Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 01:27, реферат
Орнамент в жизни народа никогда не являлся самоцелью: он всегда и во всём был связан с тем предметом, который должен был украсить. Его применение чрезвычайно широко, почти безгранично. Орнамент встречается повсюду: на наружных и внутренних стенах зданий, на мебели и посуде, на декоративных и носильных тканях, вышивках, кружевах, на металлических изделиях и т.д.
Если при создании орнамента на металле, дереве, камне, майолике и ткани материал до некоторой степени дисциплинировал фантазию художника, то в стенной росписи и на страницах рукописных книг его фантазия ограничивалась только размером отведённого для украшения пространства.
1.Введение …………………………………………………………………2
2.Орнамент в книгах:
1.Особенности книжного орнамента……………………………….4
2.Чудовищный орнамент…………………………………………….5
3.Орнамент печатных книг………………………………………….7
4.Гравюры…………………………………………………………….8
5.Миниатюры………………………………………………………..10
6. Орнамент грамот…………………………………………………..11
3.Резьба по дереву:
1.Геометрическая резьба……………………………………………...13
2.Ажурная резьба……………………………………………………...14
3.Художественная резьба……………………………………………..14
4. Заключение……………………………………………………………….16
6. Используемая литература………………………………………………..18
7. Иллюстрации……………………………………………………………...20
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Камский институт гуманитарных и инженерных технологий.
Тема:
«Специфика народного
орнамента русских»
Предмет:
История орнамента
Содержание:
4. Заключение……………………………………………………
6. Используемая
литература………………………………………………..
Введение.
Художественный,
образный язык орнамента
Слово "орнамент" образовано от латинского слова "ornamentum", которое переводится как "украшение". Он не является самостоятельным произведением искусства, это лишь узор, который в зависимости от характера предмета может быть исполнен весьма различной техникой и из самого различного материала. Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, ритме – образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определённого стиля. И орнамент, как элемент художественного стиля, живёт и в зодчестве, и в ваянии, и в живописи, и в графике, и прежде всего – в ДПИ. В процессе сложения стиля, отражавшего новые художественные идеалы, в прикладном искусстве создаются новые декоративные решения, в нём появляются новые орнаментальные мотивы.
Орнамент в жизни народа никогда не являлся самоцелью: он всегда и во всём был связан с тем предметом, который должен был украсить. Его применение чрезвычайно широко, почти безгранично. Орнамент встречается повсюду: на наружных и внутренних стенах зданий, на мебели и посуде, на декоративных и носильных тканях, вышивках, кружевах, на металлических изделиях и т.д.
Если при
создании орнамента на металле,
До второй
половины XVII в. орнаментированные растительные
формы, украшавшие поверхность стены,
всегда решались в плоскостной, двухмерной
манере: художники не пользовались прстранственными
иллюзорными прёмами, разрушающими зрительное
восприятие плоскости. Позднее, под влиянием
форм барокко, появляется некоторая объёмность
в стенописи и в миниатюре рукописных
книг и грамот.
Орнамент в книгах.
Особенности книжного орнамента.
Южно-славянские и русские книги, за очень редкими исключениями, имеют орнамент.
Это заставки,
находящиеся перед началом
Заставки названных рукописей имеют обыкновенную форму византийских заставок IX — XI вв. Это или четыреугольная рамка с пустотой внутри для помещения заглавия, закрытая со всех сторон, или такая же рамка с открытой нижнею стороною, приспособленная также для помещения заглавия, или наконец арка, служащая для той же цели.
Инициалы отличаются красотой рисунка и живостью красок. Последние -разнообразны; кроме них, употребляется золото. Вобщем, получается впечатление отличной эмали. Иногда в состав инициала входит круглое и румяное человеческое лицо.
Большинство других русских рукописей XI и XII вв. орнаментировано менее богато. Их заставки и инициалы часто состоят из простых плетений; работа элементарная и краскою служит лишь киноварь.
Но рядом с
ними есть немногие такие, орнамент которых,
кроме византийских, заключает в
себе еще другие элементы. Это или
перевитые ремнями чудовища, похожие
то на драконов, то на грифонов, или
по крайней мере головы, хвосты, лапы
этих чудовищ, слитые в одно целое с ремнями.
Назовем две датированные рукописи —
Юрьевское Евангелие около 1120 г. и Добрилово
Евангелие 1164 г.
Новые элементы
принадлежать чудовищному стилю. Его
мы встречаем, кроме русских и
в южно-славянских рукописях, в орнаменте
вещей датско-скандинавского происхождения
эпохи викингов (IX и Х вв.) и скульптурных
прилепов польского костела ХШ в. В русских
рукописях второй половины ХШ в. и всего
XIV в. орнамент главным образом — чудовищного
стиля, сравнительно однообразный.
Чудовищный орнамент.
Их заставки
имеют форму прямоугольного четырехугольника,
внутри которого находятся или чудовищные
звери и птицы (по два, в симметрическом
расположении), перевитые ремнями
и ветвями до такой степени, что
нельзя определить, где оканчивается
животное и начинается ремень или ветвь,
или человек, весь запутанный в плетения
из ремней и ветвей
Их инициалы
состоят по преимуществу из чудовищных
животных, запутанных в ремни и
ветви, то с листьями в пастях и
на месте хвостов, то с человеческими
головами в шапках переходящих в листья.
Лишь немногие рукописи имеют эти буквы
из человеческих фигур в странных шапках
и одеждах, иногда занятых какою-либо работою,
нередко также запутанных в ремни и ветви.
Краски русских
чудовищных заставок и инициалов
крайне малочисленны и просты. Обыкновенно
их бывает по две: синяя и киноварь, зеленая
и киноварь, желтая и киноварь, желтая
и зеленая; изредка художники обходятся
только киноварью и чернилами; золото
не употребляется. Кажется, соединение
синей краски и киновари особенно часто
встречается в рукописях новгородского
происхождения.
Южно-славянские рукописи XII и ХШ вв. нередко имеют орнамент чудовищного стиля.
Но их заставки
еще более однообразны, чем русские:
в них находятся только чудовищные
звери, перевитые ремнями и ветвями; но
вместе с тем так похожи на русские, что
видя перед собою заставки болгарской
Болонской Псалтыри конца XII в. или сербского
Шестоднева 1263 г., даже хороший знаток
древне-русского искусства не угадает
их нерусского происхождения. Впрочем,
изредка встречаются заставки более подходящие
для церковных книг; так, в сербском Прологе
1262 г. заставка состоит из изображения
лика Спасителя на убрусе с коленопреклоненными
ангелами по сторонам и херувимами, с райскими
птицами над ними; подобная же заставка
в сербской Минее воеводы Оливера 1332 г.
Что до инициалов, то они вообще отличаются от русских инициалов. Некоторые до известной степени близки к инициалам таких русских рукописей XII в., как упомянутые выше Юрьевское Ев. и Добрилово Ев.; другие подходят к инициалам русских рукописей XIII—XIV вв.; третьи представляют нечто совершенно неизвестное в русских рукописях. Это звериные, птичьи головки на столбиках или при столбиках, совсем или почти совсем без плетений.
Краски несколько более разнообразны, чем в русских рукописях ХШ—XIVв.; золото не употребляется.
Рядом с
орнаментом чудовищного стиля
южно-славянские рукописи XII и XIII
вв. имеют в большем или меньшем
количестве заставки и
Третьи —
также крупные буквы
Южно-славянское влияние перенесло к нам орнамент южно-славянских рукописей, и он быстро распространился у нас на счет чудовищного орнамента. Последний в первой половине XV в. уже редок, во второй почти совсем не встречается, в XVI в. вполне отсутствует (единственное исключение — своеобразный орнамент Евангелия Боголюбова монастыря 1544 г., описанный в I т. Древностей Моск. Археологич). Рукописи конца XIV в. и начала XV в. иногда соединяют старый и новый орнамент вместе. Так, Евангелие 1393 г., написанное, по-видимому, в Москве, имеет заставки в виде пересекающихся кругов, а инициалы чудовищного стиля; в Еваигелии конца XIV в.
Русские рукописи XV в. и начала XVI в. имеют, кажется, все те заставки и инициалы, которые нам известны из южно-славянских и молдавских рукописей. Заставки в виде пересекающихся кругов и черные узловатые инициалы в них очень часты; цветочные заставки и инициалы, напротив, относительно редки.
Северно-русские
рукописи XVI в. нередко снабжают цветочные
заставки сверху и с боков (а иногда и инициалы)
рядом отдельных цветочков на стебельках
или гирляндами из веточек и цветочков.
Старшая из них — великолепное Евангелие,
написанное в Москве в 1507 г., несколько
листов, которого издано Обществом древней
письменности. Этот дополнительный орнамент,
— несомненно западно-европейского, всего
скорее итальянского происхождения. Сверх
того, при цветочных эаставках, на поле
с правой стороны текста, появляются так
называемые “цветки” (иногда с пустотою
внутри для помещения нескольких букв),
сначала небольшие, потом, ближе к концу
ХVI в., более или менее значительной высоты,
уже на длинных стеблях с листьями. Старшая
известная нам датированная рукопись
с “цветком”—Евангелие 1537 г. Впрочем
в рукописях ХVI в. “цветков” еще мало.
Заставки из пересекающихся кругов в северно-русских
рукописях в первой половине XVI в. уже выходят
из употребления, а черные узловатые инициалы
становятся редки (они находятся в Синодальном
Ев. 1590 г.) и в рукописях XVII в. почти не встречаются.
Орнамент печатных книг.
Как известно, в половине XVI в. появились первые московские печатные издания. Они во всем следуют рукописям, кроме орнамента. Их заставки — гравюры на дереве, исполненные по итальянским образцам — обыкновенно состоят из белых с черными жилками довольно крупных листьев, ягод и плодов (в роде желудей) на черном фоне.
Подражания печатным заставкам появляются, в рукописях рано: из датированных старшая нам известная — Устав церковный 1587 г. (собрания Щукина).