Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:14, биография
Рембрандт Харменс ван Рейн (15.7.1606, Лейден, — 4.10.1669, Амстердам), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Искусство Рембронда отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Сочетая проникновенность характеристик с исключительным мастерством живописи (в которой особо важное значение имеют тончайшие эффекты светотени), Рембрандт писал преимущественно портреты, библейские и мифологические сцены, превращавшиеся под его кистью в полный огромной психологической выразительности рассказ о человеческих чувствах и отношениях, обогащенный наблюдениями мастера над современной ему народной жизнью.
Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой. Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём: мушкетёры выходят из тёмного дворика на залитую солнцем площадь (это предполагали некоторые искусствоведы и ранее). Стала очевидной и мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.
Обыкновенно Рембрандт распределяет свет таким образом, что главное по значению лицо или главная группа картины находится в наиболее сильном свете (напр. в "Уроке анатомии"), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары, и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Впечатление, производимое таким гениальным распределением света и тени, усиливается тем, что наиболее освещенные части выписаны более тщательно, чем остальные трактованные широко и сочно, иногда только намеками. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. В своих первых, по времени, работах Рембрандт старался изображать природу в том виде, как она ему представлялась, без погони за световыми эффектами, хотя уже и в эту пору в его творениях проскальзывают намеки на будущую рембрандтовскую светотень (напр. "Св. Павел в темнице", 1627, в штутгартской галерее). До наивысшего развития светотень, а вместе с тем и другие достоинства кисти Рембрандта, достигают в среднюю пору его деятельности.Как уже было сказано выше, житейские невзгоды, постигшие художника, не могли не отозваться на его творчестве. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми; свет утрачивает свою интенсивность, кисть делается менее сочной. Однако, такой упадок был только временный, и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину; так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые "Синдики гильдии ткачей" (наход. в Амстердаме) и "Возвращение блудного сына" (имп. Эрмитаж, № 797), а в 1682 - "Еврейская невеста" (в амстердамском музее).
Многочисленные гравюры Рембрандта отмечены теми же достоинствами, как и его картины: характерность рисунка, мастерская передача трудных световых эффектов, свободный, уместно тонкий или энергичный ход гравировальной иглы - отличительные качества Pембрандта, как гравера. Перечислить все его картины и гравюры представляло бы слишком большой труд; достаточно будет сказать, что его творческая мысль проникала во все сферы человеческого бытия; портреты, сцены из современной жизни, мифологические, библейские, евангельские и исторические сюжеты - все это занимало художника. Однако, преимущественною его любовью пользовались темы из Библии и Евангелия, как более соответствовавшие протестантскому мировоззрению великого мастера. С особенным интересом и наиболее часто он обращался к истории страданий Спасителя, которые трактовал в картинах и гравюрах, полных христианского чувства.
Рембрандт был невероятно работоспособен. Ему довелось испытать невероятный взлет славы и забвение, он знал богатство и бедность, счастье и отчаяние. Он умер в нищете, но после смерти художника его работы стали цениться чрезвычайно дорого, порой ему приписывали то, что не было им создано. Но, как бы ни менялись атрибуции и датировки картин, творчество великого голландца занимает особое место в истории искусства всех времен и народов. День рождения художника – 15 июля – отмечается в Голландии как национальный праздник. Его дом в Амстердаме ныне не просто музей, но место паломничества. О жизни великого мастера в стране ставят мюзиклы и снимают фильмы. На открытии московской выставки представитель посольства Королевства Нидерландов в России господин Йос Доума сказал: "В Голландии на полотна Рембрандта смотрят как на икону". И действительно золотистый мистический свет на его картинах имеет аналогии только в древней иконописи.
Голландия протестанская страна, и Рембрандт исповедовал веру женевского реформатора Жана Кальвина. В XVII в. из церквей были вынесены все статуи и картины. Конечно, с победой протестантизма искусство не перестало существовать, но религиозные сюжеты были из него вытеснены. Бюргерам были более по душе собственные портреты, чем лики святых. Стены своих домов они охотно украшали пейзажами или натюрмортами с роскошной едой и экзотической посудой.В Голландии XVII в. в моде был групповой портрет. На огромных полотнах, которыми магистрат украшал ратуши и иные общественные здания, изображались корпорации ремесленников, члены синдикатов, цеховые мастера. Задача художника сводилась к прославлению людей, объединенных единым делом, честных, работящих, законопослушных. Рембрандту тоже заказывали такие портреты. Главным источником вдохновения для Рембрандта была Библия. Но картины на религиозные темы заказывали не часто, и, когда не было заказов, художник писал их для себя. В этих картинах воплощены его душа, его молитва, его глубокое прочтение Евангелия. И вновь свет становится "главным героем" картины и ключом к трактовке сюжета. Например, знаменитая картина "Снятие с креста", где действие происходит также ночью. Вспышкой света художник обозначает смысловой центр картины – фигуру Христа. Мертвое тело излучает свет. Отсвет его падает на фигуру Марии, которая в глубочайшем обмороке буквально повисла на руках стоящих рядом. Бросается в глаза мертвенная бледность ее лица, она умирает вместе с Сыном. Отсутствие привычной для религиозной живописи красоты и утонченности персонажей делает переживание евангельского сюжета обостренным и более глубоким. Так же решены и многочисленные картины на темы Рождества, и в них мастер виртуозно использует световые эффекты. Вот бедный хлев, луч света выхватывает из темноты фигуры Марии и лежащего на соломе Младенца, Источник света неясен, но зритель догадывается, что этот свет излучает младенец Христос, ибо Бог есть свет, Он приходит в холод и мрак этого мира. Не умаляя духовной высоты Благой Вести, Рембрандт облекает ее в форму предельно понятную и близкую современникам. Хлев, в котором родился Спаситель, есть в каждой голандской деревне. Иерусалимский храм, где старец Симеон принимает на свои руки Богомладенца, напоминает у Рембрандта старинные соборы Амстердама. А все персонажи его библейских картин и даже ангелы похожи на бюргеров и крестьян.Особой утонченности Рембрандт достигает в графике. По существу, он – создатель офорта, в котором ему нет равных по тонкости линии и легкости штриха. Библейская тема и в графике является главной. Вот слепой Товия идет, выставив вперед руки, "осязая стену", его незрячие глаза устремлены не в пространство, а сквозь него, туда, за пределы видимого, где его сын, о котором болит душа отца. Графические варианты притчи о блудном сыне также поражают накалом драматизма и воздействуют на зрителя не меньше, чем знаменитое живописное полотно на эту тему.
В произведениях на библейские темы Рембрандт, по существу, восстанавливает иконописную традицию молитвенного предстояния и размышления над словом посредством образа. Конечно, ни живописные полотна, ни гравюры Рембрандта в традиционном смысле иконами назвать нельзя хотя бы потому, что это Другая техника.Однако ряд приемов, такие, как внутренний свет, молитвенная созерцательность персонажей, очень близки к тому языку, которым пользовались древние иконописцы.Но дело не только в технике, а в том, что искусство Рембрандта было его служением Богу. Библия занимала в жизни художника огромное место, он размышлял над ней всю жизнь. Возможно, его отношения с Богом не были просты, ведь ему пришлось многое пережить: смерть обеих жен, любимого сына Титуса, он испытал бедность, нужду, банкротство, а благодарить Создателя за судьбу Иова мало кто способен.Тем не менее, художник ни на один день не прекращал диалог с Богом и все время соотносил свою жизнь с жизнью библейских героев. Об этом говорит хотя бы то, что он часто изображал себя в образе апостола Павла, да и в пророке Иеремии мы узнаем его черты. Безусловно, картины Рембрандта можно лишь с определенной долей условности назвать иконами, скорее в том смысле, как об этом писал св. Василий Великий: "Молчаливая живопись есть слово для глаз, как Евангелие есть слово для слуха".Даже ангелы у Рембрандта похожи на бюргеров и крестьян.
Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить вневременной масштаб рембрандтовского гения. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России — передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма. Ещё сто лет назад самым большим собранием рембрандтовских полотен мог похвастаться Императорский Эрмитаж, однако в XX веке часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей, авторство других было оспорено. В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину; в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме. В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты.
Произведения Рембрандта высоко ценятся любителями искусства; обладание ими составляет гордость всякого музея; всех других картинных галерей богаче ими Императорский Эрмитаж, в котором насчитываются 42 картины Рембрандта. Великий мастер оказал огромное влияние на всю голландскую живопись; главные из его непосредственных учеников - Ф. Боль, Г. Флинк, Г. ван ден Экгоут, А. де Гельдер, Н. Мас, Фабрициюс, Ф. де Конинк. С. ван Гогстратен, Я. Бакер, Я. де Вет, В. де Портер, Ю. Овенс, А. Вердаль и Дрост.
Список литературы: