Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования - изучить специфику похоронно-поминальной обрядности мари.
Исходя из поставленной цели, определяются следующие задачи:
1. охарактеризовать сущность представлений мари о загробной жизни;
2. представить все этапы подготовки покойника к погребению;
3. охарактеризовать обряд погребения;
4. выявить специфику поминок как обряда почитания предков;
5. отразить специфику процесса бытования похоронно—поминальных обрядов в Куженерском районе Республики Марий Эл.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Особенности похоронно—поминальной обрядности мари
1.1. Культ предков в традиционной культуре мари………………………….5
1.2. Представления о загробной жизни………………………………………..9
1.3. Подготовка покойника к погребению и обряд погребения………………11
1.4. Поминки как обряд почитания предков…………………………………..15
Глава II. Бытование похоронно—поминальных обрядов в Моркинском районе Республики Марий Эл
2.1. Похоронная обрядность……………………………………………………18
2.2. Поминальная обрядность………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………23
2.2. Поминальная обрядность
Специальные поминки по умершему проводились на третий, седьмой и сороковой дни после смерти. Поминки на третий и седьмой день были скромными, в них участвовали близкие родственники, каждый из которых приходил со своим угощением. Как обычно, перед поминками топили баню, приглашали помыться и душу усопшего. Самые важные и многолюдные поминки проводились на сороковой день, считавшийся «праздником» покойного и прежде умерший родни. На время поминок назначался специальный человек, замещающий покойного и одевающий его одежду. Поминки(сороковой день) проводились в ночь с тридцать девятого на сороковой день, то есть пока душа покойного не покинула прежнее местожительство. Считалось, что утром сорокового дня душа окончательно уходит из этого мира на суд. На поминки приглашались, помимо близких и дальних родственников, и жителей деревни. В этот день с утра топили баню, мылись, «приглашали» покойного и прежде умерших родственников. Покойному вешали в бане одежду.
На поминальную трапезу кололи домашнюю птицу, готовили разнообразные кушанья, в том числе блины, рыбные, мясные и молочные блюда, яйца, мед, брагу, пиво, квас. Заготавливались восковые свечи (шыште сорта). В углу у входа ставился особый столик для угощения умерших. Здесь располагалась посуда для складывания блинов и кусочков пищи, бутылка для отливания напитков, доска для прикрепления большой и малых свечей. Для свечей прибивалась доска перед иконами. После полудня, несколько пожилых людей из семьи и родни отправлялись на кладбище звать покойного и ранее умерших родственников. Тем временем в дом прибывали родственники и соседи с угощениями. Гости откладывали кусочки пищи, отливали напитки в соответствующую посуду на поминальном столике у входа. Вечером, когда все приглашенные были в сборе, начинались поминки. Карт зажигал главную большую свечу (которая должна была гореть во все время поминок) и малые (которые периодически заменялись), называя по именам умерших. После молитвы, обращенной к богам и умершим с просьбой обеспечить благополучие в хозяйственных и семейных делах, начинали поминать. Первым хозяева приглашали на почетное место за главным столом человека, замечающего покойного. Его потчевали всеми блюдами и напитками. От имени покойного и предков он «передавал» наказы и пожелания членами семьи, обещал помогать им. Затем хозяева приглашали за стол гостей. Поминки продолжались всю ночь, а перед рассветом приступали к проводам покойного и других умерших. С малого стола забирали собранную для умерших еду и напитки, сложив в отдельный мешочек. Человек, замещающий покойника, выходя из дома задом, выносил во двор доску с огарками свечей и с родственниками продолжали идти до определенного места. Желающие проводить умерших пели поминальные песни, известные под названием «колышо муро – песни умерших». Основную роль в песне играет именно напев «колышо сем», исполняемый только во время ритуалов поминального обряда. Затем дойдя до конца деревни, все останавливались. Из сосуда с напитками первому наливали заместителю покойника, давали закуску. Затем пили и закусывали сопровождающие, поминая умерших и прощаясь с ними. Доску от свечей и остатки пищи сжигали. Человек, замещающий покойника отходил от того места на сорок один шаг, снимал верхнюю одежду покойника, отряхивал ее и после пожелания счастливого пути покойнику и умершим возвращался к провожающим. Заместитель передавал наказ покойного жить дружно и хорошо. Одежда покойного передавалась ему. Затем все вместе возвращались домой.
Заключение
Похоронный обряд и
Сегодня интерес к теме смерти обусловлен несколькими причинами.
Во-первых, ситуацией глобального цивилизационного кризиса, который в принципе может привести к самоуничтожению человечества.
Во-вторых, значительным изменением ценностного отношения к жизни и смерти человека в связи с возрастающим влиянием на современного человека культа молодости и все более настойчивыми попытками приблизиться к бессмертию (достижения естественных наук). Столетиями лучшие умы человечества пытаются доказать, а затем и воплотить в жизнь реальное бессмертие.
Смерть и бессмертие представляют собой ключевые идеи всех традиционных культур, поскольку самые древние культы, а также мифологические, религиозные, философские представления связаны с их осмыслением. В конечном итоге все жизненные дела человека должны так или иначе соизмеряться с вечностью. Человек обречен на размышления о жизни и смерти, и в этом состоит его главное отличие от животного.
Как ни грустно это звучит, но жизнь человека ценна лишь потому, что она заканчивается смертью. Поэтому опыт предков с их поистине мудрым и целостным пониманием сущности жизни и смысла смерти, несомненно, является плодотворным полем для разноплановых научных изысканий.
Список использованной литературы
Информация о работе Похоронно- поминальные обряды марийского народа