Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:11, реферат
Шахматная композиция, то есть составление шахматных задач и этюдов, базируется на средствах и правилах практической игры и представляет собой своеобразную область творчества. Она раскрывает красоту шахматных комбинаций, постоянно развивающуюся и привлекающую все новых любителей.
Основоположник
современного художественного
этюда Алексей
Троицкий
Троицкий Алексей Алексеевич (1866-1942) – выдающийся советский композитор. Основоположник современного художественного этюда. Составил свыше 1000 этюдов. Многие из них получили высокие отличия на конкурсах. В 1928 г ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств
Главная заслуга Троицкого состоит в том, что он перенёс в этюд свойственную практической партии борьбу во всей её красоте и разнообразии и выразил эту борьбу в художественной, то есть чистой и экономичной форме. Троицкий ещё более укрепил связь этюда с практической игрой. Эта связь заключается в естественности и жизненности начальной позиции (этюд должен быть как бы эпизодом из партии), в обоюдоострой, полной эмоционального содержания борьбе с неожиданными эффектными жертвами, манёврами, интересными, подчёркивающими основную идею ложными следами, в красивом, запоминающемся финале.
Биография. Родился 14 марта 1866 года в Санкт-Петербурге. В 1894 окончил Петербургский лесной институт со званием учёного лесовода 2-го разряда. Свою первую шахматную задачу опубликовал, ещё будучи студентом, в 1893 году, первый этюд — в 1895 году.
В период с 1896 по 1917 годы работал лесничим в Смоленской и Ковенской губерниях; позже в Долгоруковском, Головинщинском и Чернозерском лесничествах Пензенской губернии.
Работая лесничим, Троицкий составил шахматные этюды, которые прославили его и определили весь его дальнейший творческий путь. Кроме того, в период с 1895 по 1901 годы Троицкий выдвинул и представил в художественной форме наиболее актуальные этюдные идеи, а в период с 1905 по 1917 годы разработал основы теории этюда, которые актуальны и для современной шахматной композиции. Троицкий расширил тематику этюдов, более подробно разработал уже открытые им темы (систематические движения фигур, превращения пешек в слабые фигуры, борьба фигур в различных сочетаниях, синтез идей и т. д.), опубликовал ряд теоретических работ, а также фундаментальное исследование по отдельным темам теории эндшпиля.
В период с 1917 по 1923 годы временно отошёл от шахмат. В 1918 году переехал в Пензу, где начал работать инструктором в Пензенском губисполкоме.
С 1923 года Троицкий возвращается к шахматам и начинает совершенствовать открытые им ранее идеи. Он возглавляет губернскую шахматную секцию и шахматный отдел в местной газете «Трудовая правда», где начинает публиковать свои этюды и организовывать шахматные турниры.
В 1928 году за заслуги в области шахматного этюда Троицкому было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1934 году он стал первым в стране мастером спорта СССР по шахматной композиции. В этом же 1934 году переехал в Ленинград, где жил до самой смерти. Алексей Алексеевич Троицкий скончался во время блокады 14 августа 1942 года.
Наследие Троицкого составляет около 800 опубликованных (в том числе и за рубежом) шахматных композиций (около 750 этюдов, 50 задач-шуток и аналитических задач на ретроанализ).
Троицкий
укрепил связь этюда с
Троицкий не только дал законченное теоретическое и творческое определение принципов этюдной композиции, но и виртуозно продемонстрировал их на примере собственного творчества. Главная заслуга Троицкого состоит в том, что он перенёс в этюд свойственную практической партии борьбу во всей её красоте и разнообразии и выразил эту борьбу в художественной, экономичной и зрелищной форме.
А.
А. Троицкий «Новое время», 1895
А. А. Троицкий «Новое время», 1897
|
А.
А. Троицкий «Задачи и этюды», 1928, III приз
|
Решение этюда 1:
1.
С
h
6+
К
р
g8 2.g7
К
р
f7 (2…e6+ 3.Kpd6!! Kpf7 4.Kpe5 Kpg8 5.Kpf6; 2…e5 3.Kpe6)
3.g8
Ф
+
!!
К
р
:g8 4.
К
рe6
К
рh8 5.
К
рf7 e5 6.
С
g7
× Мат одиноким слоном.
Решение этюда 2:
1.
С
c
6!
Л
b
1+ 2.
К
р
e2
Л
:
h1 3.
С
g
2+!!
К
р
:g2 4.
К
f
4+
К
р
g1 5.
К
р
e1 g2 6.
К
e
2
× Мат одиноким конём.
Решение этюда 3:
1.
С
b
4+!
К
р
b3! (1…Кр:b4 2.Кd3+ Крc3 3.К:f2 fe 4.Кe4+ Крd3 5.Кf2+ Крe3 6.Кg4+ с вечным шахом)
2.
К
:
f3!! f1
Ф
+
3.
С
e
1
Ф
g
2 (другого выхода у ферзя нет)
4.
С
g
3
К
р
c3 5.
К
р
d1 — ферзю из клетки не вырваться. Позиционная ничья при материальном преимуществе чёрных.