Русский авангард

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:46, контрольная работа

Описание

Авангард. Русский авангард. Выдающиеся деятели русского авангарда.

Содержание

Введение………………………………………………….………………...…………3
1. Авангард как направление в искусстве……………………………………... 5
2. Русский авангард………………………………………………………..……..9
3. Выдающиеся деятели русского авангардизма ……………………………..11
3.1 Малевич Казимир Северинович…………………………………………..11
3.2 Кандинский Василий Васильевич………………………………….……..15
3.3 Владимир Евграфович Татлин……………………………………………17
Заключение………………………………………………………………….…...…..20
Список литературы……………………………………………………….………....21

Работа состоит из  1 файл

актуальные.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание. 

Введение………………………………………………….………………...…………3

  1. Авангард как направление в искусстве……………………………………... 5
  2. Русский авангард………………………………………………………..……..9
  3. Выдающиеся деятели русского авангардизма ……………………………..11

        3.1 Малевич Казимир Северинович…………………………………………..11

        3.2 Кандинский Василий Васильевич………………………………….……..15

        3.3 Владимир Евграфович Татлин……………………………………………17

Заключение………………………………………………………………….…...…..20

Список  литературы……………………………………………………….………....21

 

     Введение

    В 1900-10-е годы преобразования охватили все виды творчества, но изоискусство постоянно выступало инициатором новых движений. Мастера постимпрессионизма предопределили важнейшие тенденции авангарда; его ранний фронт наметился групповыми выступлениями представителей фовизма и кубизма. Футуризм укрепил интернациональные контакты авангарда, ввел новые принципы взаимодействия искусств (изоискусства, литературы, музыки, театра, фотографии и кинематографа). В начале 20 века новые направления рождаются одно за другим в широком географическом диапазоне от России до Нового Света. Экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм с их чуткостью к бессознательному в человеческой психике обозначили иррациональную линию авангарда, в конструктивизме же, напротив, проявилась его рациональная, строительная воля.

    В период войн и революций 1910-х годов  политический и художественный авангарды  активно взаимодействуют. Левые  силы в политике пытались использовать авангард в своих агитационно-пропагандистских целях, позднее тоталитарные режимы (прежде всего, в Германии и СССР) стремились подавить его строгой цензурой, загоняя авангард в подполье. В условиях же политического либерализма авангард с 1920-х годов утрачивает прежний пафос противостояния, вступает в союз с модерном, устанавливает контакт с массовой культурой.

    Один  из самых ярких представителей авангарда, Василий Кандинский, принадлежит  к числу открывателей нового художественного  языка 20 столетия и не только потому, что именно он “изобрел” абстрактное искусство - он смог придать ему масштаб, цель, объяснение и высокое качество.

    Другой  яркий представитель - Казимир Малевич, который пытался разработать собственную систему абстрактного искусства, основанную на комбинировании на плоскости простейших геометрических фигур, окрашенных в контрастные цвета. Самое известное произведение художника – «Черный квадрат». Эта работа стала своего рода манифестом беспредметного искусства.

    Владимир Евграфович Татлин, русский художник; наряду с Казимиром Малевичем - один из самых авторитетных лидеров русского авангарда первой половины 20 века. Татлин вошел в историю как художник-авангардист, изобретатель новых направлений в искусстве, пионер советского дизайна, сценограф, родоначальник художественного конструктивизма.

    Новейшие  течения русского искусства 1910-х годов вывели Россию в авангард интернациональной художественной культуры того времени. Уйдя в историю, феномен великого эксперимента так и был назван - Русский авангард. Это понятие подразумевает и более ранние сезаннистские, фовистские тенденции, и продвинутые системы беспредметного творчества: кубофутуризм, супрематизм К. Малевича и его школы, конструктивизм во главе с А. Родченко и В. Татлиным, русско-немецкий экспрессионизм В. Кандинского. Мир узнал о начале эры не скованного предметностью и натурой самовыражения творческой личности из произведений русских художников едва ли не раньше, чем из шедевров великих французов и немцев.

 

     1. Авангард как направление в искусстве

    Авангардизм - в художественной практике 20 века - обобщенное наименование различных направлений (кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство и др.), которым присуще стремление отказаться от устоявшихся принципов и канонов, обновить весь художественный строй произведений.

    Рождённый духовной атмосферой 20 века с его грандиозными катаклизмами, авангардизм иллюстрирует не только противоречия между разными системами и техниками композиции, но и борьбу мировоззренческих позиций.

    Одни  теоретики и практики авангардизма декларируют создание элитарного искусства, чуждого социальным задачам, другие, наоборот, ищут принципиально новые выразительные средства для передачи настроений социального протеста, революционного содержания.

    Авангардизм - это тенденция отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск новых форм и путей в искусстве. Понятие, противоположное академизму. Но и авангардизм имеет свои истоки, поскольку он вырос из искусства периода Модерна. Несмотря на принципиальный антагонизм искусства авангарда и традиций духовности художественной культуры, нигилистические призывы участников этого движения, претензии на постижение «чистых сущностей» и выражения «абсолюта» без груза прошлого и примитивного подражания формам внешнего мира, идеи художественного авангарда сродни духовным смятениям искусства на рубеже 19 и 20 веков.

    Искусству авангарда присуща своя романтическая  мифология. Романтической и даже религиозной является главная авангардистская  идея абсолютизации самого акта творчества, не предполагающего создание художественного произведения, его «самодостаточности», оправдания человека творчеством, в котором раскрывается «истинная реальность». В этом, прежде всего, проявляется преемственность самых крайних форм авангардного искусства от символизма периода Модерна. Вместе с тем, опасным надо признать и чрезмерное расширение этого понятия исходя из этимологии: «передовой отряд, готовый жертвовать собой в стремительной атаке ради достижения цели». Такое милитаристское прочтение термина неизбежно приводит к мысли, что «авангард возникал много веков тому назад при переходе от одной эпохи к другой... и не может являться одним из направлений искусства только 20 века». Если предположить, что авангардное искусство «черпает свои духовные силы из неиссякаемого источника прошлого, архаичного сознания» и оно представляет собой не упадок, а «переосмысление прошлого», то размывается, стушевывается самое существенное — непримиримое, враждебное отношение авангардистов к истории культуры, чему есть множество свидетельств.

    Во  всех основных течениях западноевропейского и российского авангарда начала 20 века: футуризме, абстрактивизме, сюрреализме, дадаизме, поп-арте, оп-арте, происходило последовательное отвлечение процесса формообразования от духовного смысла искусства. Русская художница-авангардистка Л. Попова определила это так: «отвлечение формы художественной от формы, видимой в реальности». Такая эмансипация формы от традиционно вкладываемого в нее содержания породила пафос безудержной, часто бестолковой и агрессивной свободы, и, в то же время, – необходимость аналитического, научного подхода к закономерностям формообразования в искусстве. Но разрыв с художественной традицией неизбежно превращал «лабораторную работу по изучению формальных элементов искусства» в бесцельную и наивную игру – комбинаторику, техницизм. Понятия творческого направления, метода, стиля теряли смысл; виды искусства различались лишь «материалом».

    При всем многообразии форм и программ авангардизма его общие, постоянные черты могут быть четко обозначены. Прежде всего это "перманентный бунт" против традиций, против классических форм изобразительности и красоты. С этой ориентацией постоянно связано убеждение в необходимости небывалой формальной новизны, которая может быть новоизобретенной, но может быть почерпнута и из древнейшего либо архаического искусства, из современного примитива, экзотического или местного, из низовых форм самодеятельного искусства, наконец, из массовых форм рекламы, промышленно-торговой графики.

    Обязательное правило авангардизма - способность к художественному открытию, к самообновлению, отсюда вытекает подчеркнутая программность выступлений авангардистов, составление и публикация манифестов, неизменный расчет на будущее, «проектность» всех видов творчества, склонность к пророчеству, жизнестроительству, к созданию "второй реальности" в пределах реальной окружающей жизни. Произведение приобретает характер самоценного объекта реальности, приравниваемого к объектам внешнего мира.

    Для авангардистов в целом характерно размывание границ между искусством и реальностью. Искусство становится родом игры, в которую вовлекается и публика. Произведение искусства прямо включается в окружающую человека среду, для чего служат такие характерные для разных авангардистских течений формы, как инсталляция, коллаж, реди-мейд, энвайрон-мент. Отвергая законченность, «самодостаточность» произведения, авангардисты стремятся "раскрыть" его, сообщить ему динамику. В «классический» период это выражалось в незавершенности произведения, в культивировании приёма как бы случайного, спонтанного порождения формы, а в период неоавангарда возобладали приемы реального движения или же мысленных трансформаций, совершающихся в восприятии зрителя (в акционизме, кинетическом искусстве). Зритель же как бы вступает в диалог с художником, разгадывает заданные ему загадки, наделяет своим смыслом знаки и символы, предложенные автором. Публика может сама участвовать в творчестве (в хэппенингах), приравниваться к театральному зрителю (в перформансах), даже вносить в произведение свои изменения.

    Одна из главных примет авангардизма — разрыв естественных связей предмета (практических, познавательных, декоративных и других), поэтому перемещение предмета в иную, парадоксальную для него среду становится изначальной акцией. Вообще, для авангардизма типично обнажение приема, его очевидность, и анализ особенностей художественного языка входит в число наиболее популярных авангардистских методов. Эти методы обычно опираются на выводы философии и современных наук (структурализма, психоанализа, гештальтпсихологии, логического позитивизма, лингвистической философии), что связывает художественный авангардизм с общим строем современной аналитической мысли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Русский авангард

    Феномен искусства 20 в., определяемый термином «русский авангард», не соотносится с какой-либо конкретной художественной программой или стилем. Этот термин окончательно закрепляется за радикальными новаторскими течениями, складывающимися в русском искусстве в предвоенные – 1907–1914 гг., выходящие на авансцену в годы революции и достигающие зрелости в первое послереволюционное десятилетие.

    В России с ее революциями начала 20-го века авангардизм нашел благодатную  почву для своего развития. С этого времени все самое смелое, новаторское создается в России или выходцами из России. Еще за несколько лет до этого ничто в русском искусстве не предвещало столь резкого поворота: в конце 19 – начале 20 вв. русская официальная живопись оставалась в академических рамках. Первым шагом к эмансипации русского зрителя было знакомство с техническим мастерством, виртуозностью (качество, не характерное для русского искусства) таких художников, как А.Цорн и М.Фортуни.

    При этом заслуживают внимания два момента. Первый – это то, что образ простого человека (народ) становится абсолютным смысловым центром русского искусства и литературы и тема эта достигает здесь такого накала, какого никогда не знал Запад. Второй – это обостряющийся до предела интерес к инновациям в западном искусстве.

    Общим для русского авангарда был радикальный  отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни.

    На  разных этапах эти новаторские явления  в русском искусстве обозначались терминами «модернизм», «новое искусство», «футуризм», «кубофутуризм», «левое искусство» и др.

    Культурно-исторические рамки русского авангарда отмечены завершением предшествующего и появлением нового направления: его становление совпадает с концом эпохи «последнего Большого стиля» – стиля модерн, завершение – с утверждением в нашей стране «единственно правильной концепции искусства» – социалистического реализма. Однако, если взглянуть на это явление в широком контексте истории европейской художественной культуры, то можно увидеть, что перемены, начавшиеся здесь на рубеже 19–20 вв., определяют все дальнейшее развитие искусства вплоть до современных форм художественного творчества.

Информация о работе Русский авангард