Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования - изучить специфику похоронно-поминальной обрядности мари.
Исходя из поставленной цели, определяются следующие задачи:
1. охарактеризовать сущность представлений мари о загробной жизни;
2. представить все этапы подготовки покойника к погребению;
3. охарактеризовать обряд погребения;
4. выявить специфику поминок как обряда почитания предков;
5. отразить специфику процесса бытования похоронно—поминальных обрядов в Куженерском районе Республики Марий Эл.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Особенности похоронно—поминальной обрядности мари
1.1. Культ предков в традиционной культуре мари………………………….5
1.2. Представления о загробной жизни………………………………………..9
1.3. Подготовка покойника к погребению и обряд погребения………………11
1.4. Поминки как обряд почитания предков…………………………………..15
Глава II. Бытование похоронно—поминальных обрядов в Моркинском районе Республики Марий Эл
2.1. Похоронная обрядность……………………………………………………18
2.2. Поминальная обрядность………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………23
У разных групп мари были неодинаковые представления о потустороннем мире и загробной жизни душ умерших, поскольку в них в различной степени наслаивались влияния различных религий – язычества, ислама, христианства. Однако при всем многообразии ритуальных действий преобладающими в системе погребально-поминальной обрядности были элементы языческого культа предков [18].Смерть, по представлениям народа, ассоциировалась с приходом духа смерти (азырен). Взрослым людям он «перерезал горло ножом», а маленьких детей лишал жизни при помощи «придавливания половой доской». После смерти человека в доме вешали чистое полотенце и ставили чашу с водой, чтобы дух смерти «ополоснул в воде нож и вытер его». По другим представлениям, после физической смерти человека душа (чон), покидая тело, должна была искупаться в чистой воде, находящейся в чаше. Все наказы по поводу погребения усопший делал еще при жизни; если же человек умирал внезапно, то родственники и близкие старались сделать все так, чтобы душа покойного не была в обиде [31, с. 140].
1.3. Подготовка усопшего к погребению и ритуал погребения
Тело умершего обмывали близкие ему люди или те, кому он заранее об этом завещал. Женщину обмывали женщины, мужчину – мужчины. Смертную одежду пожилые люди готовили заранее. Раньше в качестве погребальной одежды использовали свадебный костюм. Обязательными принадлежностями похоронного костюма были головной убор, рубаха, кафтан, пояс, штаны, обувь. Умерший девушке в гроб клали женский головной убор, типичный для той или иной этнической группы. Это делали для того, чтобы она на том свете «вышла замуж».
Существуют сведения о захоронении в прошлом умерших в меховой одежде. Отголоском этого древнего обычая было надевание меховых или шерстяных рукавиц или варежек на руки усопшего. В настоящее время в погребальный костюмный комплекс включают как народную, так и фабричную одежду и обувь, в зависимости от вкусов и представлений. Тело умершего помещали в сколоченный из досок гроб (колотка), дно которого устилалось березовыми ветками или войлоком и покрывалось холстом, в изголовье подкладывалась маленькая подушечка из пуха или пера. Дополнительно в гроб помещали смену белья, кошелек с монетами, чтобы на том свете всегда у покойного были деньги, мешочек с гостинцами (блины, конфеты, орехи...) для умерших родственников.
По народным представлениям считалось, что в загробном мире нужно все то же, что и при жизни, поэтому в старину в гроб умершим клали нож, топор или кочедык для плетения лаптей, женщинам – холст, нитки, иголку, детям – игрушки. Тело покойного накрывали холстом. Поверх холста, по обычаю, протягивали шерстяные или шелковые нитки красного, черного и зеленого цветов вдоль тела покойного. Считалось, что при помощи этих нитей умерший, как на качелях, должен спуститься в загробный мир. С целью защиты от злых духов и собак того света в гроб помещали веточки рябины и шиповника.Захоронение в гробах распространилось среди марийцев со времени массовой их христианизации. В древнемарийских могильниках, по археологическим данным, гробов не обнаружено. Согласно языческой традиции, умерших хоронили в неглубоких могилах, дно которых устилали войлоком, древесной корой или ветками. Вначале вместо гробов использовали поставленные ребром вдоль тела умершего две доски, накрытые корой или досками.
В XVII веке марийцы стали хоронить покойников в долбленных колодах(отчего утвердился термин «колотка» - гроб). В XIX веке долбленые гробы постепенно сменились дощатыми. Гроб, по народным представлениям, являлся домом для умершего, поэтому в одной из его стенок язычники прорубали окошечко. Гроб с покойным в доме у некрещеных – ближе к двери, дальше от матицы, у крещенных – ближе к красному углу, под матицей. Характерной чертой погребального обряда была коллективность – в нем участвовали практически все родственники и многие односельчане усопшего. Дом умершего навещали соседи, близкие, друзья, родственники. Они приносили куски холста для покрытия лица покойного, угощение, свечи, деньги. Все стремились оказать посильную помощь: копать могилу, делать гроб, одевать покойника… .
Крещенные марийцы при похоронах придерживались православных обрядов, проводя отпевание в церкви или приглашая священника на дом. При этом произносились соответствующие молитвы, выполнялись ритуалы, покойника снабжали нательным крестом. Перед выносом тела при прощальной трапезе зажигали свечи, в выделенную для покойного посуду складывали кусочки от всех приготовленных семьей и принесенных родственниками и соседями угощений и напитков, сопровождая это наказом, чтобы пища и питье дошли до покойного. Чтобы он на том свете не испытывал голода и жажды. Присутствующие при похоронах угощались, понемногу отведывая всю установленную на столе еду, поминали умершего. Желали ему благополучия в ином мире. После выноса тела во дворе резали курицу или петуха в соответствии с полом покойника, для умерших детей разбивали яйцо. Капелькой куриной крови мазали лоб покойного, якобы для выкупа своей крови у духа смерти. Прощаясь с покойным, близкие дотрагивались до его одежды и говорили, чтобы счастье свое он не увозил с собой, а оставил им. Куриную тушку использовали для приготовления поминального супа. В современный период этот обряд с закалыванием птицы встречается редко. Гроб с покойным помещали на телегу или сани, запряженные лошадью, и отвозили на кладбище. В настоящее время гроб обычно несут до конца деревни, а далее отвозят на кладбище автотранспортом.
По языческому обряду умершего хоронили на следующий день после смерти. Могилу обычно копали друзья и соседи, но отнюдь не близкие родственники усопшего. Перед захоронением тела в могилу бросали монеты, чтобы «откупить землю» для покойного. Гроб опускали на веревках, которые оставлялись на дне могилы. Вначале участники похорон бросали в могилу по три горсти земли, затем закапывали лопатами. На могиле зажигали свечи владыкам загробного мира и покойнику, прося обеспечения света и всех благ в ином мире. Язычники на могиле устанавливали столб или шест с полотенцем, летом сажали березку. В прошлом над могилой ставили легкий сруб из суживающихся кверху трех венцов, символизирующий крышу над «домом» умершего. Крещенные марийцы ставили на могилах кресты, иногда добавляли каменные плиты. После поминок на могиле оставляли остатки пищи и посуду. В прошлом на кладбище оставляли вещи, используемые при подготовке гроба и копки могилы, а восточные марийцы – даже сани, транспортировавшие покойника (они использовали прежде и летом). Обычно же сани и телеги по возвращении с похорон на три дня оставлялись на улице возле ворот. Щепки, стружки от гроба, подстилку, на которой скончался усопший, веник, солому или луб, которыми пользовались при обмывании, выбрасывались по пути на кладбище в определенный овраг, оставшиеся дома во время похорон мыли полы, лавки, стены, топили баню и готовили поминальный стол. После бани устраивалась поминальная трапеза, при которой обязательными считались рыбный и куриный супы, яйца, мед и пиво. В специальной посуде угощение ставилось и умершему.
С принятием христианства на поминальном столе добавились водка и пиво, а у крещенных - кутья. Постепенно стала обычно поминальная трапеза и на могиле покойного сразу после похорон. Со дня смерти в доме умершего ежедневно зажигались свечи, вплоть до сорокового дня; ставились посуда для покойного, которого три раза в день «приглашали» к трапезе. В банные дни его приглашали мыться. Считалось, что душа умершего в это период находится в доме или где-то поблизости. Таким образом, в похоронном обряде сочетались ритуалы как почитания умершего, так и очистительные, направленные на предупреждение возможных нежелательных последствий от соприкосновения с ним (болезнь, инфекция, «вредоносные намерения» усопшего). С похоронным ритуалом были связаны представления марийцев о загробном мире.
В народе полагали, что душа умершего подвергается суровым испытаниям: ходит по горам, кишащими змеями и злыми собаками, перебирается на тонкой жердочке над кипящим котлом со смолами, знакомится с новыми местами... . Только через сорок дней происходит определение местопребывания души. В этих воззрениях прослеживаются представления марийцев о потустороннем мире – смешение христианских и языческих традиций [31, с.141 - 142].
1.4.Поминки как обряд почитания предков
Специальные поминки по умершему проводились на третий, седьмой и сороковой дни после смерти. Поминки на третий и седьмой день были скромными, в них участвовали близкие родственники, каждый из которых приходил со своим угощением. В первом случае зажигали три свечи, вовтором – семь, свечи закреплялись на краю блюда с блинами. Как обычно, перед поминками топили баню, приглашали помыться и душу усопшего. Самые важные и многолюдные поминки проводились на сороковой день, считавшийся «праздником» покойного и прежде умерший родни.
По древнему обряду, на время поминок назначалось специальное замещающее покойного лицо, одевающее его одежду. Доживающие свой век старые люди еще при жизни называли своего заместителя на будущих сороковинах. Это мог быть друг, сосед, хороший знакомый. Для умерших детей такое лицо не назначалось. Поминки-сороковины проводились в ночь с тридцать девятого на сороковой день, то есть пока душа покойного не покинула прежнее местожительство. Считалось, что утром сорокового дня душа окончательно уходит из этого мира на суд загробных владык.
На поминки приглашались,
помимо близких и дальних
Вечером, когда все приглашенные были в сборе, начинались поминки. Хозяин или назначенный им пожилой мужчина зажигал главную большую свечу (которая должна была гореть во все время поминок) и малые (которые периодически заменялись), называя по именам умерших. Кроме того, дна свеча посвящалась забытым предкам, другая – загробным владыкам, отпустившим умершим на их «праздник». После молитвы, обращенной к богам и умершим с просьбой обеспечить благополучие в хозяйственных и семейных делах, начиналась поминальная трапеза. Первым хозяева приглашали на почетное место за главным столом заместителя покойного, одетого в его одежду. Его потчевали всеми блюдами и напитками. От имени покойного и предков он «передавал» наказы и пожелания членами семьи, обещал оказыватьсодействие в их нуждах и заботах в ответ на уважение и почтение.
Поочередно хозяевами приглашались за стол и угощались родственники и соседи, которые рассаживались по обе стороны от замещающего покойника человека, который сидел на месте все время поминок. К нему также обращались за советами и с просьбами усаживаемые за стол гости, поминали они и своих умерших родственников. Поминки продолжались за полночь, а перед рассветом приступали к проводам покойного и других умерших. С малого стола забирали собранную для умерших еду и напитки, сложив в отдельную сумку, корзину или мешочек. Заместитель, выходя из дома задом, выносил во двор доску с огарками свечей. Он и близкие родственники покойного, забрав суму с продуктами. Садились в повозку. Желающие проводить умерших сопровождали их пешком, по дороге пели поминальные песни.
Достигнув определенного места за околицей деревни, процессия останавливалась, едущие в повозке сходили с нее. Из сосуда с напитками первую чарку наливали заместителю покойника, давали закуску. Затем пили и закусывали сопровождающие, поминая умерших и прощаясь с ними. Доску от свечей и остатки пищи оставляли на земле. Замещающее покойника лицо отходило от того места на сорок один шаг, снимало верхнюю одежду покойника, отряхивало ее и после пожелания счастливого пути покойнику и умершим возвращалось к провожающим. Заместитель передавал наказ покойного жить в достатке, дружно, счастливо.
Вся процессия возвращалась обратно уже с другими, не поминальными песнями, как бы отвлекаясь от печальных забот. Песни, известные под названием «колышо муро – песни умерших». Основную роль в песне играет именно напев «колышо сем», исполняемый только во время ритуалов поминального обряда. Обрядовое пение, пляска рассматриваются и как необходимые элементы человеческой жизни. Как проявление человеческого бытия.
По мнению марийцев, для покойников (тоштыенг) нужно не только удовлетворение потребностей в еде и питье, но и духовные потребности. Пение облегчает и смягчает душу, помогает изжить душевные горести [20, с.138,139].
В прошлом заместитель
покойника возвращался
По народным представлениям, после поминок сорокового дня душа усопшего навсегда уходит в загробный мир и может быть отпущена его владыками лишь на время специальных поминальных дней. По истечении года проводились годовые поминки, иногда поминали через два и три года. Специальные поминальные дни (сорта кече) существовали в праздники Кугече (Пасха), Семык (семик) и другие. В похоронно-поминальной обрядности марийцев в наибольшей степени сохранились ритуальные действия языческого культа предков. Но под влиянием христианства, а в советское время – культурно-бытовых преобразований и антирелигиозной пропаганды, многие древние элементы исчезли из быта, подвергались трансформации и модернизации[31, с.142-145].
Глава II. Бытование похоронно—поминальных обрядов в Моркинском районе Республики Марий Эл
2.1. Похоронная обрядность
Все наказы по поводу погребения усопший делал при жизни; если же человек умирал внезапно, то родственники старались сделать все так, чтобы душа покойного не была в обиде. Хоронят умершего на третий день, учитывая, что в среду и субботу хоронить нельзя. Начинаются похороны с того, что родственники моют человека в бане, при этом читают молитвы. Если умирает женщина – ее моют женщины, если мужчина – мужчины. После этого усопшего одевают(зачастую умершие при жизни готовят вещи для похорон). В это время гроб, стоящий на стульях, освящают ладаном и можжевельником (три раза по часовой стрелке). На дно гроба кладут березовые веники или солому, сверху укрывают простыней. На подушке углем рисуют два крестика. В приготовленный гроб кладут умершего и сверху накрывают покрывалом (белой тканью). Также в гроб кладут подарки: обязательно шерстяные варежки и носки, семечки, орехи, деньги и другое. Если умерла женщина, то кладут платок (для того, чтобы в ином мире она вышла замуж). Если мужчина – шапку. У молитвенного угла на специально приготовленной жерди зажигают свечи и карт – кугыза начинает читать молитвы. В первый и второй дни около гроба обязательно всю ночь должны сидеть родственники, естественно сменяя друг друга по очереди. Это некий ритуал, не подпускающий злых духов к телу. На третий день приходят люди (друзья, знакомые, коллеги по работе...) с гостинцами (вуймучашкочкыш). Карт – кугыза читает молитвы, меняя свечи (он зовет умерших ранее родственников). Принесенные гостинцы ставят на отдельный столик(блины, мед, орехи, рыбные и мясные блюда).Пришедшие садятся за стол и поминают. В Куженерском районе покойников хоронят после обеда. Из дома его выносят ногами вперед, чтобы душа покойника не нашла дороги обратно. После этого на крышке гроба закалывают петухаили курицу. Этой кровью помачивают лоб покойника, приговаривая: «шке вуретым нал – кровь свою выкупи». Отрубив голову, птицу отпускают и смотрят куда она направляется: если по направлению к улице, то это к хорошему; в противном же случае надо ожидать нового покойника. В дальнейшем, из птицы варят суп. Ко времени прихода на кладбище могила бывает уже готова. Ближайшие родственники впереди несут венки, после них другие(друзья, коллеги, знакомые). Сначала в могилу спускается человек и освящает ее ладаном и можжевельником, бросают монеты, чтобы «откупить землю» для покойника. Гроб спускают полотенцем четыре человека (полотенце длиной двенадцать метров). После его разрезают и раздают копальщикам. Карт читает молитвы и просит покойника помогать родственникам. Затем присутствующие бросали по горсти земли в могилу, копальщики закапывали лопатами. В это время в доме умершего оставшиеся женщины убирались, топили баню и готовили поминальный стол. После кладбища обязательным считалось мыться в бане(либо мыть руки и лицо). После этого хозяева похорон приглашали к поминальному столу.
Информация о работе Похоронно- поминальные обряды марийского народа