Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:19, курсовая работа
Изучение культуры древних народов является неотъемлемой частью культуры в наши времена. Очень большое значение имеет культурный опыт, накопленный тысячелетиями многими народами.Целью данной работы является исследование сюжетных линий в искусстве Древнего Египта и в шумерском искусстве.
Введение
Изучение культуры древних народов является неотъемлемой частью культуры в наши времена. Очень большое значение имеет культурный опыт, накопленный тысячелетиями многими народами.
Культуры
Древнего Египта и Шумера
В наше время, без сомнения, все понимают важность и ценность изучения исторического развития культурологии. Любой человек, считающий себя интеллигентным, культурным человеком должен разбираться в стремительном течении культурной жизни и по возможности участвовать в ее круговороте.
Множество литературы, описывающей бытность древних народов, представляет большой интерес, так как позволяет разобраться в особенностях жизнедеятельности разных народов, в особенностях принятия ими решений при жизни в различных климатических условиях и при различных условиях жизни (государственный строй).
Шумер – одна из древнейших цивилизаций Ближнего Востока, существовавшая в конце 4 – начале 2 тыс. до н. э. в Южном Двуречье, в области нижнего течения Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака. Первые поселения на этой территория появились уже в 6 тыс. до н. э. Откуда на эти земли пришли шумеры, до сих пор не известно. Их предания говорят о восточном или юго-западном происхождении этого народа Древнейшим их поселением считается Эреду – самый южный из городов Двуречья, ныне город Абу-Шахрайн.Основой хозяйственной жизни шумеров на протяжении веков являлись земледелие и ирригация. На рубеже 4 -3 тыс. до н. э. на его территории окончательно сложилась система оросительных каналов, просуществовавшая баз изменений до середины 2 тыс. до н. э
Деятельная, производительная натура шумерского народа, выросшего в постоянной борьбе с тяжелыми природными условиями, оставила человечеству множество замечательных достижений в сфере искусства. Однако у самих шумеров, как и у других народов догреческой древности, понятие «искусство» не возникло по причине строгой функциональности любого изделия. Все произведения шумерской архитектуры, скульптуры и глиптики имели три основные функции: культовую, прагматическую и мемориальную. Культовая функция включала участие изделия в храмовом или царском ритуале, его знаковую соотнесенность с миром мертвых предков и бессмертных богов. Прагматическая функция позволяла изделию (например, печати) участвовать в текущей социальной жизни, показывая высокий общественный статус его обладателя. Мемориальная функция изделия заключалась в обращении к потомству с призывом вечно помнить своих предков, приносить им жертвы, произносить их имена и чтить их деяния. Таким образом, любое произведение шумерского искусства было призвано функционировать во всех известных обществу пространствах и временах, осуществляя знаковое сообщение между ними. Собственно же эстетическая функция искусства в то время еще не выделилась, и известная из текстов эстетическая терминология никоим образом не связана с пониманием красоты как таковой.
. Историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени - свыше четырех тысяч лет. Уже благодаря одному этому обстоятельству изучение египетского искусства представляет большой интерес, так как мы можем выяснить пути сложения и развития искусства в одном из первых в истории человечества классовых обществ и установить отражение в нем тех изменении.
Египетские
мастера создали множество
В искусстве Древнего Египта сохранились такие черты, которые восходили к искусству доклассовому и были закреплены традицией как канонически обязательные. Таковы, например, изображения предметов, фактически не видимых ни художником, ни зрителем, но присутствие которых в определенном месте данной сцены известно (рыб, гиппопотамов и крокодилов под водой); изображение предмета путем схематического перечисления его частей (передача листвы деревьев в виде множества условно стилизованных и условно же расположенных листьев или оперения птиц в виде отдельных перьев); сочетание в одной и той же сцене разных точек зрения при изображении разных частей этой сцены или разных частей фигуры (так, птица изображается в профиль, а хвост ее сверху, в профильных изображениях рогатого скота рога даются в фас, у фигуры человека - голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас, ноги в профиль).
В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными от архитектуры. Зодчество Египта - ведущий вид искусства, во многом определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись, подчиняясь архитектуре, составляют с ней единое и органическое целое. Развитие архитектуры и искусства в Древнем Египте находится в самой тесной зависимости от изменений в религиозных представлениях египтян о загробной жизни и об обряде погребения умершего фараона и его вельмож. Земная жизнь и благополучие племени и всей большой страны считались напрямую зависимыми от того, как был приготовлен к смерти и как был похоронен правитель племени или страны.
Просто голыми стенами
себя не возвеличишь, а потому появились
замечательные своей
Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра ,будто портретная скульптура , рельеф , роспись. При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо художественное истинное творчество не может не реагировать на те изменения, которые происходят в духовной культуре общества. Поэтому мы будем рассматривать весьма ограниченный круг произведений, связанных со скульптурными статуями, рельефами и росписями, отобрав те образцы, в которых наиболее ярко отразились основные моменты развития египетского искусства.
Целью данной работы является исследование сюжетных линий в искусстве Древнего Египта и в шумерском искусстве. Для раскрытия поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Глава 1. Сюжетные линии в искусстве Древнего Египта.
Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого периода художественного творчества, является отражением конкретной, реальной действительности на разных этапах ее исторического развития. Это касается не только изобразительного искусства, но и архитектуры.
Изобразительное искусство Древнего Египта, представленное архитектурой, скульптурой, рельефами и росписями, теснейшим образом связано с заупокойным культом. При этом ведущим видом была архитектура.
Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была т.н. ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.). С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента: первый - создание целого ансамбля, вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов, молелен и дворов, окружающих 60 - метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса; второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали. Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть «сынов бога».
Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4-й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях «золотого сечения», была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.
Характерной особенностью
пирамид как архитектурных
Безраздельно господствовала масса всей пирамиды, в то время каксама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля: на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик, от которого шел длинный крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья, он подводил к верхнему заупокойному храму, расположенному у подножия пирамиды. Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса, которого египтяне называли «отцом страха». Считается, что это было изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва).
В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец-храм Ментухотепа I долине Деир-эль-Бахари (западный берег Нила).
Первое, бросающееся в глаза новшество, изменение местности: не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья.
Второе - усложнение композиции заупокойного храма, состоящего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой. Горизонтальная распластанность террас, подчеркнутая пологим пандусом, как бы притормаживается верти кальными портиками , идущими по фасаду и по бокам храма.
За основным ядром
комплекса шел небольшой
Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения, вырубленные в скале.
К этому добавлялся нижний храмик (или пропилеи) и дорога , огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храмик с главным заупокойным ансамблем.
Дополнительными элементами этого архитектурного комплекса были каменные раскрашенные статуи царя, стоявшие на дороге, и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.
От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов, которой был заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в. до н.э.). Он возведен уже в знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитектором Сенмутом, рядом с храмом Ментухотепа I.
Самая главная новация - захоронение отдельно от храма. Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же состоит в целом из тех же элементов, что и храм “соседа”, но с тенденцией к большей грандиозности: три террасы, возвышающиеся одна над другой , имеют большие масштабы; богатейшая декорировка, широкое использование скульптур(свыше 250 статуй),обилие колоннад, деревья и искусственные пруды , размещавшиеся и на террасах.
Идея пространственно
Основными элементами сложного и гармонического целого были следующие объемные и пространственные компоненты: молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами. Чередование их акцентировалось огромными пилонами - входами, представляющие собой плоские трапециевидные формы, возвышающиеся над остальными архитектурными объемами храмового комплекса. Перед пилонами размещались огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски.
Основным средством
Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей среди египетских архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес. В большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до н.э.
Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные части. Первая - вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего папируса); вторая - квадратная, обозначающая второй открытый двор, обнесенный двухрядной колоннадой; третья - самая обширная, прямоугольная, обозначающая комплекс помещений, расположенных по центральной оси (святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые). Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.
Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские “заросли” каменного папируса имело и «световую драматургию» от ярко освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно освещенной молельни. Недаром некоторые ученые считали, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий ,нежели пространством для пребывания.
И завершает основную линию архитектуры культовых памятников Древнего Египта т.н. Рамсессум: комплекс, состоявший из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), которые полностью высечены из скального массива , включая четыре 24-метровые статуи Рамсеса на фасаде.
Они сохраняли основные композиционные принципы храмовых комплексов Нового царства, максимально акцентируя при этом идею прославления фараона.
Информация о работе Сюжетные линии в шумерском искусстве и искусстве Древнего Египта