Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:46, контрольная работа
Авангард. Русский авангард. Выдающиеся деятели русского авангарда.
Введение………………………………………………….………………...…………3
1. Авангард как направление в искусстве……………………………………... 5
2. Русский авангард………………………………………………………..……..9
3. Выдающиеся деятели русского авангардизма ……………………………..11
3.1 Малевич Казимир Северинович…………………………………………..11
3.2 Кандинский Василий Васильевич………………………………….……..15
3.3 Владимир Евграфович Татлин……………………………………………17
Заключение………………………………………………………………….…...…..20
Список литературы……………………………………………………….………....21
Если оставить в стороне увядающие реликты этнических художественных традиций, то окажется, что действительно новые течения в искусстве, принадлежащие современности, – это широкий диапазон различных форм изобразительной и околоизобразительной деятельности, берущий начало у истоков европейского авангарда. В соответствии с его основным принципом это искусство, так же как искусство авангарда, можно определить как антинормативное, а по отношению к классической изобразительной системе – как дезинтегрированное.
Связь
между эстетической революцией и
потрясениями 20 в. очевидна. Русский
авангард, ненадолго переживший социалистическую
революцию, был, безусловно, одним из
ее ферментов. С другой стороны, первенец
нормативного идеологического искусства
– советский социалистический реализм
явился прямым продуктом этой революции.
Его изобразительная система, внешне напоминающая
искусство 19 в., в действительности представляет
собой специфическое явление.
3. Выдающиеся деятели русского авангардизма
3.1 Малевич Казимир Северинович (1878-1935)
Родился в семье выходцев из Польши, был старшим среди девятерых детей. Малевич закончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895-96 гг. непродолжительное время занимался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко. С 1896, после переезда в Курск, служил чертежником в техническом управлении железной дороги. Осенью 1905 приехал в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище; жил и работал в доме-коммуне художника В. В. Курдюмова в Лефортове. Посещал занятия в частной студии Ф. И. Рерберга (1905-10). Проводя лето в Курске, Малевич работал на пленэре, развиваясь как неоимпрессионист.
Вхождение в круг новаторов.
Малевич участвовал в выставках, инициированных М. Ф. Ларионовым: «Бубновый валет» (1910-11), «Ослиный хвост» (1912) и «Мишень» (1913). Весной 1911 сблизился с петербургским обществом «Союз молодежи», членом которого стал в январе 1913 (вышел в феврале 1914); в 1911-14 экспонировал свои работы на выставках объединения, участвовал в вечерах-диспутах.
Декоративно-
С 1912 началось творческое содружество с поэтами А. Е. Крученых и Велимиром Хлебниковым. Его живопись этих лет демонстрировала отечественный вариант футуризма, получивший название «кубофутуризм»: кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи, соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом. Работа над декорациями и костюмами к постановке в конце 1913 футуристической оперы «Победа над Солнцем» (текст А. Крученых, музыка М. Матюшина, пролог В. Хлебникова) впоследствии была осмыслена Малевичем как становление супрематизма.
Возникновение супрематизма
После начала 1-й мировой войны исполнил ряд агитационных патриотических лубков с текстами В. В. Маяковского для издательства «Современный лубок». Весной 1915 возникли первые полотна абстрактного геометрического стиля, вскоре получившего наименование «супрематизм». Изобретенному направлению — регулярным геометрическим фигурам, написанным чистыми локальными цветами и погруженным в некую «белую бездну», где господствовали законы динамики и статики, — Малевич дал наименование «супрематизм». Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «супрем», образовавшему в родном языке художника, польском, слово «супрематия», что в переводе означало «превосходство», «главенство», «доминирование». На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи.
На выставке «0,10» в конце 1915 впервые показал 39 полотен под общим названием «Супрематизм живописи», в том числе самое знаменитое свое произведение — «Черный квадрат (Черный квадрат на белом фоне)»; на этой же выставке распространялась брошюра «От кубизма к супрематизму». Летом 1916 Малевич был призван на военную службу; демобилизован в 1917.
В мае 1917 был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе стал председателем Художественной секции Московского Совета солдатских депутатов, где вел обширную культурно-просветительную работу. В октябре 1917 был избран председателем общества «Бубновый валет». В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля.
Послереволюционная деятельность
В марте-июне 1918 деятельно сотрудничал в московской газете «Анархия», опубликовав около двух десятков статей. Участвовал в работах по декоративному убранству Москвы к празднику 1 Мая. В июне был избран членом московской Художественной коллегии Отдела Изо Наркомпроса, где вошел в музейную комиссию вместе с В. Е. Татлиным и Б. Д. Королевым.
В результате расхождения с членами московской коллегии переехал летом 1918 в Петроград. В петроградских Свободных мастерских Малевичу была поручена одна из мастерских. Оформил петроградскую постановку «Мистерии-Буфф» В. В. Маяковского в режиссуре В. Э. Мейерхольда (1918). В 1918 были созданы полотна «белого супрематизма», последней стадии супрематической живописи.
В декабре 1918 вернулся в Москву. Принял руководство живописными мастерскими в московских I и II ГСХМ (в I-х совместно с Н. А. Удальцовой ).
В июле 1919 закончил в Немчиновке первый большой теоретический труд «О новых системах в искусстве». В начале ноября 1919 переехал в Витебск, где получил должность руководителя мастерской в Витебском Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом.
В
конце того же года в Москве состоялась
первая персональная выставка Малевича;
представляя концепцию
Научная и педагогическая деятельность
В
конце мая 1922 переехал из Витебска в
Петроград. С осени 1922 преподавал рисунок
на архитектурном отделении
В 1920-е гг. возглавлял Государственный институт художественной культуры (Гинхук). В рамках экспериментальной работы института проводил аналитические исследования, занимался разработкой собственной теории прибавочного элемента в живописи, а также приступил к изготовлению объемных супрематических построений, «архитектонов», служивших, по мысли автора, моделями новой архитектуры, «супрематического ордера», который должен был лечь в основу нового, всеобъемлющего универсального стиля.
После разгрома Гинхука в 1926 Малевич вместе с сотрудниками был переведен в Государственный институт истории искусства, где руководил комитетом экспериментального изучения художественной культуры.
В
1927 уехал в заграничную
Получив внезапное распоряжение вернуться в СССР, срочно выехал на родину; все картины и архив оставил в Берлине на попечение друзей, так как предполагал в будущем совершить большое выставочное турне с заездом в Париж. По приезде в СССР был арестован и три недели провел в заключении.
В 1928 началась публикация цикла статей Малевича в харьковском журнале «Новая генерация». С этого года, готовя персональную выставку в Третьяковской галерее (1929), художник возвратился к темам и сюжетам своих работ раннего крестьянского цикла, датируя новонаписанные картины 1908-10; постсупрематические полотна составили второй крестьянский цикл.
В
конце 1920-х гг. был создан также
ряд неоимпрессионистических
В 1929 преподавал в Киевском художественном институте, приезжая туда каждый месяц. Персональная выставка в Киеве, работавшая в феврале-мае 1930, была жестко раскритикована — осенью того же года художник был арестован и заключен на несколько недель в ленинградскую тюрьму ОГПУ.
В
1931 создал эскизы росписей Красного театра
в Ленинграде, интерьер которого был
оформлен по его проекту. В 1932-33 гг. заведовал
экспериментальной лабораторией в Русском
музее. Творчество Малевича последнего
периода жизни тяготело к реалистической
школе русской живописи. В 1933 возникла
тяжелая болезнь, приведшая художника
к смерти. По завещанию он был похоронен
в Немчиновке, дачном поселке близ Москвы.
3.2 Кандинский Василий Васильевич (1866–1944)
Русский и немецкий художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 века; вошел в число основоположников абстрактного искусства. Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866г. Еще в гимназические годы начал заниматься музыкой и живописью. С 1885 изучал юриспруденцию в Московском университете, но в дальнейшем решил посвятить себя искусству. Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картинами К.Моне. С 1897 года жил в Мюнхене, где занимался в местной Академии художеств под руководством Ф.фон Штука. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Марнау (Баварские Альпы). От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры ("Пестрая жизнь", " Дамы в кринолинах"). В 1910 создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат "О духовном в искусстве" (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Драматургия картин маслом и акварелью строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т.д.).
В
1914 вернулся в Россию, где жил
в основном в Москве. Своеобразная
«апокалиптика», чаяния всеобщего преображения
в искусстве, характерные для
его абстракций, приобретают в
этот период все более тревожный
и драматический характер ("Москва.
Красная площадь", " Смутное",
" Сумеречное", " Серый овал").
В 1918 издал автобиографическую книгу "
Ступени". Активно включился в общественную
и гуманитарно-исследовательскую деятельность,
входил в состав Наркомпроса, Института
художественной культуры (Инхук) и Российской
академии художественных наук (РАХН), преподавал
в Высших художественно-технических мастерских
(Вхутемас), однако, не приняв коммунистическую
идеологию, навсегда покинул Россию
в 1921 году. Проживал в Германии. Его космологические
фантазии (графическая серия " Малые
миры", 1922) обретают в этот период более
рационально - геометричный характер,
сближаясь с принципами супрематизма
и конструктивизма, но сохраняя свою яркую
и ритмичную декоративность ("В черном
квадрате", 1923; " Несколько кругов",
1926;). В 1924 мастер образовал вместе с Явленским,
Л.Фейнингером и П.Клее объединение «Синяя
четверка», устраивая с ними совместные
выставки. Выступил как художник сценической
версии сюиты М.П.Мусоргского " Картинки
с выставки" в театре Дессау (1928). После
прихода нацистов к власти в 1933 году переехал
во Францию, где жил в Париже и его пригороде
Нёйи-сюр-Сен. Испытав значительное воздействие
сюрреализма, все чаще вводил в свои картины
– наряду с прежними геометрическими
структурами и знаками – биоморфные элементы,
подобные неким первичным организмам,
парящим в межпланетной пустоте ("Доминирующая
кривая", 1936, " Голубое небо", 1940,
"Разнообразные действия", 1941). С началом
немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать
в США и провел несколько месяцев в Пиренеях,
но в итоге вернулся в Париж, где продолжал
активно работать, в том числе над проектом
комедийного фильма-балета, который намеревался
создать совместно с композитором Гартманом.
Умер Кандинский в Нейи-сюр-Сен 13 декабря
1944.
3.3 Владимир Евграфович Татлин (1885-1953)
Русский художник; наряду с Казимиром Малевичем - один из двух самых авторитетных лидеров русского авангарда первой половины 20 века. Родился в Москве 16 (28) декабря 1885 года в семье инженера. В 1899-1900 годах, убежав из дома, устроился юнгой на пароход, совершив плавание по маршруту Одесса - Варна - Стамбул - Батум и обратно. В 1902 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в следующем году был отчислен "за неуспеваемость и неодобрительное поведение". Снова плавал матросом по Черному морю в 1904 году. В 1905-1910 годах занимался в Пензенском художественном училище. Завязал связи с Ларионовым, Д. Д. Бурлюком, Хлебниковым и другими авангардистами, участвовал в выставках "Мира искусства" и "Союза молодежи", а также в выставках "Бубновый валет" и "Ослиный хвост". В 1912 году устроил в Москве свою собственную мастерскую-школу. Побывал в Германии и Франции (1914), посетил студию Пикассо в Париже.