Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:24, реферат
Каждый знает, что для повседневных нужд мы сегодня охотнее употребляем фарфоровые тарелки, а не расписные хохломские миски, стеклянные бокалы, а не серебряные кубки, пластмассовый или металлический портсигар, а не сигаретницу, расписанную федоскинскими миниатюристами. И тем не менее деревянная миска с хохломской росписью, серебряные изделия кубачинских мастеров, шкатулки, расписанные федоскинскими или палехскими миниатюристами, могут украсить нашу квартиру, кабинет, праздничный стол или общественный интерьер.
Введение 3
Художественные ремесла и их сущность 3
Специфика художественных ремесла как отраслей специализации 4
Утилитарное и художественное назначение ремесел 6
Композиция в декоративно-прикладном искусстве
Тамбовское областное
государственное
учреждение среднего профессионального образования
«Педагогический колледж»
Реферат
по теории и истории
традиционного прикладного
на тему:
«Специфика, традиционные художественные принципы,
единство утилитарного и художественного назначения
изделий художественного ремесла»
Выполнила студентка
Группы ДП-51
Кобзева Ксения
Научный руководитель
Никулина О.П.
Тамбов 2010
Содержание
Введение
Утилитарное и художественное назначение ремесел
Введение
Каждый знает, что для повседневных нужд мы сегодня охотнее употребляем фарфоровые тарелки, а не расписные хохломские миски, стеклянные бокалы, а не серебряные кубки, пластмассовый или металлический портсигар, а не сигаретницу, расписанную федоскинскими миниатюристами. И тем не менее деревянная миска с хохломской росписью, серебряные изделия кубачинских мастеров, шкатулки, расписанные федоскинскими или палехскими миниатюристами, могут украсить нашу квартиру, кабинет, праздничный стол или общественный интерьер. Сегодня гораздо чаще товары художественных промыслов мы приобретаем не для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень.
Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо уяснить, что такое народное искусство. Народным называют искусство широких масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это прежде всего проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета. Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер создает вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он. Отражая коллективное мировоззрение, произведения народного искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Эта вариантность в работе мастера - одна из характерных черт народных художественных промыслов. Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими. Так, в народном искусстве коллективное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя и обогащая друг друга. Действительно, народные художественные промыслы, признаваемые сегодня в качестве прямого наследника традиционного народного искусства, имеют с ним много общего. Правда, с точки зрения своих утилитарных и духовных задач традиционное народное искусство было явлением значительно более широким, играло в жизни общества несравненно большую роль. С другой стороны, его воздействие ограничивалось тем коллективом, в котором оно функционировало. Культуротворческое значение современных художественных промыслов давно переросло за рамки регионального масштаба.
Говоря о современных художественных промыслах,
нужно упомянуть об основных традициях
народного изобразительного искусства,
которые должны быть максимально закреплены
в художественных производствах. Остановимся
на характеристике этих традиций, определяющих
специфику художественных промыслов как
отраслей специализации.
Утилитарное и художественное назначение ремесел
Декоративно-прикладным искусством называют «искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т. д. К области декоративно-прикладного искусства относятся художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки и другие предметы, а также орнаментальные росписи и скульптурно-декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи и т. п.».
В декоративно-прикладном искусстве используются разнообразные материалы. К ним, в частности, относятся дерево, кость, металл, стекло, ткани, а в последнее время стали применяться и различные виды пластмассы.
Общие композиционные законы изобразительного искусства действуют и в декоративно-прикладном искусстве, которое разумеется, имеет свою специфику и вытекающие из нее особенности композиции.
Первая и главная особенность
декоративно-прикладного искусства содержится
в самом названии — это искусство носит прикладной характер. В отличие
от станковых произведений произведения
декоративно-прикладного искусства, как правило,
не утрачивают связи с утилитарной функцией
и полностью выявляют свое художественно-образное
содержание лишь во взаимодействии с окружающей
обстановкой (взаимосвязь изделия с интерьером,
одного предмета с другим или с другими,
например, скульптура в интерьере, посуда
в сервизе и т. д.). Материальная основа декоративно-прикладного
искусства (ткань, металл, дерево и т. д.)
накладывает отпечаток и на композицию.
В нее часто включаются орнамент, различного
рода узоры на тканях, в кружевах, на подносах,
ложках, игрушках. В орнаментике может
быть использован любой предмет в упрощенном,
нередко плоскостном виде. Условность
в декоративно-прикладном искусстве проявляется
и в трактовке цвета. Допускается покрытие
цветом без светотени, бликов, рефлексов.
Кроме того, цветовая условность связана
с мерой насыщенности и количеством красок,
ярких, интенсивных или же, напротив, блеклых
(многие произведения декоративно-прикладного
искусства характеризуются сочетанием
насыщенных цветов). Естественно, упрощенность
рисунка и декоративность цвета влияют
на характер композиции. Как это проявляется
конкретно, показывают произведения декоративно-прикладного
искусства, выполненные в различных материалах.
Прежде всего следует сказать о разделении
предметов декоративно-прикладного искусства
на две относительно самостоятельные группы
без строго очерченных границ между ними. К
первой группе относятся такие предметы
обихода, как мебель, утварь, одежда. Художественное
начало здесь прямо связано с целесообразностью
и выразительностью формы предмета. Предметы
преимущественно декоративного назначения,
относящиеся ко второй группе, допускают
гораздо более широкое и свободное использование
композиционных средств. К промежуточным
между декоративно-прикладным и станковым
формам относятся мозаика, панно, гобелен,
плафон, декоративные статуи, которые
тесно увязаны с архитектурной средой,
но могут рассматриваться и как самостоятельные
художественные произведения. Особенности
композиции декоративно-прикладного искусства
во многом обусловлены техническими и художественными
возможностями материала. Замечательными
свойствами обладает древесина. Дерево
можно резать, пилить, рубить, строгать,
сверлить, обрабатывать на станке, склеивать,
прессовать, распаривать. Благодаря упругости
и вязкости дерева в нем хорошо удерживаются
гвозди, шурупы. Покрытие олифами и лаками
делают его водонепроницаемым. Все эти
качества дерева не только являются чисто
конструкционными, механическими, но и
таят в себе возможности художественно-декоративные,
архитектонические, формообразующие и композиционные.
Компонуя произведение, предназначенное для перевода в твердый материал (дерево, камень, кость), художник старается максимально сохранить целостный вид массы, пластической формы. Следовательно, в декоративной скульптуре действует закон целостности. Керамика по сравнению с камнем, костью, деревом позволяет детальнее прорабатывать форму, активнее выражать движения. Закономерности композиции в керамической пластике те же, что и в декоративной скульптуре, выполненной в других материалах. Художественная обработка кости требует лаконичности композиции, в которой контрастируют пластически обобщенные крупные массы и ювелирно отработанные характерные детали. Это сочетание придает произведениям из кости очень красивый декоративный силуэт. В художественной обработке кости считается нецелесообразным сильное уменьшение элементов композиции. Это связано с нарушением ясности восприятия изображаемого. Рельеф в изделиях из кости строится от первого плана, лежащего на поверхности, к более глубоким. «Забвение этого правила может привести к утрате глубинности пространства композиции и к утрате пластической выразительности рельефа. Общий композиционный строй будущего произведения должен быть гармоничным, а переходы одних элементов изображения в другие пластически оправданными». В ажурной резьбе по кости не рекомендуется делать большие отверстия, так как они нарушают общий композиционный строй, расчленяют композицию на части, что противоречит закону целостности. В меру лаконичное изображение из кости или на кости должно усиливать выразительность образа. Металл, богатейший по своим техническим свойствам и художественным качествам материал, издавна используется в ювелирном деле для изготовления всевозможных предметов быта, оружия, архитектурно-декоративных деталей, в декоративно-прикладном творчестве. Металл можно ковать, чеканить, вытягивать в нити, выгибать из него ажурную конструкцию. Ценным художественным качеством металлов и их сплавов, так же как и дерева, является их цветовое многообразие. При создании произведений декоративно-прикладного искусства металл часто выступает в сочетании с эмалью, цветными драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклом, деревом и другими материалами. В художественной обработке металла также следует придерживаться основного принципа декоративно-прикладного искусства — согласованности эстетического с утилитарным. Что касается специфических сторон композиции из металла, то следует сказать о стремлении художника добиться впечатления изящества, легкости изделия, при его большой тяжести. Это стремление видно, к примеру, и в кованых светцах XVIII века, и в литых чугунных решетках для садов и парков. Легкость такого рода достигается плавностью линий, ажурностью конструкций, заставляющих зрителя забыть о тяжести металла. Искусство стекла, будучи одним из видов декоративно-прикладного искусства, исходит из функционального характера изделия и свойств этого хрупкого материала. Безусловно, высокая степень мастерства изготовления предметов из стекла — необходимое условие для создания подлинных произведений искусства, несущих в себе эстетическое содержание наряду с утилитарным назначением. В композиции изделий из стекла нередко сказывается относительная ограниченность их традиционных форм, широко распространенных в быту человека. Но и в этот однородный ассортимент вещей с канонической композицией настоящий художник может внести что-то новое, неповторимое. И все же радикальное обновление композиционных форм — не частое явление в искусстве стекла. Это, очевидно, связано со сложностью технологии производства стекла, ограничивающей новаторские замыслы художника. Трудности техники и необходимость преодоления «сопротивления материала» могут привести к известной потере творческого импульса автора композиции. И тем не менее чехословацкие мастера своим искусством доказывают, что в стекле таятся огромные возможности для творчества. Миниатюрная живопись на папье-маше и роспись по металлу, в отличие от стекла, предоставляют художнику гораздо больше свободы в области композиционного творчества. Этим видам искусства доступно любое содержание: исторические, бытовые, сказочные сюжеты, пейзаж, портрет. Естественно, миниатюрная живопись строится по законам композиции, общим для изобразительного искусства. Вместе с тем следует отметить специфику этого жанра, носящего прикладной, утилитарный характер. Художник-миниатюрист всегда должен считаться с формой предмета, его назначением и в связи с этим компоновать миниатюру и орнаментику в пределах данной поверхности. В зависимости от особенностей формы расписываемого предмета применяются специфические приемы композиции, которые заключаются в допущении некоторых отступлений от строгих правил линейной и воздушной перспективы: пространственные планы сближаются, фигуры и предметы располагаются преимущественно вдоль поверхности, подчиняясь орнаментальным ритмам; контрастные сопоставления локальных цветов усиливают звучание красок; все элементы как правило, обобщаются по силуэту при соблюдении меры этого обобщения, что придает целостность композиции. В федоскинской миниатюре главную роль играет сюжет и предметность его выражения. В композициях преобладает объемное, пластическое понимание формы, близкое реалистической станковой живописи. Федоскинские мастера вписывают миниатюру в бархатно-черную глубину и одновременно вводят черный цвет лаковой поверхности самой шкатулки в рамки изобразительного поля. В отличие от федоскинской живописи палехская миниатюра строится как бы расплескиванием отдельных частей композиции по черной поверхности изделия. Однако между этими отдельными частями существует смысловая, логическая связь, объединяющая различные моменты какого-либо события или ряд разновременных действий в одной композиции. Таким образом имитируется движение во времени. Палехские мастера умеют показывать движение и через динамичные жесты и позы персонажей. При этом контрастное сочетание ярких красок акцентируют золотые и серебряные блики, «пробелы» и «движки», подчеркивающие отрывистыми штрихами самые светлые, выступающие части изображаемого предмета. В противоположность палехской мстерская миниатюра представляет собой композиционно целостное панно, изображающее многоплановый пейзаж, на фоне которого развиваются события. Панно, словно вмонтированное в крышку изделия, обрамляется полоской золотого орнамента. В композиционный строй миниатюрной живописи Холуя вводится черный цвет шкатулки, как и в палехской росписи. Но мастера Холуя не пользуются широко известной палехской золотой штраффировкой в предметном изображении. В холуйской миниатюре большое место занимает пейзаж, трактуемый более декоративно, чем в мстерской росписи, с контрастами света и тени. Жостовская кистевая роспись по металлическим лакированным подносам с изображениями цветочных букетов, венков, гирлянд обладает устойчивыми формами композиции, по-своему оригинальным художественным языком. Композиция жостовской росписи представляет собой мотив, вписываемый в определенный формат подноса (прямоугольный, овальный, круглый). Когда изобразительный мотив композиции разработан, художник мелом наносит на черную поверхность подноса общие контуры, стремясь избегать повторения линий, форм, размеров. Продумывая композицию, мастер росписи решает целый ряд вопросов, касающихся цветовых контрастов, силуэта букета цветов с листьями, ритма элементов, соотношения изображения и фона, больших и малых форм. Целостность композиции жостовских подносов достигается определением центральной оси изображения, а также ритмом рисунка, который получается в процессе вращения подноса при росписи. При этом, словно само собой, возникает ритм элементов, движение кисти сообщает упругость линиям, превращающимся в цветы и листья, лепестки и бутоны. «Жостовской росписи присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным цветом лакового фона. Вместе с тем «открытые» цвета всегда сгармонированы друг с другом в едином колорите, то холодном, в котором преобладают синие и изумрудные тона, то жарком, с преобладанием пламенеющих красных и оранжевых тонов». В жостовской живописи используются также и другие цвета для фона (красные, синие, зеленые, белые), и соответственно меняется все цветовое решение композиции.