Специфика народного орнамента русских

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 01:27, реферат

Описание

Орнамент в жизни народа никогда не являлся самоцелью: он всегда и во всём был связан с тем предметом, который должен был украсить. Его применение чрезвычайно широко, почти безгранично. Орнамент встречается повсюду: на наружных и внутренних стенах зданий, на мебели и посуде, на декоративных и носильных тканях, вышивках, кружевах, на металлических изделиях и т.д.

Если при создании орнамента на металле, дереве, камне, майолике и ткани материал до некоторой степени дисциплинировал фантазию художника, то в стенной росписи и на страницах рукописных книг его фантазия ограничивалась только размером отведённого для украшения пространства.

Содержание

1.Введение …………………………………………………………………2
2.Орнамент в книгах:
1.Особенности книжного орнамента……………………………….4
2.Чудовищный орнамент…………………………………………….5
3.Орнамент печатных книг………………………………………….7
4.Гравюры…………………………………………………………….8
5.Миниатюры………………………………………………………..10
6. Орнамент грамот…………………………………………………..11
3.Резьба по дереву:
1.Геометрическая резьба……………………………………………...13
2.Ажурная резьба……………………………………………………...14
3.Художественная резьба……………………………………………..14
4. Заключение……………………………………………………………….16

6. Используемая литература………………………………………………..18

7. Иллюстрации……………………………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

орнамент.doc

— 595.00 Кб (Скачать документ)

На основе изучения приемов и стилистических особенностей русской народной резьбы стараниями художников и коллекционеров в конце 19 века была создана так называемая абрамцево-кудринская резьба, продолжившая традиции плоскорельефной резьбы. 

Сегодня традиции русской плоскорельефной и геометрической резьбы широко используются мастерами  и художниками старых ремесленных  центров и вновь создаваемых  мастерских. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Рассматривая  постройки, домашнюю установку, различные предметы украшения, созданные нашими предками и украшенные орнаментом, видно, с какой исключительной любовью, с каким творческим чутьём подходили наши мастера к разрешению декоративного оформления, начиная с больших произведений архитектуры и заканчивая мелкой бытовой утварью. Мотивами их творчества были и образы, дошедшие до них от древних верований их далёких предков, и наблюдения над природой и окружающей действительностью, и мотивы, приходившие извне, но всегда по-своему воспринятые и основательно переработанные. Все эти составные части художественной мысли, переплавленные в огне творчества неизвестных многочисленных мастеров-искусников прошлых поколений, оставили нам в наследство оригинальные, невиданные у других народов, узоры орнамента. В этом наследии современный художник может найти немало образцов, которые смогут вдохновить его на создание новых и новых форм для современного декоративного искусства и художественной промышленности, отвечающих ритму и строю нашей современной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

1. Василенко В. М.  Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство.- М.: 1974. - 183с.

2. Соболев Н.Н.  Очерки по истории украшения  тканей.- М.-Л.: 1934.- 433с.

3. Соболев Н.Н. Русский орнамент: камень, дерево, керамика, железо, стенопись, набойка.- М.: 1948.- 173с.

4. Соколова Т.М. Орнамент – почерк истории. - Л.: 1972.- 148с.

5www.textology.ru /орнамент/ А. И. Соболевский. Славяно-русская палеография.                         

 Изд. 2.;  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иллюстрации.

Заставки  и инициалы. 

                                                 

 Слово Ипполита  об Антихристе                              Добрилово Ев. 1164г.

                     XII в. 
 
 
 
 

                            

              Галицкое Ев. 1266г.                           Северо-русские рукописи XVIIв.

      

                                                                                    Толк. Псалтырь 1647г. 
 

Чудовищный  орнамент. 

         

                                        Устав церковный 1398г. 

                                        Новгородский служебник 1400г. 
 

        

                                                      Пролог 1400г. 

Русская рукопись XV в.

    

                                                   Лествица 1412г. 

Русская рукопись XVII в.

 

                
 
 
 

  
 

Царская грамота XVII в.

                    

Домовая резьба.

                      

Вышивка на ткани XVIII в. 

 

                             
 

Информация о работе Специфика народного орнамента русских