Роль эмоций в эффективности занятий изобразительного искусства с дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:40, реферат

Описание

Маленький ребенок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями взрослого. Из простых житейских наблюдений известно: ребенок чувствует и мыслит не так, как взрослый. Чувства малыша могут быть сильными, но чаще всего они нестойки. То, к чему он сегодня привязан, завтра может быть забыто. Ребенку недоступны отвлеченные рассуждения взрослого. Малый ребенок не в состоянии организовать себя на исполнение неинтересной для него работы…

Содержание

Введение 3
1. Психологический аспект эмоций у детей дошкольного возраста 5
2. Влияние эмоций на эффективность занятий изобразительного
искусства с дошкольниками 11
Заключение 20
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

роль эмоций в ИЗО.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

   Рассматривая иллюстрации к сказкам, дошкольники часто пытаются непосредственно вмешаться в ход событий: замарывают или выцарапывают изображения отрицательных действующих лиц или обстоятельств, угрожающих герою.

   Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший, но, конечно, не единственный источник эмоций дошкольников. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникнуть у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы. Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, дошкольник склонен приписывать их и предметам. Он сочувствует сломанному цветку или дереву, возмущается дождем, который мешает гулять, гневается на ударивший его камень.

   Одно из главных направлений развития эмоций в дошкольном детстве – увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребенка. Ребенок только начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

   Аналогичный путь развития проходит в дошкольном детстве и чувство красивого, вызываемое у  ребенка предметами, явлениями природы, произведениями искусства. Для трех –, четырех – летнего дошкольника красивое – это яркая, блестящая игрушка, нарядный костюмчик… К старшему дошкольному возрасту ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца. Сильные переживания вызывает у старшего дошкольника красота природных явлений, пейзажей, праздничных шествий. Чем лучше ребенок ориентируется в окружающем, тем более разнообразными и сложными становятся причины, порождающие у него чувство прекрасного. (2, 78)

   Развитие «разумности» чувств охватывает не только эмоции, относящиеся к людям, предметам, событиям, но и эмоции, связанные с собственным поведением ребенка. Уже ребенку трехлетнего возраста приятна похвала взрослых, его огорчает порицание. Известно, что у ребенка возникают чувства гордости и стыда, зависящие от оценки, которую дают его поведению взрослые. Но эти переживания относятся еще не к самим поступкам, а к их оценке другими людьми. Происходящее в дошкольном детстве усвоение норм, правил поведения, формирование самооценки приводят к тому, что само выполнение или невыполнение этих норм начинает переживаться ребенком, вызывать у него радость, гордость или, наоборот, огорчение, стыд, даже в том случае, когда ребенок находится наедине с собой и о его поступке никто не знает.

 

 

 

 

 

 

2. Влияние эмоций на эффективность занятий изобразительного искусства с дошкольниками

   Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

   Изобразительная деятельность – художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому.

   Важнейшее условие проявления творчества в художественно деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

   Действие восприятия – одно из основных, реализующих изобразительную деятельность. Для создания наглядного образа важно уметь выделять в предметах и явлениях внешние изобразительные признаки: форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве. Только на основе восприятия своеобразие предметов и явлений окружающего мира возможно возникновение образов представления о них, последующее комбинирование этих образов на уровне воображения. Изобразительная деятельность детей опирается на определенный уровень сенсорного развития, сформированный в дидактических играх и разных видах деятельности. В изобразительной деятельности и формируется действие восприятия. (1, 67)

   Знаменитый психолог Л. С. Выготский, характеризуя воображение детей выделил 4 формы связи воображения с действительностью. И вот третья форма связи – эмоциональная связь. Характеризуя ее, Лев Семенович отмечает, что эмоция обладает способностью подбирать впечатления, мысли, образы, которые созвучны настроению, владеющему человеку в данную минуту. Однако и воображение влияет на чувства. Образы фантазии выражают не воображаемые, а реальные чувства. Чем ярче, отчетливее образы воображаемых объектов, тем более глубокие чувства они могут вызвать и тем сильнее становится желание отразить накопившееся образы на листе бумаги, в глине, в игре или ярком эмоциональном рассказе. Очень важно предоставить детям такую возможность, проявить внимание к их творчеству. (5, 108)

   А вот Сакулина Нина Павловна – педагог, специалист в области художественного воспитания дошкольников, отмечает, что способность к изображению обуславливает создание любого рисунка с различными целевыми установками. Она рассматривает 2 качества, необходимых для создания художественного рисунка, которые, по своей сути, основаны на эмоциональных состояниях детей:

1. Эстетическое восприятие явлений реального мира, то есть не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него: что особенно поразило, удивило, обрадовало и др. И тогда, рисунок становится не только изображением, позволяющим узнать явление, а дает яркую характеристику, подчеркивает в нем особенно впечатляющее. В этом качестве проявляются и личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы личности).

2. Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувство, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа. (1, 90)

   Развитие у детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, легкий, радостный, праздничный, живой и др.

   Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетическое переживание, помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

   В рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.

   Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

   Творчество – процесс, требующий тактичного, тонкого подхода взрослого, обеспечивающего положительный эмоциональный настрой ребенка.

   Эстетическое восприятие содействует образованию соответствующих представлений. В них отражены эстетические качества предметов и явлений. Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок, лепку и аппликацию ребенок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого воображение ребенка создает образ, который он выражает с помощью изобразительных средств.

   Воспитатель должен предлагать детям такое содержание для рисунка, лепки, аппликации, которое вызывало бы необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы оно было интересно для ребенка, волновало его, чтобы ему хотелось выразить это содержание как можно лучше: например, так предложить нарисовать дом, чтобы у детей возникло желание пофантазировать и придумать «свой» дом с присущими только ему выразительными чертами. Тогда дом, изображенный ребенком, приобретает свой индивидуальный облик.

   Эстетическое воздействие занятий на детей зависит и от того, какие предметы и явления отбираются для изображения (это не только хорошо знакомые детям предметы, игрушки, явления природы и общественной жизни, но и красивые, вызывающие положительные эмоции у ребенка, радость, удивление, восхищение). Важно также, чтобы воспитатель сумел объяснить задание, рассмотреть с детьми предмет, вызвать желание его изобразить. Для этого нужно, прежде всего, обратить внимание на красоту предмета или явления, найти для этого образные, выразительные слова. Привлечение стихотворного, песенного, текста всегда усиливает эстетическое впечатление. «Эмоциональная насыщенность восприятия, - писал В. А. Сухомлинский, - духовный заряд детского творчества». (5, 83)

   Если воспитатель умет организовать эмоциональное восприятие явлений, помочь детям осознать полученные ими впечатления и продумать, что из этого доступно детям для отражения в изобразительной деятельности детей, то процесс изображения принесет детям радость, повысит их интерес не только к изобразительной деятельности, но и к окружающему, а это важно для детей дошкольного возраста, для которых характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

   Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений. Лабунская Г. В. – российский психолог, педагог-экспериментатор – рассматривает выразительность детского рисунка, как посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передачу активного эмоционального отношения к нему. А детские выразительные рисунки, в свою очередь, вызывают нашу эмоциональную реакцию.

   Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в рисунке, лепке и аппликации присущие предметам свойства: форму, строение, цвет. Поэтому необходимо этому детей учить. Потому, что некоторые зарубежные психологи уверены, что изодеятельности детей учить не надо, они должны рисовать то, что они видят и чувствуют, но в таком случае и взрослым будет не совсем понятно, что изображено на рисунке, и нельзя продиагностировать такой рисунок правильно ли ребенок понимает явления окружающего его мира. (4, 14)

   Красота и выразительность рисунка зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов. Отчетливо изображенная форма не только делает узнаваемым рисунок, лепку, но и вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.

   Эстетические эмоции вызывает и удачная композиция работы. Если рисунок, аппликация хорошо расположены на листе с учетом формы и пропорций предмета, изображенного не слишком крупно (чтобы части изображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону), это также радует ребенка.

   Изображение предметов и явлений действительности детьми является вместе с тем и отражением их отношений к этим предметам и явлениям: дети отмечают, чем они красивы, что в них интересного, чем хороши, полезны, почему вызывают к себе симпатию, радуют или огорчают и т. д. Все эти стороны могут быть тесно переплетены между собой, но может по преимуществу выступать и какая-либо одна из них — чисто познавательная, эстетическая, нравственная.

   Характеристика эстетических свойств предметов, созданных человеком, близка их идейно-нравственной оценке. За вещами стоит труд людей, их взаимоотношения. То, что делается на благо людей, для их счастья, воспринимается как прекрасное. Для детей понятнее это сочетание эстетического и нравственного в тех случаях, когда внешняя красота совпадает с благородным назначением предмета.

   Знакомя детей с явлениями природы, событиями советской жизни, воспитатель должен обращать внимание на доступную их пониманию значительность и красоту этих событий и явлений; ставить своей задачей через переживание красивого подвести детей к доступной им оценке окружающего; развивать в них высокие чувства гуманизма, любви к Родине, уважения к трудящемуся человеку.

   Не только интерес к содержанию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять их лучше, стремиться к достижению выразительности образа — большое значение имеет воспитание у них стремления сделать работу понятной и интересной для других. Уже на четвертом году жизни дети стремятся получить оценку своих рисунков и других работ, они испытывают удовлетворение от того, что их лепка, рисунок понравились, что дети выразили свое одобрение, отметили их работы. Положительная оценка работы должна даваться по заслугам, т. е. за действительно достигнутое хорошее качество, выразительность, красоту. Конечно, это высокое качество будет соответствовать возможностям детей данного возраста.

   Воспитание стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на нее порадовались другие — задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности деятельности.

Информация о работе Роль эмоций в эффективности занятий изобразительного искусства с дошкольниками