Современное состояние отечественного массового киноискусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:27, реферат

Описание

Реферат по "искусству"

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 71.27 Кб (Скачать документ)

Оперы

  • «Жизнь за царя» (1836)
  • «Руслан и Людмила» (1837—1842)

Симфонические произведения

  • Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)
  • Музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1842)
  • Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)
  • «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)
  • Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851)
  • «Вальс-фантазия» (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)

Камерно-инструментальные сочинения

  • Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)
  • Блестящий дивертисмент на темы из оперы Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса
  • Блестящее рондо на тему из оперы Беллини «Капулетти и Монтекки» 1831
  • Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)
  • «Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)

Романсы и песни

  • «Венецианская ночь» (1832)
  • «Я здесь, Инезилья» (1834)
  • «Ночной смотр» (1836)
  • «Сомнение» (1838)
  • «Ночной зефир» (1838)
  • «В крови горит огонь желанья» (1839)
  • свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)
  • вокальный цикл "Прощание с Петербургом" (1840)
  • «Попутная песня» (1840)
  • «Признание» (1840)
  • «Слышу ли голос твой» (1848)
  • «Заздравный кубок» (1848)
  • «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848)
  • «Мери» (1849)
  • «Адель» (1849)
  • «Финский залив» (1850)
  • «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
  • «Не говори, что сердцу больно» (1856)
  • "Я помню чудное мгновенье"
  • "Жаворонок"

 

 

 

 

 

 

 

Иван Сусанин ("Жизнь  за царя")

Опера в четырех действиях с  эпилогом (семи картинах)

Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом  театре.

В опере Глинки рассказывается о  событиях 1612 года, связанных с походом  польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный  характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым  и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина  села Домнина Ивана Сусанина, о  котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый  образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой  народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком  фоне русской народной жизни и  природы.

 

Содержание оперы

1612г. Период, известный в истории  под названием “смутного времени”. Поляки пытаются поработить Русь. Путь польского войска отмечен  грабежами и пожарами. В родном  селе Сусанина ждут возвращения  из похода своих родных воинов. Женщины с грустью смотрят  на реку и поют о красоте  родного края. Вдруг с реки  доносится та же песня. Это  они, долгожданные родные воины!  Вся деревня высыпала на берег  им навстречу. Сусанин на крыльце  своей хаты. Его дочь Антонида  ждет своего жениха, предводителя  воинского отряда Богдана Собинина. Собинин и воины выходят на  берег. Они поют песню о трудной  судьбе своей Родины и о  стойкости её бойцов. Навстречу  им выходят молодые ополченцы  деревни. Командир отряда ополченцев  поет об их готовности защищать  Родину вместе с воинами.Горьки минуты поминания тех, кто не вернулся с поля боя. Но радость встречи и победы перевешивает горе. Вот и девушка с хлебом-солью! Все вспоминают прежних супостатов- и немецких псов-рыцарей, потопленных в Чудовом озере, и татарскую орду, полёгшую на поле Куликовом. Все они уходили с русской земли не солоно хлебавши. Сцена заканчивается весёлой, но и угрожающей песней:”Беда всем незваным злым гостям!”Отрезвляюще звучат слова Сусанина:“ Ликовать еще рано нам…”. Антонида между тем осторожно пытается выспросить, когда же свадьба с Собининым. Свадьбы не будет, пока не прогонят всех врагов с родной земли. Это известие потрясает Собинина- ведь для свадьбы он вырвался домой в перерыве между боями. Звучит одна из лучших страниц оперы – трио “Не томи, родимый…”, которое заканчивается общей – почти молитвой – о мире. Рассказ Собинина о том, что поляки заперты русскими войсками в Кремле и о том, что Минин собирает ополчение для полного разгрома врагов, снова вселяет надежду на радостный победный час, на мир – и весёлую свадьбу. Все расходятся по домам. Зима. В доме Сусанина идут приготовления к свадьбе, но девушки, пришедшие со свадебной песней на девичник, застают в хате одну рыдающую Антониду. Она рассказывает (романс Антониды), что отряд поляков, спешащих в Москву на выручку польскому войску, заставил Сусанина служить им провожатым и Сусанин, тайно послав своего приемного сына Ваню за помощью, ушёл с врагами. Согласившись служить проводником полякам, Сусанин намеренно завел их в лесную глушь и бездорожье, откуда им нет выхода. Усталый отряд спит. Сусанину не спится: он предчувствует свою гибель от рук разъяренных врагов. Звучит потрясающая по музыке ария “Чуют правду”.Тем временем Ваня, загнав коня, уже бегом, прибежал к воротам лесного посада, где ночует ополчение во главе с Мининым. Ваня сообщает ополченцам, что враг близко. Ополчение с Ваней уходит на выручку Сусанину. Но они опоздали. Сусанин погиб, зарубленный саблями разъяренных врагов. Отряд поляков был разгромлен и уничтожен. Сусанин погиб как погибали русские люди, самоотверженно и героически отдававшие свою жизнь за родную землю, за свой народ. И вот - враги изгнаны с родной земли. Русь снова свободна и независима. Победа! На Красной площади в Москве народ славит свою Родину, бойцов, отстоявших её от захватчиков, и поминает героев, отдавших жизнь за Русь.

 

Либретто 

Г. Розена (современный текст С. М. Городецкого)

Опера в четырех действиях с  эпилогом (семи картинах)  
 
Впервые поставлена 9 декабря 1836 года в Санкт-Петербурге, на сцене Большого театра. Действующие лица:  
 
Иван Сусанин, крестьянин села Домнина...................................бас  
 
Антонида, его дочь................................................................. сопрано  
 
Ваня, приемный сын Сусанина........................................контральто  
 
Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды .......................тенор  
 
Русский воин..................................................................................... бас  
 
Польский гонец ............................................................................ тенор  
 
Сигизмунд, король Польский .........................................................бас  
 
Крестьяне и крестьянки, ополченцы, польские паны и паненки, рыцари. Действие происходит в 1612 году.  
 
Действие первое Крестьяне села Домнина, среди которых - Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять отчизну. "Кто на Русь дерзнет, смерть найдете. Все расходятся, остается одна Антонида. Она тоскует о своем женихе Богдане, который ушел сражаться с поляками. Сердце подсказывает девушке, что милый жив и спешит к ней. И в самом деле, вдалеке слышится песня гребцов: это Богдан Собинин со своей дружиной. Собинин привез радостные вести: нижегородский крестьянин Минин собирает ополчение, чтобы освободить захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. Однако Сусанин печален: враги еще хозяйничают на родной земле. На просьбы Собинина и Антониды об их свадьбе он отвечает отказом: "Нынче не до свадеб. Время боевое!"  
 
Действие второе Пышный бал у польского короля Сигизмунда . Опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. В разгар веселья появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые вести: русский народ восстал на врагов, польский отряд осажден в Москве, гетманское войско бежит. Танцы прекращаются. Однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Прерванное было веселье возобновляется.  
 
Действие третье Ваня, приемный сын Сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названый отец пожалел и приютил его. Вошедший Сусанин сообщает, что пришел Минин с ополченцами и расположился в бору. Ваня поверяет отцу заветные мечты - поскорее стать воином и пойти защищать отчизну. Между тем в семье Сусанина готовятся к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать добра Антониде. Оставшись одни, Антонида, Собинин, Сусанин и Ваня говорят о своей радости - пришел наконец этот долгожданный день. Затем уходит и Собинин. Внезапно в избу врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина и в Москву. Вначале Сусанин отказывается: "Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь", - гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план завести врагов в лесную глушь и погубить. Притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается провести поляков к стану Минина. Тихо говорит он Ване, чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и предупредить Минина о нашествии врагов. Поляки уводят Сусанина. Горько плачет Антонида. Тем временем приходят со свадебной песней ничего не ведающие подружки Антониды, а затем и Собинин с крестьянами. Антонида рассказывает о случившемся. Крестьяне во главе с Собининым бросаются в погоню за врагами.  
 
Действие четвертое. Картина первая. Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня, чтобы сообщить Минину о приходе поляков. Выбиваясь из сил, стучится в тяжелые ворота, но все спят. Наконец Ваня услышан. В стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу. Картина вторая. Все дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега, бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его неминуемо ждет смерть. Смело смотрит он ей в глаза: "Чуют правду! Смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я". Мысленно прощается Сусанин с Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В ее завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин. "Туда завел я вас... где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!" - с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.  
 
Эпилог. Картина первая. У ворот, ведущих на Красную площадь, проходят нарядные толпы народа. Празднично гудят колокола. Все славят царя, великую Русь, русский народ, родную Москву. Здесь же - Антонида, Ваня, Собинин. На вопрос одного из воинов, почему они так грустны, Ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. Воины утешают их: "Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин". Картина вторая. Красная площадь в Москве заполнена народом. Мощно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются воины к детям Сусанина. Появляются Минин и Пожарский. Народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица.

Алекса́ндр Серге́евич Даргомы́жский (2 (14) февраля 1813, село Троицкое, Белёвский уезд, Тульская губерния — 5 (17) января 1869, Санкт-Петербург) — русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки», Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.

Творчество

В течение долгих лет имя  Даргомыжского связывалось исключительно  с оперой «Каменный гость» как с произведением, оказавшим большое влияние на развитие русской оперы. Опера написана в новаторском по тем временам стиле: в ней нет ни арий, ни ансамблей (не считая двух небольших вставных романсов Лауры), она целиком построена на «мелодических речитативах»[7] и декламации, положенной на музыку. Как цель выбора такого языка Даргомыжский ставил не только отражение «драматической правды»[8], но и художественное воспроизведение с помощью музыки человеческой речи со всеми её оттенками и изгибами. Позднее принципы оперного искусства Даргомыжского были воплощены в операх М. П. Мусоргского — «Борисе Годунове» и особенно ярко в «Хованщине». Сам Мусоргский уважал Даргомыжского и в посвящениях нескольких из своих романсов назвал его «учителем музыкальной правды»[9].

Основное её достоинство — новый, ни разу не использованный стиль музыкального диалога. Все мелодии являются тематическими, а персонажи «говорят ноты». Этот стиль впоследствии развил М. П. Мусоргский. …

Без «Каменного гостя» нельзя представить себе развитие русской  музыкальной культуры. Именно три  оперы — «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» и «Каменный гость» создали Мусоргского, Римского-Корсакова и Бородина. «Сусанин» — опера, где главным героем является народ, «Руслан» — мифический, глубоко русский сюжет, и «Гость», в котором драма превосходствует над сладкой красотой звучания.

— Виктор Коршиков. Ст. А. С. Даргомыжский. «Каменный гость»[10]

Ф. И. Шаляпин в роли Мельника в «Русалке»

Другая опера Даргомыжского — «Русалка» — также стала значительным явлением в истории русской музыки — это первая русская опера в жанре бытовой психологической драмы. В ней автор воплотил одну из многочисленных версий легенды об обманутой девушке, превращённой в русалку и мстящей своему обидчику.

Две оперы относительно раннего  периода творчества Даргомыжского — «Эсмеральда» и «Торжество Вакха» — ждали своей первой постановки в течение многих лет и не пользовались у публики большой популярностью.

Большим успехом пользуются камерно-вокальные сочинения Даргомыжского. Его ранние романсы выдержаны в лирическом духе, сочинённые в 1840-х годах — испытывают влияние русского музыкального фольклора (впоследствии этот стиль будет использован в романсах П. И. Чайковского), наконец, поздние наполнены глубоким драматизмом, страстью, правдивостью выражения, явившись, таким образом, предвестниками вокальных работ М. П. Мусоргского. В ряде произведений ярко проявился комический талант композитора: «Червяк», «Титулярный советник» и др.

Для оркестра Даргомыжским написано четыре сочинения: «Болеро» (конец 1830-х), «Баба-Яга», «Казачок» и «Чухонская фантазия» (все — начало 1860-х). Несмотря на оригинальность оркестрового письма и хорошую оркестровку, они исполняются достаточно редко. Эти произведения являются продолжением традиций симфонической музыки Глинки и одной из основ богатого наследия русской оркестровой музыки, созданного композиторами более позднего времени.

В XX веке интерес к музыке Даргомыжского возродился: его оперы ставились в ведущих театрах СССР, оркестровые сочинения вошли в «Антологию русской симфонической музыки», записанную Е. Ф. Светлановым, а романсы стали неотъемлемой частью репертуара певцов. Среди музыковедов, внёсших наибольший вклад в исследование творчества Даргомыжского, наиболее известны А. Н. Дроздов и М. С. Пекелис, автор множества трудов, посвящённых композитору.

Даргомыжский весь в нестройности. Он предпочитает яркие характерные  и подчёркнутые свойства. Он стремится  ухватить моменты решительные: напряжение страсти, драматический конфликт, острый миг горя, ужаса и боли. Устойчивость и покой в чём бы то ни было ему чужды. Он умеет не только метко схватить характерное, но и высмеять то, что его взор карикатуриста успел выделить. Ирония — и горькая и шутливая — его сфера…

…В плане обогащения и  освежения музыкального языка и  в создании своего рода музыкальной  характерологии, Даргомыжский оказался смелее и разностороннее Глинки, потому что был композитором, заставшим  другую эпоху и инстинктивно её отразившим в своих изумительных романсах.

— Б. В. Асафьев. Русская музыка[11]

Сочинения

Оперы

  • «Эсмеральда». Опера в четырёх действиях на собственное либретто по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Написана в 1838—1841 годах. Первая постановка: Москва, Большой театр, 5(17) декабря 1847 года.
  • «Торжество Вакха». Опера-балет по одноимённому стихотворению Пушкина. Написана в 1843—1848 годах. Первая постановка: Москва, Большой театр, 11(23) января 1867 года.
  • «Русалка». Опера в четырёх действиях на собственное либретто по одноимённой неоконченной пьесе Пушкина. Написана в 1848—1855 годах. Первая постановка: Санкт-Петербург, 4(16) мая 1856 года.
  • «Мазепа». Эскизы, 1860 год.
  • «Рогдана». Фрагменты, 1860—1867 годы.
  • «Каменный гость». Опера в трёх действиях на текст одноимённой «Маленькой трагедии» Пушкина. Написана в 1866—1869 годах, окончена Ц. А. Кюи, оркестрована Н. А. Римским-Корсаковым. Первая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 16(28) февраля 1872 года.

Информация о работе Современное состояние отечественного массового киноискусства