Русская культура между Востоком и Западом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 19:03, реферат

Описание

В исходной исторической характеристике русской культуры отражается пограничное положение России между двумя континентами и цивилизационными типами - Европой и Азией, Западом и Востоком. Длительные споры, протекавшие в России на протяжении почти всего XIX века и продолжающиеся до сих пор, породили разные гипотезы. Мыслители западнической ориентации предпочитали видеть в России неуклонную тенденцию приобщения к Западу и преодоления "восточной отсталости".

Содержание

Введение 3

Глава 1. Противоречия русской культуры 4

1.1 Природно-антропологические факторы и развитие отечественной культуры 5

1.2 Духовные факторы 6

1.3 Социально-политические факторы 6

1.4 Геополитические факторы 7

Глава 2. Современный взгляд на проблему 9

2.1 Д.Лихачев о геополитическом факторе 9

Глава 3. Западничество и славянофильство в истории русской культуры 11

3.1 Славянофильство: идеи и люди 11

3.2 Западничество об историческом пути России 13

3.3 Противостояние западников и славянофилов и русская культура 13

Глава 4. Евразийцы о путях развития России 15

4.1 Евразийцы о сущности исторического процесса 15

4.2 Евразийцы об историческом месте России 16

4.3 Современное Евразийство 17

Заключение 18

Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

мхк реферат.docx

— 47.78 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию 

ГОУ «Санкт-Петербургский  государственный политехнический  университет»

Чебоксарский  институт экономики и менеджмента (филиал)

Кафедра гуманитарных наук 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

по курсу  «Мировая художественная культура» 

Тема  «Русская культура между Востоком и Западом» 
 
 
 
 
 
 
 

                     Выполнила    студентка

                     очного  отделения

                     1 курса    специальности 

                     080105(1)   

                     Петрова Анна А.

                     Проверила Заворзаева А.В 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Чебоксары

2010

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Противоречия русской культуры 4

1.1 Природно-антропологические факторы  и развитие отечественной культуры 5

1.2 Духовные факторы 6

1.3 Социально-политические факторы 6

1.4 Геополитические факторы 7

Глава 2. Современный взгляд на проблему 9

2.1 Д.Лихачев о геополитическом факторе 9

Глава 3. Западничество и славянофильство в истории русской культуры 11

3.1 Славянофильство: идеи и люди 11

3.2 Западничество об историческом  пути России 13

3.3 Противостояние западников и  славянофилов и русская культура 13

Глава 4. Евразийцы о путях развития России 15

4.1 Евразийцы о сущности исторического  процесса 15

4.2 Евразийцы об историческом месте  России 16

4.3 Современное Евразийство 17

Заключение 18

Список литературы 20

 

Введение 

    В исходной исторической характеристике русской культуры отражается пограничное положение России между двумя континентами и цивилизационными типами - Европой и Азией, Западом и Востоком. Длительные споры, протекавшие в России на протяжении почти всего XIX века и продолжающиеся до сих пор, породили разные гипотезы. Мыслители западнической ориентации предпочитали видеть в России неуклонную тенденцию приобщения к Западу и преодоления "восточной отсталости". Мыслители славянофильского типа, напротив, отстаивали самобытность России, ее принципиальное отличие от Запада, как, впрочем, и от Востока, видя в ней общинно-православное начало. Позднее выявилась и евразийская линия в понимании русской культуры, в которой утверждалось ее пространственное, историческое и духовное слияние с азиатским ареалом.

    Однако  эти идейные споры отражали несводимость русской культуры к одному из вариантов  или к сочетанию и синтезу  того и другого. Такие попытки  неизменно оказывались неудачными. Часто встречающиеся в научных  работах формулировки о "парадоксальности" русской культуры свидетельствуют, что ее понимание требует преодоления  однозначных, линейных схем и обращения  к многомерной концепции. Такой  подход возможен именно на основе применения цивилизационного анализа, так как  русская культура несводима к  этническому или национальному  субстрату, хотя, несомненно, несет  в себе характеристики обоих этих уровней. Под цивилизацией здесь  и далее понимается уровень, ступень  общественного развития, материальной и духовной культуры; состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный способ воспроизводства жизни и  наиболее гуманные формы существования  человека.

 

Глава 1. Противоречия русской культуры

    Промежуточное положение России между Западом  и Востоком, взаимодействие с обоими началами и противодействие им привело  к глубокой противоречивости русской  культуры, ее раздвоенности и внутренним расколам. Подобное положение постоянно  проявлялось на протяжении всей истории  России в культурном расколе между  правящим классом и народными  массами, в переменах внутренней политики от попыток реформ к консерватизму, а во внешней политике - от тесного  союза со странами Запада до противостояния им.

    В отечественной культуре можно найти  немало противоположных характеристик, свойственных всякой культуре и создающих  разнообразие национально-духовной жизни:

  • индивидуализм - коллективизм;
  • смирение - бунт;
  • природная стихийность - монашеский аскетизм;
  • мягкость - жестокость;
  • самоотверженность - эгоизм;
  • элитарность - народность.

    Но, наряду с этими характеристиками, в культуре России постоянно проявляются  и возобновляются устойчивые противоречия:

  • между началом и высокой религиозностью;
  • между культом материализма и приверженностью к возвышенным духовным идеалам;
  • между всеохватной государственностью и анархической вольницей;
  • между национальным самомнением, смыкавшимся с великодержавностью, и мессианским универсализмом;
  • между "русификацией" православия как оплота христианской России и стремлением к превращению православия во вселенскую религию;
  • между поисками социальной свободы и подчинением государственному деспотизму и сословной иерархии;
  • между принятием косного земного бытия, стяжательством и безграничной свободой, исканием Божьей правды;
  • между "западничеством" как увлечением образцами прогресса, свободы личности, рациональной организации жизни и "восточничеством" как интересом к упорядоченной и стабильной, но сложной и разнообразной жизни, отличной от русской действительности.

    Для более полного понимания истоков  этих противоречий обратимся к рассмотрению основных факторов, определявших и определяющих развитие русской культуры. Среди этих факторов важную роль играют геополитические и природные (ландшафтные, климатические, биосферные). Великий русский историк В. Ключевский не случайно свой "Курс русской истории" начинает с анализа русской природы и ее влияния на историю народа: именно здесь закладываются начала национального менталитета и национального характера русских.

    В целом все исторические факторы, под влиянием которых складывалась и развивалась русская (российская) культура, можно было бы объединить в несколько групп. 

    1.1 Природно-антропологические факторы и развитие отечественной культуры

    Все выдающиеся русские ученые (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие) признавали значительную роль в истории России особенностей ее природы, которая существенным образом повлияла на формирование своеобразного  антропологического типа человека и  его культуры. Суровый климат русской  равнины, открытой северным ветрам, лес, степи и реки, бескрайние поля - все  это формировало основы отечественной  культуры:

  • мировоззрение народа,
  • характер расселения,
  • связи с другими землями,
  • тип хозяйственной деятельности,
  • характер земледелия,
  • отношение к труду,
  • организацию социальной жизни,
  • фольклорные фантастические образы,
  • народную философию.

    Образ русского человека с самого начала своей истории связан с земледелием, с тяжелым, напряженным, постоянным трудом. Недаром образы земледельцев запечатлены в древнерусских  былинах: Святогор, богатырь Микула Селянинович.

    Иным  словами, все природные явления, рассмотренные в их системности  в качестве социо- и культурогенных факторов, составляли фундамент становления  будущей российской цивилизации  и культуры.

    1.2 Духовные факторы

    Последние исследования говорят об оригинальности религиозных взглядов славян-руссов до принятия христианства. Вместе с тем, христианство византийского образца - православие - составило ценностно-смысловое "ядро" всей древнерусской и последующей культуры. Принятие этой развитой для своего времени религии стало решающим фактором: при иной религии, ином выборе культура страны стала бы совсем другой. Россия с иной верой имела бы другую архитектуру, живопись, музыку, даже язык и государственное устройство - вообще имела бы другую историю. Именно под воздействием православия сформировались нравственные ценности, весь духовный облик русского человека, ведущие черты его архетипа.

    Важно отметить, что в условиях феодальной раздробленности (в период ордынского ига на Руси насчитывалось до 360 княжеств) единство русской земли сохранялось  благодаря цельности русской  культуры, сплоченной единством языка, славянской письменности, христианских религиозных воззрений и православной церкви. Теоцентризм православия  распространился впоследствии на институт самодержавия, которое было для русских  не столько социально-политическим учреждением, сколько феноменом  культуры, идеалом сакрализованной  власти, одной из ценностей народа.

1.3 Социально-политические факторы

    С духовными тесно связаны социально-политические факторы, во многом определившие онтологические основания русской (российской) культуры. Исторически сложилось так, что  в течение многих веков основной хозяйственной единицей в России была община с коллективным пользованием землей и внутренним самоуправлением (в городах ее аналогом была артель). Можно по-разному рассматривать  роль общины (позитивную или негативную) в экономическом развитии России, но влияние ее на систему ценностей  русской культуры бесспорно. Среди них - сознание безусловного приоритета коллективного над личным, своекорыстным, отзывчивость на чужую беду, взаимопомощь, сострадание и милосердие как нравственные нормы, гостеприимство.

    Существенное  влияние на характер русской культуры оказали особенности политико-правового  развития России. В первые века славяно-русской  государственности в ней были достаточно сильные демократические  формы правления - знаменитые вече, решающие все важнейшие вопросы. Вече Великого Новгорода сохранилось  вплоть до середины XVI века. В отличие  от Запада, где культура впитала в себя правовые нормы, разработанные еще в Древнем Риме, на Руси традиционно существовал авторитет морали над правом. При этом судебные нормы на Руси, изложенные еще в "Русской правде" Ярослава Мудрого (XII в.), были более гуманными и справедливыми: в них, например, отсутствовали такие виды наказаний, как смертная казнь, членовредительство и др. Вместе с тем, недооценка права, незнание его норм, произвол в их применении определяли на всем протяжении истории России (во многом и сейчас) низкую правовую культуру людей.

    Невообразимые просторы страны, постоянная угроза военного нападения как с Запада, так  и с Востока во многом способствовали созданию централизованного государства  не только как политической, но и  культурной ценности. Утрата целостности  государства означала утрату исторической перспективы существования народа и его веры. Отсюда возвышение в  русской культуре воинского подвига  в защиту земли, Отечества. Подвиг в  сознании русского человека становился символом святости.

1.4 Геополитические факторы

    Большое влияние на формирование отечественной  культуры оказал геополитический фактор - срединное положение России между  цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации, то есть возникновения таких пограничных  культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали  ни к одной из известных культур, а с другой - представляли собой  благоприятную среду для разнообразного культурного развития.

Информация о работе Русская культура между Востоком и Западом