Сюжетные линии в шумерском искусстве и искусстве Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание

Изучение культуры древних народов является неотъемлемой частью культуры в наши времена. Очень большое значение имеет культурный опыт, накопленный тысячелетиями многими народами.Целью данной работы является исследование сюжетных линий в искусстве Древнего Египта и в шумерском искусстве.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

1.2.  Росписи.

Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам, но сравнительно последовательную картину о слагавшемся здесь  обществе мы можем представить себе, начиная с 5 тысячелетия до н.э. По найденным в раскопках предметам, остаткам селений и погребениям видно, что человек тогда жил здесь в условиях первобытнообщинного строя, основанного на примитивном земледелии и скотоводстве. Большое значение еще имели охота и рыболовство. При раскопках могил в них находят не только скелеты людей, но и ряд предметов - сосуды, статуэтки и пр. Это было связано с верой в посмертное существование умершего, которое представлялось продолжением земного. Для обеспечения этого существования родные ставили в могилу сосуды с пищей и питьем и предметы домашнего обихода.

Постепенно формы сосудов становятся разнообразнее; меняются и содержание росписей и их техника. Росписи выполняются  уже красной краской по желтоватому  фону. В этих росписях отражались заупокойные  и земледельческие обряды. Часто  мы видим на них плывущие по Нилу ладьи, украшенные ветвями, с людьми, совершающими культовые действия, причем главную роль играют женские фигуры, что было связано с восходящей еще к матриархату ведущей ролью женщины. Подобные же представления отражают и женские статуэтки из глины и кости, явно относящиеся к культам плодородия. Очень близко к росписям на сосудах и содержание стенной росписи из гробницы вождя в Иераконполе, показывающее, по-видимому, загробное странствование души умершего; часть сцены здесь связана и с охотничьими обрядами. Охота еще не потеряла своего значения, отзвуки древних охотничьих обрядов нашли выражение и в особых пластинках из серо-зеленого шифера, имеющих форму рыб, страусов, различных зверей и предназначавшихся для растирания красок во время обрядов. Образы людей и в росписях и в примитивных скульптурах охарактеризованы в самой общей и условной форме; передаются лишь черты, наиболее существенные для характеристики данного образа. Так, у статуэток жриц или богинь особо выделен ритуальный жест поднятых рук, у статуэток, связанных с культом плодородия, подчеркнуты половые органы и т. д., несущественные же для определения подобного образа черты разрабатывались меньше, а иногда и вовсе не обозначались (детали лица, ступни ног). Животные, птицы, ладьи, деревья также передавались в самых общих чертах, но при этом таких, которые лучше других позволяют узнать изображение. Стремясь охарактеризовать фигуры и предметы наиболее доходчивым способом, первобытный художник воспроизводил различные части одной и той же фигуры с разных точек зрения. Так, в иераконпольской росписи тела животных даны в профиль, а рога то в профиль, то в фас - в зависимости от того, как более отчетливо может быть показана та или иная форма рогов: у антилопы и горного козла - в профиль, у быка или буйвола - в фас (так же продолжали изображать рога каждого вида животных и в искусстве рабовладельческого Египта). На той же росписи и у людей встречаются различные сочетания фасных и профильных изображений разных частей тела при неизменно профильном рисунке ступней ног.

Подобный способ изображения не мог смущать художника, ибо последний  рисовал предметы не с натуры, не так, как он видел их в определенный момент, с одной определенной точки  зрения, а так, как он их представлял. Поэтому он и воспроизводил лишь наиболее важные признаки каждого знакомого ему существа или предмета, особенно тщательно изображая то, что было главным для данной сцены, - оружие и руки для боя и охоты, ноги для бега или пляски. Передача правильных пропорций фигур для него не имела значения. Взаимоотношения действующих лиц передавались также крайне примитивно: так, центральная роль жрицы или богини выражалась в росписи просто большими размерами ее фигуры.

1.3. Рельеф.

Наиболее распространенной темой рельефов была тема пира, обычно связанного с заупокойным культом. Сам по себе египетский рельеф -  явление уникальное,  само   по  себе требующее  отдельного  углубленного  изучения.   Египтяне   всегда   глубоко чувствовали  возможности  материалов  и  техник,  в  которых работали.  Они ставили себе  задачей не  создание  иллюзии чего-либо,  но  изображения и изображали  не  вещь  или человека  в какой-то  момент  времени,  а идею, субстанцию человека, вещи, животного.

Памятники более  позднего времени свидетельствуют об изменении художественных требований, явившемся следствием иной ступени развития общества, культуры, мировосприятия. Образы передаются отчетливее, чаще соблюдаются пропорции, композиции приобретают известную организованность. Примерами нового этапа в развитии египетского искусства являются тонкие каменные плиты с рельефными изображениями битв между общинами. Характерной чертой этих рельефов является стремление возвеличить такого предводителя, который изображался поражающим врагов, в виде льва или- быка.

Рельефы в заупокойных  царских храмах и в подводивших  к последним крытых проходах содержали, с одной стороны, сцены, прославлявшие  царя как могучего владыку, - битвы, захват пленных и добычи, удачные  охоты - и как сына бога (царь среди  богов), а с другой, - ритуальные изображения, целью которых было доставить царю загробное блаженство. Некоторые из этих рельефов поражают выразительностью передачи событий и лиц. Таковы, например, изображения умирающих от голода ливийцев на стене прохода к храму фараона Унаса.

Рельефы в гробницах  знати также состояли из сцен, прославляющих  деятельность вельможи, и сцен, предназначенных  для обеспечения ему посмертного  благоденствия. Изображения владельца  гробницы на рельефе должны были быть портретными, как и его заупокойные  статуи. В лучших образцах эта портретность достигает яркой убедительности. В портретных рельефах зодчего Хесира точно и четко воспроизведенные черты его лица: орлиный нос, густые брови, энергичный рот - прекрасно передают образ сильного, волевого человека во всей его неповторимой индивидуальности.

Рельефы гробниц  являются ценнейшим источником для  истории культуры Древнего Египта. Мы видим изображения сельских работ - пахоту, посев, жатву, молотьбу, видим  рыбную ловлю, охоту в нильских зарослях и в пустыне, работы различных ремесленников. Перед нами проходят яркие картины социального неравенства - непосильной тяжести труда основной массы населения и обеспеченной, праздной жизни правящей верхушки. Избиение неплательщиков податей сменяется увеселениями знати, тяжелый труд под палящим солнцем - плясками танцовщиц на пиру вельможи. Среди этих сцен много эпизодов, взятых из подлинной жизни. Вот падает груз с вьючного осла, и погонщики бросаются на помощь. Вот другой осел заупрямился и не хочет сдвинуться с места, хотя его бьют палкой и даже тянут за переднюю ногу. А вот стадо переходит через канал: пастух несет на плечах теленка, который обернулся к идущей сзади матери, а та протянула к нему голову и высунула язык, чтобы лизнуть малыша. Часто около действующих лиц бывают написаны слова, которые они могли бы произносить, по мнению художника: вот два пахаря, которых одолела жажда, один из них начал доить корову, на которой они пахали, другой говорит ему: "Торопись, пока не пришел пастух!".

Однако, несмотря на стремление художников внести в изображаемые сцены живость и разнообразие, они должны были, подчиняться основной цели гробничных рельефов и - возвеличивать владельца гробницы, подчеркивая его знатность и богатство. Главное место везде занимает фигура наиболее видного по своему социальному положению лица - царя или вельможи. Эта фигура намного превышает по размерам все другие и, в противоположность разнообразным находящимся в движении группам работающих людей, совершенно спокойна и неподвижна. Сидит ли вельможа или идет, он равно держит посох и жезл - символы своего высокого звания - и равно господствует над всей сценой, не смешиваясь с действиями остальных ее участников даже и в тех случаях, когда такое положение совершенно невероятно, как в сцене охоты на гиппопотамов. Показательно и различие в построении на плоскости фигур людей, занимающих разное социальное положение. Как правило, в основу изображения человеческой фигуры в рельефе и росписи Древнего царства прочно лег тот канон, сложение которого восходит ко временам плиты Нармера. Принятый для фигур царей и богов еще в период образования египетского государства, этот канон получил санкцию религии, и отступать от него было уже нелегко, а в некоторых случаях и вообще невозможно. За всю историю Древнего царства ни одно изображение бога или царя не было выполнено иначе, чем по правилам этого канона, по его нормам выполнялись и почти все изображения вельмож. Наоборот, мы встречаем частые отступления от этих норм при изображении земледельцев, ремесленников и прочих рядовых трудящихся людей. Достаточно сравнить фигуры вельможи и охотников в упомянутой сцене охоты на гиппопотамов, чтобы убедиться, как свободно располагает художник фигуры охотников, в частности, давая профильное изображение плеч. Разнообразие поз можно увидеть и на других изображениях - в сцене молотьбы или у фигур матросов, тянущих снасти.

Сам по себе египетский рельеф -  явление  уникальное,  само   по  себе требующее  отдельного  углубленного  изучения.   Египтяне   всегда   глубоко чувствовали  возможности  материалов  и  техник,  в  которых  работали.  Они ставили себе  задачей  не  создание  иллюзии  чего-либо,  но  изображения  и изображали  не  вещь  или  человека  в  какой-то  момент  времени,  а  идею, субстанцию человека, вещи, животного.

Примером памятника, показывающего новые формы искусства, является большая шиферная плита фараона Нармера (высотой 64 см), сооруженная в память победы Южного Египта над Северным и объединения долины Нила в единое государство. Рельефы на обеих сторонах плиты представляют пять сцен, из которых четыре рассказывают о победе царя Юга над северянами. Мы видим на одной стороне царя в короне Южного Египта, убивающего северянина, а внизу - убегающих северян. На другой стороне плиты наверху изображено торжество по случаю победы: царь в короне побежденного Севера идет с приближенными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу - царь в образе быка, разрушающий вражескую крепость и топчущий врага; на средней части этой стороны - символическая сцена культового, но неясного содержания.

Памятник отличается новыми чертами. Каждая сцена является законченным  целым и в то же время частью общего замысла памятника. Сцены  расположены поясами, одна над другой, - отныне так будут строиться стенные  росписи и рельефы в искусстве  рабовладельческого Египта.

Плита Нармера показывает сложившийся  классовый характер египетского  искусства, явно выраженный в ней  стремлением возвеличивать образ  царя всеми доступными средствами - непомерным усилением масштабов  его фигуры, сохранением пережитков древних тотемистических представлений в изображении царя в виде мощного быка, подчеркиванием тесной связи царя с божеством. Так, в главной сцене над головой убиваемого царем пленного дано символическое изображение победы Нармера: бог Гор в виде сокола протягивает царю веревку, привязанную к голове северянина, выступающей из проросшей болотистыми растениями земли - дельты Нила.

Таким образом, плита  Нармера является памятником, который  показывает завершение развития искусства  доклассового периода египетского  общества и в то же время начало искусства рабовладельческого Египта.

Как устойчивый композиционный принцип в рельефах (а также во  фресках, которые  по  композиции  и  приемам  рисунка  не  отличались  от   рельефов) утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за  другой  по фризу, через одинаковые интервалы, с ритмическими повторами жестов.

      Классический пример такой композиции  — рельеф из гробницы  в   Саккара. Слуги усопшего ведут  быков, выступающих с царственной   важностью.  В  нижнем поясе этого же  фриза  шествуют  стайками  гуси  и  журавли.  Движения  слуг довольно непринужденны — они  нагибаются,  оглядываются  назад,  поглаживают быков по спине (такая вольная трактовка допускалась  при  изображении  слуг, но никогда —  при  изображении  хозяев).  Однако  равномерная  повторяемость фигур, их движений и поз лишает сцену оттенка жанровости и придает ей  нечто ритуально-торжественное: это не скотный двор — это  вереницы  живых  существ движутся в вечность. Надо обратить внимание  на  то,  с  каким  декоративным вкусом все это расположено на плоскости, какими безошибочно точными  линиями обрисованы контуры животных  и  как  одни  фигуры  по  контрасту  оттеняются другими. Переведем взгляд  с  быка  на  идущих  внизу  журавлей  и  обратно: грузная мощь быка сразу  почувствуется  сильнее  благодаря  сопоставлению  с изящными птицами, легко  и  деликатно  ступающими  на  своих  тонких  ногах. Нельзя не заметить особую художественную роль иероглифов в этой  композиции, как и в любом египетском рельефе. Среди иероглифических  знаков,  идущих по верху фриза и заполняющих пустоты  между  фигурами,  встречаются  и  фигурки гусей  и  быка  —   такие   же,   только   маленькие;   они чередуются   с неизобразительными геометризованными  знаками,  и  все,  вместе  с основным изображением, создает впечатление одухотворенного узора.

1.4.Скульптура

При разборе  усыпальниц царей и знати мы уже  говорили о тех статуях, которые  составляли их неотъемлемую часть, так  же как и о верованиях, благодаря  которым в гробницах появились скульптуры. Те же представления определили и предъявлявшиеся к скульптуре требования. Строгие фронтальные позы заупокойных статуй знати однообразны, раскраска этих скульптур условна. Поставленные в нишах молелен мастаба или в особых небольших закрытых помещениях позади молелен, эти статуи изображают умерших либо стоящими, либо сидящими на кубообразных тронах или на земле, поджав скрещенные ноги, в позе египетских писцов. Статуи кажутся неразрывно связанными со стеной молельни, причем за спиной многих из них сохраняется в виде фона часть того блока, из которого они были высечены. У всех статуй прямо поставлены головы, почти одинаково расположены руки и ноги, одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур окрашены в кирпично-коричневый цвет, женских - в желтый, волосы у всех черные, одежды белые.

Это единство иконографических элементов скульптур Древнего царства  было вызвано их назначением и  условиями их развития. Статуя должна была передать сходство с умершим  человеком, тело которого она заменяла (отсюда раннее возникновение египетского скульптурного портрета), торжественная же приподнятость образа была вызвана стремлением подчеркнуть высокое социальное положение умершего. Однообразие поз статуй отчасти объясняется их зависимостью от архитектуры гробницы, но главным образом - их ритуальным назначением. Статуи должны были оставаться одинаковыми из поколения в поколение.

Информация о работе Сюжетные линии в шумерском искусстве и искусстве Древнего Египта