологическому, подготавливая полную отмену того принципа жанрового структурирования, который существовал в течение многих столетий.
Мифологизированное мышление
завоевывало все более прочные
позиции в изобразительном
Таким образом, рассматриваемый период был временем переломов, острой борьбы передовых и реакционных течений, напряженной внутренней борьбы в сознании людей, стремившихся разобраться в новой эпохе и отразить ее в своем творчестве. Одни художники не шли дальше мечтаний об обновлении общества, другие возвышались до смелых протестов, до открытого участия в революционной борьбе. Говоря словами Ленина, в современной России шли "две войны: одна - общенародная борьба за свободу, другая - борьба пролетариата с буржуазией за социалистическое переустройство общества".
2. Творчество К. Петрова-Водкина до революции 1917 года
Есть художники, занимающие в искусстве особое место. Их работы резко отличаются от произведений современников, но вместе с тем не являются чем-то чуждым общему процессу художественного развития, а, скорее, дополняют и обогащают его.
Именно такой своеобразной и крупной личностью был в русском и советском искусстве первой трети XX века Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Выходец из народа, Петров-Водкин слишком хорошо знал российскую действительность, мир, где одни - "безнаказанные мучители", другие - "беззащитные жертвы". Вместе с тем, из детства, пронизанного солнцем волжского простора, полного материнской любви и заботы со стороны близких, в рассказах и сказках которых "были" легко переплетались с "небылицами", а реальное окрашивалось вымыслом, он вынес веру в добро, в возможность справедливой и светлой жизни.
Увлеченность рисунком возникла
у художника после
Неожиданно почти полностью
академическое направление
Информация о работе Особенности творчества К.С. Петрова-Водкина