Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:55, реферат
Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих).
Русская культура во второй половине XIX - начале XX века
Изменения
в экономической и политической
жизни после падения
В политике
правительства в области
Культура
России второй половины XIX — начала
XX в. впитала художественные традиции,
эстетические и моральные идеалы
«золотого века»
Просвещение
и образование. В отличие от стран
Западной Европы в России не было закона
о всеобщем обязательном начальном
образовании. Однако потребности производства
требовали профессионально
Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось.
Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.
В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.
Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в.— в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и других городах. Накануне Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.
Просветительская
деятельность. В пореформенной России
и в начале XX в. особенно усилилось
стремление народа к грамотности, приобщению
к научным знаниям, литературе и
искусству. В реализации этой потребности
большую роль сыграла передовая
российская интеллигенция, создававшая
различные просветительские организации
при земствах и научных обществах,
а также новые внешкольные
формы образования. С 60-х годов XIX
в. большое распространение
Для развития
культурно-просветительской деятельности
были открыты народные дома. Они
предоставляли возможность
Демократизации
высшего образования
Большую
роль в популяризации научных
знаний и приобщении народа к чтению
художественной литературы играло книгопечатание.
Дешевое издание произведений русских
писателей, букварей, детских книг и
учебников сделало их доступными
для всего народа. Особо следует
отметить деятельность И.Д. Сытина, выпустившего
серию книг «Библиотека для
Во второй
половине XIX — начале XX в. значительно
увеличилось число
Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П.М. и С.М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.
Наука. Во
второй половине XIX — начале XX в. углубился
процесс дифференциации наук, их разделения
на фундаментальные и прикладные.
Потребности индустриального
В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А.М. Бутлеров. Н.Д. Зелинский заложил основы учения об органическом катализе. А.И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области электрохимии и физической химии. 60—70-е годы XIX в. стали «золотым веком» в отечественной химии.
Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П.Л. Чебышева, А.М. Ляпунова, С.В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.
Выдающиеся
открытия были сделаны в физике и
механике. Работы А.Г. Столетова подготовили
условия для создания современной
электронной техники. Переворот
в электрическом освещении
К.Э. Циолковский
своими работами в области ракетодинамики
обосновал возможность
Энциклопедические труды В.И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений.
Крупными
успехами было отмечено развитие биологии
и медицины. И.М. Сеченов заложил
основы отечественной физиологической
школы, сделал рад открытий в психологии.
Нобелевские премии получили И.П. Павлов,
разработавший учение о высшей нервной
деятельности и физиологии пищеварения,
а также И.И. Мечников — автор
фагоцитарной теории иммунитета. К.А. Тимирязев
основал русскую школу
Русские
географы и этнографы продолжили
исследование малоизвестных регионов
Земли: Тянь-Шаня, Тибет, Туркестана, Монголии,
Индонезии, Филиппин, Эфиопии и др.
Во время путешествий П.П. Семенова-Тян-Шанского,
Н.М. Пржевальского, Н.П. Миклухо-Маклая,
В. К. Козлова и других были созданы
карты этих районов, собраны богатейшие
биологические и
На развитие гуманитарных наук особое воздействие оказывали общественные изменения, обострение социальных конфликтов, более глубокое, чем прежде, размежевание идейных позиций. Открытия в естественных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной степени повлияли на общественные науки.
В философии
проявилась потребность нового осмысления
природы, общества и их связи с
человеком. Усилилась критика эволюционной
теории Ч. Дарвина, с материалистических
позиций объяснявшей
Во второй
половине XIX — начале XX в. в связи
с необходимостью понимания современных
процессов и будущего России чрезвычайно
вырос интерес к историческим
знаниям. Выдающийся ученый С. М. Соловьев,
чья деятельность началась еще в
первой половине XIX в., написал множество
работ по разным историческим проблемам
и фундаментальный труд «История
России с древнейших времен». В нем
он обосновал новую концепцию, объяснявшую
отечественную историю
Развитие
русской экономической мысли
отразилось в работах марксистов
(В.И. Ульянов-Ленин, А.А. Богданов) и
их критиков (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский).
Юрист и социолог М.М. Ковалевский
основал в Париже «Высшую русскую
школу общественных наук». В ней
преподавали известные
Литература. Художественная литература второй половины XIX — начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И.С. Тургенев. Н.Д. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн и др. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л.Н. Толстого, который был мировым лидером критического направления в литературе. В произведениях М. Горького наиболее явственно проявилась связь реалистического метода с постановкой острых социально-политических проблем России начала XX в.
Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX—XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм — все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Отличия определялись разницей философских, этических и эстетических позиций, которыми обусловливался выбор стилистики и языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и экзотики, звучность и сочность выражений, неожиданность рифм и образов. Эстетические принципы символистов были сформулированы Д.С. Мережковским, А.А. Блоком К.Д. Бальмонтом и В.Я. Брюсовым, ставшим их признанным главой. Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузьмин. К футуристам принадлежали Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Саша Черный. Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала XX в. позволило назвать это время «серебряным веком» русской поэзии.
Информация о работе Русская культура во второй половине XIX - начале XX века