Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 07:11, реферат
Наша жизнь постоянно изменяется и наполняется новыми технологиями. Сейчас вы не найдете ни одного человека, который не использовал бы их для облегчения своей работы, развлечений, обучения и т.д. Но каждый человек, живущий в век информационных технологий должен владеть информационной культурой.
Актуальность проблемы изучения информационного поведения пользователей определяется несколькими моментами.
1.Введение.
2. Современное понимание и определение сущности информационной культуры.
3. Проблема инфобарьеров.
4. Инфопотребности.
5.Информация, социализация, интеллект.
6. Роль общения и в инфовзаимодействии.
7.Ценностный аспект инфовзаимодействия, старение информации.
8. Готовность пользователей к самостоятельной работе с
электронными информационными ресурсами.
9. Навыки работы в Интернет как компонент информационной культуры.
10. Повышение информационной культуры потребителей
информации как условие успеха информатизации региона.
12. Заключение.
13.Список использованной литературы.
Анализ ответов на первый блок вопросов показал, что уровень информированности о новых информационных услугах СОУНБ невысок. О возможности использования БД для удовлетворения запросов читателей знали 75% респондентов, но обращались к ним для удовлетворения собственных ИП только 35% пользователей. Еще более скромный результат получен при анализе вопросов о Зале пользователей -специалистов, о существовании которого знали 54% респондентов, а пользовалосьтолько 11% опрошенных.
Наше исследование не ставило задачу выяснения причин, по которым читатели недостаточно активно используют новые библиотечные технологии. Внедрение компьютерных технологий в работу библиотеки существенно облегчает процесс поиска информации, но для читателей это сопряжено с определенными проблемами.Одной из них является низкий уровень осведомленности о возможностях поиска
информации, в частности, преимуществ работы с БД. В этой ситуации СОУНБ берет на себя обязательство более полно и оперативно информировать пользователей о возможностях внедряемых технологий. Несмотря на слабую информированность, большинство респондентов (93%) выразили желание осуществлять самостоятельный поиск по БД. Более детальный анализ полученных данных позволил выявить несколько групп пользователей:
умеют и желают самостоятельно работать на ПК - 71%;
умеют, но не желают - 3,5%;
не умеют, но желают - 22%;
не умеют и не желают - 3,5%.
Эти результаты дают представление об отношении различных групп пользователей к информационным технологиям. Безусловно, специалисты, желающие самостоятельно осуществлять поиск по электронным информационным ресурсам СОУНБ, являются потенциальными абонентами Зала пользователей - специалистов.Пользователь должен владеть начальной компьютерной грамотностью и обязательно знать основы ББЗ для выработки стратегии поиска. Наше исследование показало, что большинство респондентов умеют работать с ПК (74%), причем 40 % из нихсчитают себя опытными пользователями. По данным анкетного опроса более 60% опрошенных отнесли себя к категории начинающих пользователей. В целом, результаты исследования подтвердили практические наблюдения персонала Зала пользователей - специалистов, что большинство пользователей владеют лишь частью знаний, необходимых для самостоятельного поиска информации.
На вопрос "Способны ли Вы самостоятельно осуществлять поиск информации по БД", 76 % опытных пользователей и 14 % начинающих ответили положительно, остальным, согласно результатам анкетирования, требуется помощь консультанта.Полученные сведения красноречиво говорят о том, что наши респонденты недостаточно хорошо подготовлены к процессу самостоятельного доступа к ЭР СОУНБ.В результате исследования были получены сведения о профессиональной и отраслевой специализации респондентов, из которых навыки работы на ПК имеют: социологи, философы, журналисты (100%); специалисты естественно-научного профиля, экономисты (98%); юристы (84%); инженерно-технические работники и психологи (80%); библиотекари (68%); филологи (64%); историки (57%); медицинские работники (55%); учителя школ и преподаватели вузов (53%).
В ходе исследования были изучены возрастные особенности пользовательской аудитории, а также соотношение возрастных характеристик и уровня информационной грамотности. Лидируют пользователи в возрасте от 20 до 24 лет.
Среди этой возрастной группы 59 % отметили, что они умеют работать на ПК,
причем 45% владеющих навыками работы на компьютере считают себя опытными пользователями, а 55% -начинающими. В возрастной группе от 25 до 35 лет владеют ПК 20 % опрошенных (опытных пользователей среди них 28%, начинающих 72%). Затем идут пользователи в возрастном диапазоне от 30 до 39 лет, средикоторых 10 % владеют ПК. В группе пользователей от 40 до 50 лет процент людей, владеющих навыками самостоятельной работы с ПК, снижается до 7%. И, наконец, среди пользователей в возрасте свыше 50 лет всего 4% процента умеют работать с ПК. Результаты дают возможность предположить, что возраст является определяющим фактором в использовании компьютерной техники на современном этапе формирования информационного общества. В дальнейшем читателям СОУНБ необходимо овладевать все более сложными компьютерными технологиями. Для повышения уровня знаний СОУНБ предлагает им реальную помощь, а именно, обучение по различным курсам.
Выявлено, что 85 % респондентов готовы пройти, а некоторые уже в настоящее время проходят предлагаемые курсы обучения.
Основной вывод исследования - готовность пользователя к самостоятельной
работе с информационными ресурсами недостаточно высока. Поэтому обеспечение готовности пользователей к работе в самостоятельном режиме с электронными информационными ресурсами является одним из приоритетных направлений деятельности библиотек по продвижению к информационному обществ
Навыки работы в Интернет как компонент информационной культуры
Владение технологией рационального использования информационных ресурсов общества является одним из компонентов информационной культуры личности.
Интернет обеспечивает быстрый удаленный доступ к многочисленным источникам информации, что делает навыки работы в Интернет важным компонентом информационной культуры личности.Во многих школах уже в течение ряда лет ведется преподавание предмета "Информационная культура", что фактически свелось к углубленному обучению информатике. Сегодня интерес образовательных учреждений и библиотек к расширенному толкованию понятия "Информационная культура" неуклонно растет. Это отмечалось на конференции,проведенной при поддержке Института "Открытое общество" (ИОО) на базе Самарской государственной Академии культуры и искусств.Сеть Интернет стала доступной для широких слоев населения с открытием Университетского Центра Интернет (УЦИ) по мегапроекту ИОО. Следующим шагом явилось создание шести классов доступа при поддержке американской некоммерческой организации "Проект Гармония" в рамках программы "Развитие Интернет ".
Массовое обучение работе в Интернет школьников, студентов, учителей-предметников и преподавателей вузов на базе класса доступа в Центреразвития образования отчасти дополнило ведущиеся курсы по информационной культуре.
Большой интерес для нас представляют стандарты информационной грамотности, разработанные Американской библиотечной ассоциацией. Приведем формулировку первого стандарта: "Учащийся, обладающий информационной грамотностью, разрабатывает эффективную стратегию поиска информации. "Учащийся должен идентифицировать потребность в аккуратной и значимой информации, он должен уметь сформулировать вопросы, определить источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации.
Особое внимание следует уделять развитию навыков критической и компетентной оценки информации, а также ее структурированию и интеграции с уже имеющимися знаниями, что характерно для американского подхода.
Содержание обучения соответствует основным функциям Интернет – информативной и коммуникативной. Среди форм обучения преобладают лекционно-практические занятия и имитация дистанционного обучения в Интернет. При обучении используются в основном созданные на гранты ИОО образовательные сайты.
Сегодня актуальным вопросом является поддержка дальнейшего развития наиболее содержательных образовательных ресурсов. При этом надо учитывать российский опыт по созданию учебно-методических комплексов, включающих методики использования этих ресурсов. Целесообразно проведение соревнований среди учителей и школьников по использованию данных сайтов.
Повышение информационной культуры потребителей
информации как условие успеха информатизации региона
Определяя перспективы дальнейших исследований, подчеркнем, что плодотворность развития прикладных исследований в области информационной культуры, эффективность использования разработанных учебных программ в практике работы образовательных учреждений зависитот выполнения следующих условий:
1. В учебные планы общеобразовательных учреждений всех типов
должна быть введена специальная учебная дисциплина "Основы информационной культуры", призванная сформировать у школьников целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения. Данная учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебных планов.
2. Внедрение курса "Основы информационной культуры" требует создания комплекта учебно-программных и учебно-методических материалов, рассчитанных как на учителей, так и на учащихся. Этот комплект должен включать учебное пособие для изучения содержательной (теоретической) части входящих в программу разделов, тем; комплекс заданий, упражнений, практикумов, тренингов, деловых игр и т.п., направленных на выработку практических умений и навыков по курсу; средства компьютерной поддержки изучения теоретической и практической частей учебного материала; средства контроля (тестирования) степени усвоения обучаемым учебного материала.
3. Формирование знаний и умений учащихся в области новых информационных технологий как неотъемлемой части информационной культуры может быть реализовано только при создании особой образовательной среды в виде системы компьютерных классов различного профиля. Такие компьютерные классы должны позволять не только формировать общие представления о возможностях персональных компьютеров, но и обеспечивать надежные знания и умения в области обработки текстовой, табличной, графической информации, а также сетевых информационных технологий, в частности, с использованием Интернета. Организация подготовки школьников в области новых информационных технологий требует согласования на уровне государственных стандартов содержания курсов "Основы информационной культуры" и "Основы информатики".
4. Успешность
внедрения курса "Основы
в практику работы общеобразовательных учреждений существенным образом зависит от уровня организации специальной подготовки педагогов, способных на профессиональной основе вести занятия с различными категориями обучаемых.
Необходимость организации специальной подготовки педагогических кадров по информационной культуре подтверждается данными, полученными в ходе проведенного нами социологического опроса учителей и библиотекарей. Как показывает анализ результатов самооценки школьных учителей и библиотекарей, уровень их информационной культуры определяется как поверх-ностный. Так оценили свой уровень информационной культуры более 90% опрошенных. При этом абсолютное большинство анкетируемых убеждено в необходимости развертывания специальной подготовки преподавателей "Основ информационной культуры" на базе средних и высших учебных заведений.
Завершая анализ результатов проведенного исследования, следует подчеркнуть, что обеспечение необходимых условий для реализации намеченных положений со стороны всех причастных к формированию образовательной политики органов является сегодня важнейшей государственной задачей, результаты решения которой во многом призваны определить облик будущего России.
Заключение
Информационная культура - это совокупность системных сведений об: а) основных методах представления и добывания знаний; б)умениях и навыках применять их на практике. Эти пункты реализуются с использованием современных информационных технологий (прежде всего, Интернета) для решения и постановке содержательных задач. Иными словами информационная культура - это культура обращения со знаниями, данными и информацией, которые сосредоточены на компьютерах сети
Интернет.
Составной частью информационной культуры является компьютерная грамотность, теоретические знания и навыки работы (прежде всего, навигации при поиске информационных ресурсов в Интернете). Высокая информационная культура, как уже отмечалось, предполагает два основных качества: умение адекватно формализовать имеющие у человека знания и умения адекватно интерпретировать формализованные описания.
В конечном счете, информационная культура - есть умение соблюдать должное равновесие между формализуемой и не формализуемой составляющими человеческого знания. Отсутствие информационной культуры может послужить причиной нарушения и даже разрушения подобного равновесия, что, в конечном счете, чревато деформациями как индивидуального так общественного сознания. Мы определили предмет и содержание информационной культуры.
С учетом рассмотренного определения необходимо разработать определены системные требования к подготовке специалистов практически всех отраслей социально-культурной сферы (библиотекарей, музееведов, социальных и информационных работников и др.). На наш взгляд, компьютерное обучение в комплексе с культурологическими и другими дисциплинами дает возможность указанным специалистам выступать в качестве проводников национальной культуры вообще и компьютерной культуры в частности.
Любой пользователь, не имеющий опыта работы с современными информационными технологиями Интернета, испытывает определенные трудности при добывании знаний с их помощью.
Поэтому возникает необходимость в наличии профессионально подготовленных информационных посредников, выполняющих в информационных системах функций, во многом аналогичных функциям библиографов-консультантов при библиотечных каталогах и других традиционных способах поиска информации в библиотечных, музейных, архивных и других документоведческих структурах. Кроме выше названных традиционных методов поиска, эти посредники должны уметь работать с информацией, размещенной на Web-серверах Интернета.
Информация о работе Проблемы потребления информационной культуры