Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:51, курсовая работа
Целью данной работы является:
Ознакомиться с возможностями применения технологии художественной обработке дерева в изготовлении настольного письменного набора и изготовить эстетически правильное изделие для украшения университетских выставок.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История развития художественной обработки дерева в России и за
рубежом……………………………………………………………………...5
2. Инструменты и материалы………………………………………………13
3. Технология изготовления настольного письменного набора…………...26
3.1. Разработка творческих эскизов настольного письменного
набора………………………………………………………………26
3.2. Выполнение настольного письменного набора в материале…….29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34
Приложение………………………………………………………………………37
Содержание
Введение…………………………………………………………
рубежом……………………………………………………………
2. Инструменты и материалы………………………………………………13
3. Технология изготовления настольного письменного набора…………...26
3.1. Разработка творческих эскизов настольного письменного
набора………………………………………………………………
3.2. Выполнение настольного письменного набора в материале…….29
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
В последнее время стало набирать силу движение сделать окружающий мир, живым, говорящим, многоаспектным. За последнее десятилетие в науке и практике отчетливо проявился интерес к технологиям художественной обработки материалов, как в целом, так и по отдельным направлениям, в частности, по художественной деревообработке. Однако сколь бы парадоксальным это ни показалось, но до настоящего времени нет еще полного и обстоятельного представления о том, какое место технологии художественной обработки занимают в общей системе обработки древесины. Это связано с тем, что постоянно меняются взгляды на свойства тех или иных материалов. С осознанием общественной значимости освоения эстетических особенностей и природных качеств материала появилась острая необходимость внедрения технологий художественной деревообработки на современной производственной основе, а также необходимость осмысления научной и практической деятельности в данном направлении.
Актуальность исследования заключается в том, что настольные письменные наборы из декоративной древесины, которые еще недавно были доступны в России лишь избранным, сегодня переживает истинное второе рождение, и огромное разнообразие предлагаемого ассортимента напоминает ажиотаж, имевший место в 18-м веке. Одними из таких настольных письменных наборов стали бизнес - наборы, которые в последнее время пользуются огромным спросом.
Целью данной работы является:
Ознакомиться с возможностями применения технологии художественной обработке дерева в изготовлении настольного письменного набора и изготовить эстетически правильное изделие для украшения университетских выставок.
При работе над проектом нами решались следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы по художественной обработке дерева.
2. Освоить технологию и приёмы изготовления настольного письменного набора.
3. Разработать экономичную, технологичную, прочную и надежную конструкцию декоративно-прикладного изделия из дерева;
4. Разработать несложный технологический процесс изготовления настольного письменного набора на основе изученных технологий обработки дерева с применением инструментов и приспособлений, имеющихся в университетской мастерской;
5. Изготовить изделие согласно разработанной технической документации за ограниченное время.
Теоретической основой нашего исследования стали труды А.Ф. Афанасьева
Методы исследования: анализ научно - теоретической и исторической литературы, наблюдение.
Деревья укрывают нас от солнца, дождя и ветра, они очищают воздух, дарят нам эстетическое удовольствие. Жизнь срубленного дерева переходит в вещи, без которых человек не может обойтись. Книги, мебель, игрушки, предметы обихода… Чего только не делают люди из дерева. Красивые деревянные статуэтки, симпатичные плетеные корзинки, резные украшения, картины – в этих творениях человеческих рук дерево продолжает жить и дарить нам свое тепло.
Резьба по дереву -
старинный вид декоративно-
Испокон века славилась земля
русская умелыми и
Мы узнали, что резьба
по дереву развивает художественный
вкус, точность и аккуратность, прививает
трудовые навыки при обработке дерева,
помогает овладеть различными инструментами,
а систематические занятия
Основные сведения по технологии резьбы по дереву мы нашли в книгах Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б., Афанасьев А.Ф..
Художественная обработка дерева – одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В нашей стране деревянная архитектура, отделка интерьеров, мебель, разнообразные предметы быта, выполненные из дерева, принадлежат к одному из важнейших видов искусства и занимают значительное место в национальной культуре народа.
Подлинных памятников древнерусского
искусства относящихся к IX–XVI вв.
сохранилось очень мало, но по литературным
источникам, а также по изображениям
в живописи и миниатюре, известно,
что обработка древесины
XV век стал веком расцвета
национального искусства и
В деревообрабатывающих мастерских Оружейной палаты изготовляли различные изделия, украшенные резьбой, в которой преобладал растительный узор, состоящий из побега с листьями сложных очертаний, цветов и гроздей винограда. Резные украшения выполнялись на массиве и накладными в технике плоскорельефной и горельефной резьбы. Для отделки применяли позолоту и раскраску темперными, масляными и клеевыми красками, а также натуральные красители (морилки), восковую мастику, смоляные лаки [1, c. 84].
В XV–XVI вв. во многих русских городах было широко развито производство деревянной точеной и резной посуды. Посуду отделывали серебром и золотом, расписывали, пропитывали олифой. Один из таких промыслов сохранился до наших дней – это знаменитая хохлома.
Для русского искусства XVII в.
характерны творческий размах, смелость,
жизнерадостность, стремление к реализму.
Представление о виртуозном мастерстве
русских плотников дает сохранившийся
до наших дней шедевр деревянного
зодчества – ансамбль построек на
острове Кижи Онежского озера, среди
которых самой ранней является двадцатидвухглавая
Преображенская церковь. Хотя этот ансамбль
относится к более позднему времени
по стилю, композиции, декоративности
общего решения и приемам
Во второй половине XVII в. в царском дворце появляется мебель, привезенная из-за границы, в основном из Германии и Голландии. В Россию приглашаются также мастера «разных художеств», в том числе и мебельщики. В Оружейной палате осваивают изготовление художественной мебели [6, c.16].
На рубеже XVII и XVIII вв. произошло
разделение столяров на белодеревцев
и краснодеревцев. К белодеревному
промыслу относили производство столярных
изделий из древесины преимущественно
хвойных пород. Такие изделия
либо оставляли в неотделанном «белом»
виде, либо окрашивали краской, которая
полностью закрывала
Начиная с XVIII в. в русском
искусстве ясно обозначаются два
направления: народное, преимущественно
крестьянское искусство, и искусство
господствующих классов. Если в искусстве
народных мастеров, тесно связанном
с патриархальным крестьянским бытом,
изменения происходили медленно
и постепенно, то в искусстве господствующих
классов с выходом России на Европейскую
арену, развитием экономических
и культурных связей произошли сравнительно
быстрые и решительные
В русском искусстве первой половины XVIII в. сложился стиль барокко, для которого характерны пышность и повышенная динамичность форм, беспокойный ритм линий, праздничный декор с пенками, раковинами, головками купидонов и др., прославляющий власть и богатство[1, c.123].
Развитие художественной обработки дерева в первой четверти XVIII в. связано со строительством Петербурга, куда из многих городов страны, а также из-за рубежа были собраны лучшие мастера – плотники, столяры и резчики. Основным средством украшения интерьеров, как в дворцовых помещениях, так и в храмах, остается резьба, искусство которой достигает в середине XVIII в. наивысшего расцвета [1, c.123].
Затем в России наступил
период классицизма, возродившего художественные
идеалы античности. Так, к середине
XIX в. русскими мастерами были освоены
практически все способы
В свою очередь кустарные производства, связанные с обработкой древесины, развивались во многих районах России, в частности в Нижегородской и Вятской губерниях [1, c.125]. Мастера-кустари выпускали различные деревянные изделия – домашнюю утварь, посуду, шкатулки, табакерки и т.п. Изделия народных промыслов высоко ценились на всероссийских и международных ярмарках кустарной промышленности.
В конце XIX в. в связи с
развитием промышленного
После октябрьской революции предприятия мелкой и кустарной промышленности были объявлены неприкосновенными, не подлежащими национализации. Кустарям разрешалось свободно торговать своими изделиями. Они стали объединяться в артели и товарищества. В 30-е годы многие промыслы располагали крупными производственными цехами, их изделия экспортировались за рубеж и широко распространялись на внутреннем рынке. При промыслах были организованы школы обучения ремеслу, где готовились кадры мастеров декоративно-прикладного искусства[1, c.41].
В послевоенные и последующие
годы развитие промыслов, связанных
с художественной обработкой дерева,
шло по-разному. Одни из них расширяли
свое производство, другие, в связи
с оттоком молодежи в крупные
города, – сокращали. Однако интерес
к изделиям народных художественных
промыслов никогда не иссякал, а
в последние годы он заметно усилился.
Скажем больше, на сегодняшний день
спрос на художественные изделия
из дерева растет и полностью пока
не удовлетворяется. Следовательно, работа,
проведенная мною в этом направлении,
будет актуальна и
Художественные узоры
в изготовляемых предметах
В рисунках изготовляемых предметов могут быть использованы узоры и рисунки народных мастеров, мотивы из прошлого народа, народных сказок, а также тематические рисунки с отображением событий и дел настоящего времени.
Плоскорельефной резьбой можно оформить самые разнообразные полезные вещи: шкатулки, полочки, ларцы, рамочки, чернильные приборы, абажуры, карандашницы вазочки и т. п. Резными деталями можно украшать домашнюю мебель в виде накладок, филенчатых вставок в дверцы шкафов, буфетов, тумбочек и других предметов.
Однако эти предметы, выполненные, как правило, в классическом стиле, отнюдь не являются изобретением современных мастеров – история настольных наборов очень длинна.
Информация о работе Разработка объёмной композиции для настольного письменного набора