Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:24, реферат
Каждый знает, что для повседневных нужд мы сегодня охотнее употребляем фарфоровые тарелки, а не расписные хохломские миски, стеклянные бокалы, а не серебряные кубки, пластмассовый или металлический портсигар, а не сигаретницу, расписанную федоскинскими миниатюристами. И тем не менее деревянная миска с хохломской росписью, серебряные изделия кубачинских мастеров, шкатулки, расписанные федоскинскими или палехскими миниатюристами, могут украсить нашу квартиру, кабинет, праздничный стол или общественный интерьер.
Введение 3
Художественные ремесла и их сущность 3
Специфика художественных ремесла как отраслей специализации 4
Утилитарное и художественное назначение ремесел 6
Композиция в декоративно-прикладном искусстве
Особенностью композиции жостовской росписи является также наличие ажурного орнамента в елочку, который идет по борту подноса. Этот элемент замыкает художественное оформление подноса и придает композиции целостность.
Композиционные особенности вышивки и кружева как видов декоративно-прикладного искусства связаны прежде всего с материалом и техническими средствами воплощения замысла художника. Нитки, как и ткани, могут быть льняными, хлопчатобумажными, шерстяными и шелковыми, с добавлением синтетических материалов; в вышивке также используются золотые и серебряные нити, драгоценные камни, бисер, стеклярус и пр. Все эти материалы имеют свою структуру (нити — одинарные, крученые; ткани — гладкие, ворсистые и т. д.). Характер рисунка и всей композиции прежде всего зависит в вышивке от структуры тканей, в кружевах — от качества нитей, а если кружева накладываются на ткань, то и от структуры и качества ткани. Приемы вышивки накоплены историческим опытом развития этого вида прикладного искусства, Широко распространены, например, вышивка крестом, гладью, петельным, стебельчатым, ажурным швом. Нередко эти способы комбинируются, дополняя друг друга. Технические приемы и материальная основа искусства вышивки и кружевоплетения все время совершенствуются, что позволяет создавать все новые и новые композиции, иные варианты размещения рисунков. Разнообразие и богатство композиции достигается также творческим претворением в рисунке многообразных форм растительного и животного мира, предметов, созданных человеком; множество сюжетов содержится и в области фольклора.
Безусловно, приемы вышивки и изготовления кружева поистине безграничны, особенно если учесть самодеятельное узоротворчество народов разных стран. Изготовление ковров и декоративных печатных тканей (набоек), как и других видов декоративно-прикладного искусства, имеет богатые традиции. Издавна существует много способов создания ковров и печатных тканей, разных по сложности рисунка и колорита. Композиция узора на коврах зависит от структуры основы и нитей, а также от формата (как и вышивка). Компоновка набойки менее зависима от структуры ткани и ее размера, поэтому здесь композиция может включать свободное расположение многоцветных элементов и даже допускает плавные переливы одного цвета в другой или одного светлого тона в другой. Композиция рисунка для печатания на ткани может быть с ярко выраженным центром, с узором, построенным по кругу, в квадрате, с раппортным, т. е. многократным повторением по всей ширине и длине ткани элемента орнамента. Но во всех случаях композиция должна привести к единству все декоративные элементы, отбросить крикливо цветастые, нестройно звучащие краски.
Таким образом, анализируя особенности композиции в декоративно-прикладном искусстве, мы постоянно сталкиваемся с действием композиционных законов целостности, контрастов форм и цветотоновых отношений, движения как фактора выразительности линий и объемов, новизны мотивов. Настоящее произведение декоративно-прикладного искусства создается присущими этому искусству средствами, включая и средства композиции.