Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:11, реферат
Шахматная композиция, то есть составление шахматных задач и этюдов, базируется на средствах и правилах практической игры и представляет собой своеобразную область творчества. Она раскрывает красоту шахматных комбинаций, постоянно развивающуюся и привлекающую все новых любителей.
Шахматная композиция как искусство
Шахматная композиция, то есть составление шахматных задач и этюдов, базируется на средствах и правилах практической игры и представляет собой своеобразную область творчества. Она раскрывает красоту шахматных комбинаций, постоянно развивающуюся и привлекающую все новых любителей.
Композицию образно называют поэзией шахмат, поскольку она отражает практику шахматной игры так, как искусство реальную жизнь. Шахматный композитор заставляет фигуры делать максимум возможного на шахматной доске, выявлять еще не раскрытую их силу, всесторонне используя правила шахматной игры.
Зарождение шахматной композиции относят к рубежу VIII-IX веков, когда впервые были сделаны попытки составления т.н. "мансуб" ( в переводе с арабского: "то, что было воздвигнуто, учреждено, устроено"). С тех пор и до наших дней Шахматная Композиция прошла долгий путь развития.
По заданию различают два вида композиции - задачи и этюды.
Шахматная задача - это искусственная позиция на доске, в которой одна сторона ( обычно - белые ) дает мат другой стороне ( обычно - черным) в определенное число ходов . Это число ходов отдельно оговаривается в задании ( например: "мат в 3 хода"). Поэтому в задачах не важно ни число фигур ни сила сторон. Для решения задачи необходимо найти замаскированный способ выполнить задание.
Шахматный этюд также искуственная позиция, но в отличие от задачи более близко стоящая к окончанию практической партии. В этюде начинают белые (если в условии отдельно не оговорено, что начинают черные), но заданием является выигрыш ( решающий перевес, т.е. достижение позиции, в которой очевидна победа белых) или достижение ничьей ( т.е. позиции, в которой очевиден ничейный исход борьбы). Количество ходов не обуславливается заданием. Из-за этого этюд стоит значительно ближе к практической игре, чем задача. Начальная позиция этюда, как правило, естественна и напоминает положение из партии – обычно из эндшпиля.
По заданию этюды делятся на две группы: 1) на выигрыш – белые начинают и выигрывают (в задании указывается просто: выигрыш), 2) на ничью – белые начинают и делают ничью (задание: ничья).
По содержанию этюды бывают: 1) аналитические, в которых на первый план выступают элементы анализа; 2) комбинационные, в которых главное значение имеет идея произведения, комбинация.
Аналитические этюды стоят особенно близко к партии, их можно рассматривать как раздел эндшпиля, но с соблюдением принципа единственности решения. Поэтому аналитические, например, пешечные этюды, лучше всего подходят для подготовки шахматистов к реальной игре, где можно использовать идеи этюда в самых разных позициях.
Шахматная композиция делится на ортодоксальную, неортодоксальную, сказочную и особые виды композиции.
Ортодоксальная композиция полностью основана на цели - мат королю, материале - обычная шахматная доска и комплект шахматных фигур и средствах шахмат - обычные правила игры.
Неортодоксальная композиция основана на изменении задания (цели). Основными разделами неортодоксальной композиции являются задания на кооперативный и обратный мат.
В задачах на кооперативный мат решение начинается с хода черных (если в условии отдельно не оговорено, что начинают белые), которые помогают белым заматовать в необходимое количество ходов черного короля.
В задачах на обратный мат белые вынуждают черных поставить мат в необходимое количество ходов белому королю.
В сказочной композиции используютя измененный материал - сказочные фигуры, не встречающиеся в практической игре, нестандартные шахматные доски, а также нестандартные средства - измененные правила шахматной игры.
К особым видам композиции относят композиции со специфическими заданиями ( восстановление шахматной партии, приводящей к заданной позиции, из начальной расстановки фигур и пр.).
Основные принципы. Вне зависимости от деталей, в целом задача шахматного композитора состоит в создании ограниченной по количеству участвующих фигур позицию, относительно которой решающий должен найти последовательность ходов, гарантированно приводящих к заданному результату.
К позициям, создаваемым в шахматной композиции, предъявляется набор общих технических и и художественных требований. К техническим требованиям относятся:
К художественным
требованиям относятся
Основоположник
современной художественной
задачи Сэмюэл Лойд
Сэмюэл Ллойд (англ. Samuel Loyd, 31 января 1841, Филадельфия — 10 апреля 1911, Нью-Йорк) — американский шахматист, шахматный композитор и автор головоломок.
Биография. Лойд родился в семье агента по продаже недвижимости. Когда Сэму было три года, семья переехала в Нью-Йорк. Лойд быстро научился играть в шахматы и уже с четырнадцати лет начал сочинять и публиковать в газетах шахматные задачи. В шестнадцать лет Лойд стал редактором отдела задач в ежемесячном журнале The Chess Monthly, одним из редакторов которого был великий шахматист Пол Морфи. После школы он понял, что составление задач и головоломок может стать основным источником существования. В 1871 году Лойд придумал головоломку из картона, которую продал легендарному американскому антрепренёру Барнуму за десять тысяч долларов. В дальнейшем его головоломки пользовались огромным успехом. В 1878 году Лойд выпустил книгу Шахматная стратегия, в которую вошли 500 его задач. В 1907—1910 годах Лойд издавал журнал Our Puzzle Magazine, в котором публиковал свои задачи.
Лойд
был большим энтузиастом
Книга Энциклопедия головоломок была опубликована в 1914 году, уже после смерти Лойда, его сыном Уолтером, который сменил имя на Сэм.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С. Лойд, 1859 |
В задаче обыгрывается исторический анекдот о случае, якобы имевшем место в 1713 году. Окружённый турками в лагере под Бендерами шведский король Карл XII, игравший белыми, объявил, что ставит мат в три хода следующим образом:
В шахматной задаче «белые» объявляют мат в три хода, взяв пешку ладьей. Если черный слон возьмет ладью, то белые переведут своего коня на f3, тем самым вынуждая черных переставить слона. Тогда белые объявляют мат, делая ход пешкой на g4. Если бы черные взяли вместо ладьи коня, белые объявили бы шах ладьей Лh3+, черные в этом случае прикрываются слоном (Ch4), а белые, как и раньше, объявляют пешкой мат на g4.
После того как пуля сбила белого коня, белые, взяв черную пешку пешкой, объявят мат в четыре хода. Если черные сделают ход слоном СеЗ, то белые ответят ладьей Лg4. Далее следует ход черного слона Cg5 и ответный ход белой ладьей Лh4+ (шах). Черный слон берет ладью, а белые объявляют мат пешкой на g4.
После того как пуля сбила с доски белую пешку h2, белые объявляют мат в пять ходов, делая первый ход ладьей ЛЬ7. Если последует ход черных СеЗ, то 2. Лb1 Cg5; 3. Лh1+ Ch4; 4. Лh2!! gh; 5. g4x (мат).
Если же черные делают первый ответный ход слоном Cg1, то следует: 2. Лb1 Ch2; 3. Ле1 Kph4; 4. Kpg6. На любой ход черных белые отвечают 5. Ле4х (мат).
Если бы первой пулей была сбита белая ладья, а не конь, белые объявили бы мат в шесть ходов, начиная игру конем (Kf3). Тогда лучшим ходом черных был бы ход слоном Ce1, который привел бы к такому продолжению: 2. K:e1 Kph4; 3. h3 Kph5; 4. Kd3 Kph4; 5. Kf4 h5; 6. Kg6x (мат).
Задача
названа в честь стихотворения
Лонгфелло. Слово «эксцельсиор» (лат. Excelsior)
означает «всё выше и выше». По легенде,
один знакомый Лойда был известен тем,
что всегда определял, какая фигура поставит
мат в основном варианте решения. Лойд
сочинил эту задачу и предложил ему указать
пешку или фигуру, которая точно не будет
матующей. Друг показал на пешку на b2, которая
на самом деле и ставит мат.
Журнал London Era, 1861
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мат в пять ходов. |
Решение:
1.b4!
С угрозой 2.Лf5 и 3.Лf1# или 2.Лd5 и 3.Лd1# (на 2…Лc5 3.bc и мат следующим ходом). 1.Лf5 сразу невозможно из-за ответа 1…Лc5 со связкой белой ладьи.
Один из побочных вариантов: 1…Л:c2 2.К:c2! a2 3.Лd5 (или Лf5) a1Ф 4.К:a1 и 5.Лd1# (или Лf1#).
1…Лc5+ 2.bc!
С угрозой 3.Лb1#.
2…a2 3.c6!
Снова с угрозами 4.Лf5 и 5.Лf1# или 4.Лd5 и 5.Лd1#.
3…Сc7
Единственная защита от 4.Лf5 и 4.Лd5 одновременно. На 4.Лd5 следует С:g3 5.Лd1+ Сe1, а на 4.Лf5 чёрные отвечают 4…Сf4.
4.cb и на любой ответ мат 5.baФ или 5.baС.
«Погоня любви»
Одна из самых известных задач в мире, вызвавшая несметное число подражаний. Свой девиз «Погоня любви» (англ. The Love Chase) она получила за иллюстрацию настойчивой и успешной погони белой королевы за чёрным офицером (англ. епископом).
Решение:
1.Фf1!
С угрозой 2.Фb1
1…Cb2 (h6, h5) 2.Фb1 (угроза 3.Ф:h7#), 2…g6 3.Ф:С#,
1…Cc3 (Сd4) 2.Фd3 g6 3.Ф:С#,
1…Ce5 (Сf6) 2.Фf5 g6 3.Ф:С#,
1…g3 2.Kg6+ hg 3.Фh3#
Leipziger Illustrierte Zeitung, 1869
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мат в 3 хода. |