Пейзаж «Солнечный день на берегу Большого Ика», «Сумерки на берегу Большого Ика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:16, дипломная работа

Описание

Целью дипломного проекта: является выполнение двух летних пейзажей в разное время суток.

В данной дипломной работе объектом выступает природа в разное время суток; предметом- жанр изобразительного искусства пейзаж.

Содержание

Введение………………………………………………………………………

Глава 1. Живопись как вид изобразительного искусства…........................
История развития живописи……………………………......................

Глава 2. Методические рекомендации для проведения занятий в жанре пейзажа…………………………………………………………………………

2.1 Последовательность построения пейзажа

Глава 3. Этапы выполнения дипломной работы……………

3.1 Композиционно-колористическое выполнение пейзажа….

3.2 Материалы и техника выполнения работы…………………

3.3 План-конспект урока…………………………………………

Заключение……………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Гульфии.docx

— 60.20 Кб (Скачать документ)

   В 20 в. действительность осознаётся и претворяется в разных аспектах в Живопись крупнейших художников капиталистических стран: П. Пикассо, А. Матисса, Ф. Леже, А. Марке во Франции; Д. Риверы, Х. К. Ороско, Д. Сикейроса в Мексике; Р. Гуттузо в Италии; Дж. Беллоуза, Р. Кента в США. Во многих их картинах, настенных росписях нашло повышенно-эмоциональное выражение правдивое осмысление трагических противоречий действительности, переходящее в обличение уродств капиталистического строя; Живопись передовых художников пропагандирует прогрессивные политические идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздавая исторические и современные события; в ней воплотились также жизнерадостно-оптимистическое восприятие мира, увлечение его материальностью. С эстетическим осмыслением новой, «технической» эры связано не только отражение пафоса индустриализации жизни, не только проникновение в Живопись геометричных, «машинных» форм, к которым нередко сводятся формы органические, но и поиски в Живопись отвечающих мироощущению современного человека, его духовным потребностям эмоционально-образных цветовых решений, новых форм, которые могут быть использованы в декоративном искусстве, архитектуре и промышленности. Широкое распространение в Живопись, главным образом капиталистических стран, с начала 20 в. получили различные модернистические течения (см. Модернизм), отражающие общий кризис культуры буржуазного общества, в той или иной степени порывающие живую связь с реальностью; однако и в модернистической Живопись порой находят косвенное отражение «больные» проблемы современности, безудержный дух протеста (например, в Живопись экспрессионизма с её драматической неистовостью, кризисными настроениями). В Живопись многих модернистических течений (кубизм, футуризм, сюрреализм) отдельные более или менее легко узнаваемые элементы зримого мира фрагментируются или геометризируются, предстают в неожиданных, иногда алогичных сочетаниях, порождающих множество ассоциаций, сливаются порой с чисто абстрактными формами. Дальнейшая эволюция многих из этих течений уже в 1910-х гг. привела к полному отказу от изобразительности, к появлению абстрактной Живопись (см. Абстрактное искусство), что ознаменовало распад Живопись как средства отражения и познания действительности; абстрактная Живопись вплоть до 1960-х гг. была широко распространена в искусстве главным образом капиталистических стран. С середины 1960-х гг. в странах Западной Европы и Америки Живопись порой становится одним из элементов «поп-арта».

   В 20 в. возрастает роль монументально-декоративной Живопись, как изобразительной (например, революционно-демократическая монументальная Живопись в Мексике), стремящейся в первую очередь вовлечь массового зрителя в круг воплощаемых ею идей, таки неизобразительной, обычно плоскостной, отвлеченно-орнаментальной, гармонирующей с геометризованными формами современной архитектуры. В то же время станковая Живопись по-прежнему играет главную роль, хотя усиление декоративности элементов художественной формы нередко делает станковую картину частью общего архитектурно-художественного ансамбля. В 20 в. растет интерес к исканиям в области техники Живопись (в т. ч. восковой и темперной; для монументальной Живопись изобретаются новые краски — пироксилиновые в Мексике, силиконовые, на кремне.

      Символизм в пейзаже

      Человеку  всегда было свойственно всматриваться  в мир природы его окружавший. Живописные произведения помогают увидеть  этот мир глазами людей минувших времен. Сегодня понятие пейзаж мы прилагаем ко всякому виду местности, изображенному художником. Но представления  о пейзаже как особом живописном жанре появилось всего несколько  столетий тому назад. Рождению пейзажа  предшествовало формирование представлений  о природе в мифах. Огонь, воздух, вода и земля в древнейших мифологиях являются основными стихиями мироздания.  Дождь – символ союза неба и  земли, дающего жизнь растениям  и животным. Мировое древо или  древо жизни в мифологиях разных народов определяло организацию  вселенского пространства, противопоставление неба земле, верха низу. С древом связан и образ мировой горы, которая  многими народами почиталась как  место пребывания богов. С водой  были связаны мотивы рождения и смерти, воздух соотносился с мужскими началами. Сильный ветер, ураган, буря, рассматривались  как вестники божественного откровения...

      Живописный  пейзаж неразрывно связан с мифологическими  образами, но в нем изначально отражался  и эмпирический опыт художника и  осознание собственных, независимых  от религии, мифологии, идеологии, задач  искусства.

 

      ГЛАВА     II.     МЕТОДИЧЕСКИЕ     РЕКОМЕНДАЦИИ     ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ЖАНРЕ ПЕЙЗАЖА,

    2.1 Последовательность построения пейзажа

  Практические  занятия учащихся по рисованию пейзажа  следует начинать с изображения  деревьев.

  При рисовании значение имеет не только наблюдение общей формы, пропорций, пространственного положения частей, но и понимание рисующим строения стволов и ветвей, являющейся как  бы каркасом дерева. У разных пород  деревьев характер. строения различен. Они требуют внимательного изучения. Такое изучение полезно провести сначала на рисований деревьев весной или осенью, когда они не одеты  листвой.

   В ходе работы над изображением дерева учащиеся последовательно разрешают следующие задачи: передают основные пропорции дерева, направление ствола и его основных разветвлении; определяют отношение величины кроны к высоте всего дерева; намечают общую форму кроны и уточняют строение ствола; прорабатывают форму кроны в ее частях, выявляя объем светотенью. После этого переходят к заданиям по изображению нескольких объектов пейзажа в их пространственной связи между собой. Их следует провести два. Выполняя одно задание, учащиеся должны сосредоточить внимание на композиции и построение рисунка; во втором - на тональной проработке. Объектом этих заданий могут быть часть сада, дворы, прилегающие улицы и т.д.

  Проводя занятия по рисованию пейзажа, учитель  должен заранее определить объект изображения.

   Говоря  о построение рисунка пейзажа, учитель  знакомит учащихся с членением пространства пейзажа на первый, второй и третий планы, отмечает особенности наблюдения натуры и разъясняет последовательность работы над рисунком. 

 

    Определив при помощи видоискателя композицию рисунка и сделав эскиз, учащейся намечает на бумаги землю и размещает основные элементы пейзажа. Сначала он определяет их соотношение с длиной всего рисунка, потом с высотой (в первую очередь определяется высота наиболее высокого предмета).после этого намечается линия горизонта, что помогает при проверке последующих перспективных построений.

  Когда предметы пейзажа приблизительно размещены, учащиеся переходят к выяснению  в рисунке их общей формы. Правильность направлений уходящих в глубину линий проверяется горизонтальным визированием и их пересечением на линии горизонта. Затем рисунок прорабатывается детально, причем светотеневое решение планов дается лишь легкой штриховкой.

  При выполнении этого задания нужно  следить за тем, чтобы учащиеся уже в построении рисунка постоянно помнили о воздушной перспективе. Связывая степень резкости и четкости изображения с выявлением отдельных планов пространства.

  Второе  задание посвящается рисованию  пейзажа с решением тональной  проработки рисунка.

   Основные  задачи и последовательность тональной  проработки рисунка те же, что и  при рисовании натюрморта (сначала  широко прокладывают основные тени, беря их, однако, слабее, чем есть в натуре), наносят самое темное место, а затем переходят к подробной проработке рисунка, постепенно идя от более темных к более светлым, но они усложнены, как передачей явлений воздушной перспективы, так и передачей фактуры разнообразных предметов ( листва деревьев, поверхность земли, постройки и т. д.). Рисование пейзажа требует от рисующего большого разнообразия средств выражения. Так, если стена дома, представляющая собой четкую плоскость, может быть передана длинными прямыми штрихами с равными интервалами,    то   изображение    земли   требует   свободной    штриховки, 

разнообразной по величине и направлению штрихов, степени нажима на карандаш.

   Для передачи глубины в рисунке большое  значение имеет тональное решение (соотношение силы теней и полутеней), а также прорисовка деталей на переднем плане. 

 

ГЛАВА III. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.

3.1 Композиционно- колористическое  решение пейзажа

     Для дипломной работы была выбрана пора лето, но в разное время суток. Солнечному дню присуще такие качества как  богатство цветовой палитры, прозрачность воздушной среды, умиротворенность обстановки, теплый цветовой колорит. Лето любимая пора многих художников, а также поэтов.

     И стоит он околдован, -

     Не  мертвец и не живой –

     Сном  волшебным очарован,

     Весь  окутан, весь окован

     Легкой  цепью пуховой…

     Солнце  зимнее ли мещет

     На  него свой луч косой-

     В нем ничего не затрепещет,

     Он  весь вспыхнет и заблещет

     Ослепительной красой.

                                             Ф.Тютчев

       На предложенных пейзажах изображен летний день, только в разное время суток. Формат полотна выбран небольшой: 70х90. Это обусловлено стремлением к камерности восприятия работы, предназначенной для небольшого помещения, возможно рабочего кабинета или офиса. Свое мироощущение, рожденное впечатлениями детства, а также знания, приобретенные во время творческой работы, учебы в колледже воплотились в художественном образе лета в разное время суток. В основу композиции работы легло большое количество выездов на природу, где выполнялись зарисовки и этюды с натуры. Хотелось бы привести слова В. К. Бялыницкого- Бирули: “Природа- великая школа. Горе художнику не сумевшему полюбить природу, не сумевшему понять ее. И счастлив художник, который с ней сживается! “. Именно поэтому мы считаем, что для живописца главное- это работа с натуры. Русский художник пейзажист Е. И. Зверьков по этому поводу говорил, что только на натуре, на природе можно открыть что-то новое в себя.

     Членение  композиции на планы создает глубину, горизонтальный же ритм как бы уходит в бесконечность, за рамку картины  и тем самым еще сильнее  заставляет почувствовать ощущение простора. В работе использован пространственный принцип построения композиции, основанный на законах пленэрной живописи, благодаря чему создается ощущение воздушной среды, в которой растворяются дали с зеркалом воды. Утонченность колористического решения картины раскрывается в богатстве и разнообразии  цветовых оттенков, сотканных из теплых тонов первого плана и изыскано- холодных – дальнего. На переднем плане прослеживаются тончайшие переходы зелени, где- то еще изумрудной, где- то охристой, а где- то отливающей легкой желтизной.

     На  переднем разлита сверкая река, а  на горизонте - охристо-  фиолетовая  полоса пробуждающего в дымке леса. Цветовая гамма в целом отличатся каким –то особым благородством, богатством цветовых отношений. Для передачи пространства большое внимание уделялось работе цветом, а густым воздухом, пронизывающим природу своим мерцающим светом. Живописным приемами возбужденные краски успокоены, достигнута изысканность цветовых отношений.

 

     3.2 Материалы и техника  исполнения работы.

     1. ЭТАП. Выбор темы. В своей дипломной работе я обратилась к одному из видов изобразительного искусства – живописи. Живопись всегда привлекала меня своими неповторимыми цветами, яркостью и сочностью. На диплом я решила выбрать такой вид живописи, как пейзаж. Ведь пейзаж по своей природе – искусство, в котором наиболее непосредственно выражаются эмоции. В этом смысле пейзаж можно было сравнить с музыкой. Цветовые оттенки красочной палитры передают в картине гамму чувств, даже без ясно обозначенного литературного сюжета. Поэтому в пейзаже особенно важна поэтичность восприятия и трактовке природе. Пейзаж несет в себе чувственное выражение мысли – в этом сила и действительность.

     2. ЭТАП. Поисковая работа. Выбор наиболее  удачных эскизов.

     3. ЭТАП. Выбор формата и материала.

     За  основу был взят холст, натянутый  на подрамник.  Холст покрыт желатином ( в три слоя) и акриловым грунтом. Углем был нанесен схематический  рисунок. Затем был обозначен  контур.

    4.ЭТАП. Оформление работы. Свои пейзажи я оформила в деревянную раму, которую покрасила акриловыми красками.  

      

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Изучение  природы и рост профессионального  живописного мастерства являются глубоко  взаимосвязанными процессами в формировании художника-пейзажиста. Творческий подход к изображению пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец получает при  работе с натуры. Только в результате общения с природой может появиться  вдохновение, созреть замысел пейзажных  композиций. Пейзаж по своей природе  – искусство, в котором наиболее непосредственно выражаются эмоции. В этом смысле пейзаж можно было бы сравнить с музыкой. Цветовые оттенки  красочной палитры передают в  картине гамму чувств, даже без  ясно обозначенного литературного  сюжета. Поэтому в пейзаже особенно важна поэтичность восприятия и  трактовке природы. Пейзаж несет  в себе чувственное выражение  мысли – в этом его сила и  действенность.

Информация о работе Пейзаж «Солнечный день на берегу Большого Ика», «Сумерки на берегу Большого Ика»