Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:55, реферат
Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих).
Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).
Театр. Во
второй половине XIX—начале XX в. активно
развивалось театральное
В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В нем играли В.И. Качалов, И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова и др. В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская деятельность В.Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства.
Кино. На рубеже XIX—XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. {в Петербурге — в увеселительном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж»). С 1903 г. стали открываться стационарные «электротеатры», «иллюзионы». К 1916 г. в России было около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн. зрителей.
В 90-х годах в России начали снимать документальные фильмы. Отечественные кинофирмы А.О. Дранкова и А.А. Ханжонкова возникли в 1907—1908 гг. Первоначально они также создавали доку ментальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». В 1911—1913 гг. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм, выпустивших более 600 каргин. В 1911—1913 гг. в России был создан первый в мире объемный (кукольный) фильм.
Особую
известность приобрели фильмы режиссера
Я.А. Протазанова. Звездами отечественного
немого кино стали актеры Вера Холодная
и И.И. Мозжухин. Хотя в основе многих
фильмов лежали произведения А.С. Пушкина
(«Пиковая дама», «Домик в Коломне»),
Ф.М. Достоевского («Бесы»), Л.Н. Толстого
(«Отец Сергий»), художественный уровень
большинства картин оставался крайне
низким. Ставились, как правило, салонные
мелодрамы и примитивные
Музыка. Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В. В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям.
Представители
«Могучей кучки» и другие русские
композиторы (П.И. Чайковский, А.К. Глазунов,
С.В. Рахманинов) создали множество
оперных, балетных, камерно-вокальных
и симфонических произведений. В
начале XX в. поиски новых музыкальных
средств выражения продолжил
А.Н. Скрябин, в произведениях которого
удивительно переплетались
Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С. И. Мамонтова (затем — С.И. Зимина). Популяризации национальной музыки способствовала деятельность Русского музыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А.Г. Рубинштейна «для развития музыкального образования, вкуса к музыке и поощрения отечественных талантов». Пропагандой произведений русских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60-х годах М.А. Балакиревым и учителем пения Г.Я. Ломакиным.
Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами (Ф.И. Шаляпиным, Л.В. Собиновым. А.В. Неждановой). Имена выдающихся балетных танцоров (А.П. Павловой, Т.П. Карсавиной, В.Ф. Нижинского) навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры. Хореографические постановки М.И. Петипа стали классикой мирового балета.
Особое
значение для популяризации театрально-
Живопись и скульптура. В середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм. Он складывался в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал принципы демократической и гражданственной эстетики.
В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств образовали в Петербурге свою «Артель». В 1870 г. ими было создано «Товарищество передвижных художественных выставок». И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и др. стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И.Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. В школе передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В.И. Суриков, В.М. Васнецов). Близкий к передвижникам В.В. Верещагин известен как мастер батальной живописи,
К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи И.И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительны ми формами (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, И.Я. Билибин и др.).
На рубеже
XIX—XX вв. модернистские поиски привели
к складыванию группы художников,
объединившихся вокруг журнала «Мир
искусства» (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере,
Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь и
др.). «Мирискусники» провозгласили
новые художественно-
В начале
XX в. возник «русский авангард». Его
представители К.С. Малевич, Р.Р. Фальк,
М.3. Шагал и др. проповедовали
искусство «чистых» форм и внешней
беспредметности. Они были предшественниками
абстракционизма и оказали
В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции отразились в творчестве А.М. Опекушина (памятник А.С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М.М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов и исторических деятелей России («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Ряд монументальных скульптурных произведений принадлежал М.О. Микешину (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде-Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А.С. Голубкина и С.Т. Коненков использовали в своем творчестве новые пластические формы и светотеневые контрасты, позволявшие преодолеть статичность изваяния, создать впечатление движения.
Архитектура. Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определи теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.
Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклектика — разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архитектора А.И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля. Постепенно «русский» стиль стал преобладать. В его традициях были построены здания Исторического музея (арх. В.О. Шервуд), Городской думы (арх. Д.Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (арх. А.Н. Померанцев) в Москве.
В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и здание Художественного театра (арх. Ф.И. Шехтель), гостиница «Мегрополь» (арх. В.Ф. Валькот) и др. В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. А.В. Щусев — Казанский вокзал). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал (арх. И.И. Рерберг), Музей изобразительных искусств (арх. Р.И. Клейн) и здание Госбанка (арх. И.В. Жолтовский) — возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.
В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.
Информация о работе Русская культура во второй половине XIX - начале XX века