Роль эмоций в эффективности занятий изобразительного искусства с дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:40, реферат

Описание

Маленький ребенок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями взрослого. Из простых житейских наблюдений известно: ребенок чувствует и мыслит не так, как взрослый. Чувства малыша могут быть сильными, но чаще всего они нестойки. То, к чему он сегодня привязан, завтра может быть забыто. Ребенку недоступны отвлеченные рассуждения взрослого. Малый ребенок не в состоянии организовать себя на исполнение неинтересной для него работы…

Содержание

Введение 3
1. Психологический аспект эмоций у детей дошкольного возраста 5
2. Влияние эмоций на эффективность занятий изобразительного
искусства с дошкольниками 11
Заключение 20
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

роль эмоций в ИЗО.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)


   ГОУ ВПО «Карельская государственная педагогическая академия»

факультет дошкольной и социальной педагогики и психологии

кафедра физического и психического здоровья ребенка

 

 

 

Контрольная работа

по теории и методике детского изобразительного творчества

Роль эмоций в эффективности занятий

изобразительного искусства с дошкольниками

 

 

 

                                                    Выполнила студентка

                                                                     721 группы заочного отделения

                                                              Кукко Анна Александровна

                                        Преподаватель

                                                                     Тришкова Светлана Павловна

 

 

 

 

Петрозаводск,  2012

Содержание

 

Введение                                                                                                              3

 

1. Психологический аспект эмоций у детей дошкольного возраста             5

 

2. Влияние эмоций на эффективность занятий изобразительного

искусства с дошкольниками                                                                             11                                                                  

 

Заключение                                                                                                        20

 

Список литературы                                                                                          22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

…Ты сам свой высший суд;

Всех стороже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли взыскательный художник?

А. С. Пушкин

   Маленький ребенок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями взрослого. Из простых житейских наблюдений известно: ребенок чувствует и мыслит не так, как взрослый. Чувства малыша могут быть сильными, но чаще всего они нестойки. То, к чему он сегодня привязан, завтра может быть забыто. Ребенку недоступны отвлеченные рассуждения взрослого. Малый ребенок не в состоянии организовать себя на исполнение неинтересной для него работы…

   Очень многого не может ребенок. Но если мы будем обращать внимание только на то, чего ребенок еще не может, чем он еще не владеет, мы никогда не поймем, откуда появляются новые черты, качества, характерные для взрослого. Гораздо важнее выяснить, что у ребенка есть, что он может, как он изменяется и что приобретает с возрастом.

   Развитие ребенка всегда у взрослых вызывает удивление и радость: сегодня он непохож на вчерашнего, а завтра не будет похож на сегодняшнего. Все изменения развития ребенка носят не случайный, а закономерный характер, имеют свои причины.

   Дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка.

   Ведущая роль в становлении личности ребенка дошкольника, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этим связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка разных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей.

   Для становления личности дошкольника важно не упустить это время. Необходимо использовать данный период целенаправленно, максимально эффективно, не принуждая при этом и не причиняя вреда.

  Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка дошкольника, потому что удовлетворяет его желанию действовать, выражать свое отношение к увиденному, пережитому. Занятия по изобразительной деятельности представляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встречи с искусством, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир, побуждает к творчеству.

   Немаловажно, что занятия по изобразительной деятельности также дисциплинируют детей, готовят руку ребенка к школе, развлекают, знакомят с окружающим миром.

   На занятиях по изобразительному искусству:

1. Дети учатся понимать произведения искусства,

2. Овладевают всевозможными изобразительными приемами,

3. Знакомятся с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, карандаши, пластилин, солёное тесто и т.д.),

4. Используют различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, пластилинография, аппликация, коллаж, оригами, поделки из природного материала и т.д.),

5. Учатся проявлять самостоятельность и творческий подход к работе,

6. Знакомятся с жанрами живописи, репродукциями картин известных художников.

Каждый вид изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка.

 

1. Психологический аспект эмоций у детей дошкольного возраста

   Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него недовольствие, одних людей он любит, к другим он равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь – все эти формы переживания человеком своего отношения к различным объектам – они называются эмоциями. (6, 186)

   Можно иногда сказать, что «эмоции» и «чувства» - синонимы, но в сущности эти два понятия отличаются друг от друга (чувство патриотизма или чувство долга совершенно различны от чувства стыда, чувства радости…). Собственно чувство (долга, ответственности, коллективизма) – более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании. Чувства в отличие от эмоций свойственны только человеку, тогда как примитивные свойства эмоций радости, удовольствия, гнева, страха могут переживать и высшие животные. 

   Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций – объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или косвенным удовольствием потребностей человека – как простейших, так и потребностей, обусловленных его общественным бытием – вызывает у него положительные эмоции (удовольствие, радость, любовь). То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции (неудовольствие, горе, печаль, ненависть).   Значение эмоций в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей.

   Сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений – изменяется ритм дыхания, деятельность сердечно-сосудистой системы, меняется работа слюнных, слезных и потовых желез.

   Изменяя жизнедеятельность человека, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связаны с изменением кровообращения – в состоянии гнева, страха человек бледнеет, так как кровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда или смущения человек краснеет, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделение, сердце начинает усиленно биться или, наоборот, «замирает». При гневе и радости учащается дыхание.

   Эмоции проявляются и в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест), вокальной мимике (голосовая интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловые ударения). Различная интонация при произнесении, например, слова «что» может выражать радость, удивление, испуг, растерянность, гнев, равнодушие, призрение и тому подобное. По мимике и пантомимике и можно судить о переживаемых человеком эмоциях.

   Переживая радость, человек улыбается, смеется, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя. В состоянии сильного гнева у человека хмурятся брови, лицо краснеет, движения становятся резкими, дыхание становится тяжелым, голос угрожающим. И горе очень выразительно внешне – человек весь согнулся, поник, плечи его опущены, у рта – горестная складка, он рыдает или, наоборот, цепенеет от горя.

   Так как эмоции есть непосредственное переживание человека к предметам и явлениям действительности, то это отношение может быть положительным, отрицательным и безразличным. Безразличное, равнодушное отношение обычно не связано с какими-либо эмоциями. Если какие-либо явления, предметы или факты соответствуют нашим потребностям или требованиям общества, они вызывают у нас положительное отношение, положительные эмоции. Если нет, они вызывают отрицательное отношение и соответствующие переживания. Таким образом, эмоции человека имеют положительный или отрицательный характер. Положительное отношение человека к чему-либо выражается в таких эмоциях как удовольствие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь. Отрицательное отношение выражается в эмоциях неудовольствия, страха, печали, горя, отвращения, страдания, ненависти, гнева.

   Эмоции отличаются сложностью и взаимосвязанностью. В некоторых условиях можно испытывать одновременное переживание противоположных эмоций.

   В период детства происходит интенсивное созревание организма ребенка, в частности созревание его нервной системы и мозга. На протяжении первых семи лет жизни масса мозга возрастает примерно в три с половиной раза, изменяется его строение, совершенствуются функции. Созревание мозга очень важно для психического развития ребенка – благодаря ему увеличиваются возможности усвоения различных действий, повышается работоспособность ребенка, создаются условия, позволяющие осуществлять все более систематическое и целенаправленное обучение и воспитание.

   В дошкольном возрасте так же, как и в раннем детстве, эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.

   Внешнее выражение эмоций у ребенка по сравнению со взрослым человеком носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Эмоции ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут; бурное веселье нередко сменяется слезами.

  Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

   Важнейшее значение в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе которых формируются основы социальных чувств.

   Ребенок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции его обычно мало устойчивы. В дошкольном возрасте начинают заметно развиваться высшие чувства – моральные (в процессе игр, когда ребенок приучается подчинять свое поведение общим требованиям коллектива, при слушании сказок и рассказов…), эстетические (в процессе занятий музыкой, пением, рисованием, лепкой), интеллектуальные (в связи с развитием познавательных интересов и элементарными формами учебной деятельности). (7, 160)

   Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства – радость, гордость, обиду и другие. Ребенок, с одной стороны остро переживает ласку, похвалу, с другой – причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость.

   Дошкольники испытывают чувства любви, нежности к близким людям, прежде всего, к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие.

   Эмоции, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся им и на персонажей художественных произведений – сказок, рассказов: он сочувствует несчастью Красной Шапочки ничуть не меньше, чем реальному несчастью. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но эмоции, вызываемые ею, от этого не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать персонажей как знакомых и близких. Наиболее яркое чувство дошкольников при слушании рассказов и сказок – это сочувствие всем, кто попал в беду.

   Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но иногда он может и пожалеть злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от них любимого героя.

   Эмоции и чувства, испытываемые ребенком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий. Ужасаясь предстоящим событиям, он в испуге начинает требовать, чтобы закрыли книгу и не читали ее дальше, или сам придумывает более приемлемый, с его точки зрения, вариант той части, которая его пугает. При этом нередко ребенок берет на себя роль главного героя.

Информация о работе Роль эмоций в эффективности занятий изобразительного искусства с дошкольниками