Сравнительная характеристика искусства Древней Греции и Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.

Содержание

Введение
Древняя Греция
Древний Рим
Основные особенности древнегреческой и древнеримской
цивилизаций и их культуры
Сравнительная таблица Древней Греции и Древнего Рима
Заключение

Работа состоит из  1 файл

вторая курсовая работа(4).docx

— 751.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 

Курсовая  работа  

по дисциплине: Искусство

на тему : Сравнительная  характеристика искусства Древней  Греции и Древнего Рима 

 

Студент:

Специальность:

Группа

Преподаватель:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 

2011

Содержание:

Введение

Древняя Греция

Древний Рим

Основные особенности  древнегреческой и древнеримской

 цивилизаций  и их культуры

Сравнительная таблица Древней Греции и Древнего Рима

Заключение

Приложения

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Все большее  число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это  не только знакомство с шедеврами  мировой цивилизации, уникальными  памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже “открытие” будущего. Это обуславливает необходимость  исторических исследований прошлого.

Крупнейшими цивилизациями  древнего мира были древнегреческая  и древнеримская цивилизации. Они  занимали расположенные географически  близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между  собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались  взаимодействуя друг с другом. Поэтому  для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской  цивилизации очень удобно применять  один из наиболее важных методов исторического  исследования – сравнение.

Конечно изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические события  взаимосвязаны и оказывают большое  влияние друг на друга. Цивилизации  Древней Греции и Древнего Рима позднее  стали основой для возникновения  европейской цивилизации, и оказали  огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира.  “Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было и современной Европы”  Исследование культуры и быта этих цивилизаций помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее. 
 
 
 

Древняя Греция 

Время не пощадило и архитектуру древних греков. Сохранилось всего несколько  руин. Но и по этим руинам, полным непередаваемой красоты и величия, можно судить об искусстве древнегреческих зодчих. Правда, это исключительно храмы, театры и другие общественные здания. Жилой дом греки не считали  предметом искусства. Они презирали  роскошь в одежде и домашней обстановке. Их белые, крытые черепицей дома были очень скромны и даже не имели  окон на улицу.

Архитектура ранних греческих храмов отличалась суровостью. Достаточно посмотреть па храм Посейдона  в Пестуме (начало V в. до н. э.)(приложение№1), чтобы почувствовать мощь тесно стоящих приземистых колонн с нависшими тяжелыми капителям и массивными каменными балками, которыми перекрыты колонны.

Со временем пропорции меняются: колонны становятся более стройными, расстояние между  ними увеличивается, а капители и  балки уменьшаются. От этого архитектура  приобретает большую легкость и  приветливость, здания как бы наполняются  светом и воздухом.

Вершина греческой  архитектуры - Парфенон - храм богини Афины  Парфенос (Девы)(приложение №2) построенный в V в. до н. э. зодчими Иктином и Калликратом в Афинах, самом богатом и знаменитом из греческих городов. О нем даже сложили поговорку: «Если ты не был в Афинах — ты верблюд, если был и не восхитился — осел». Здание Парфенона поставлено, как и большинство греческих храмов, на возвышенной и укрепленной части города — Акрополе. Его беломраморный силуэт четко вырисовывается на фоне неба. На первый взгляд Парфенон очень прост — мраморный четырехугольник, окруженный невысокими дорическими колоннами, которые почти вдвое ниже колонн московского Большого театра. И все-таки здание бесконечно величественно. Его секрет в исключительной ритмичностии гениальной соразмерности частей. Пропорции Парфенона рассчитаны так, что человек, приближаясь к нему, чувствует себя выше, шире в плечах: греки стремились к тому, чтобы архитектура вселяла в человека бодрость и внушала уверенность в себе.

Лучшие памятники  древнегреческой скульптуры также  были созданы в V в. до н. э. Но до пас  дошли и более ранние произведения - статуи VII — VI вв. до н. э. Они симметричны: одна половина тела — зеркальное отражение  другой. Скованные позы, вытянутые  руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрылись в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.

 В V в. до  н. э. скованность исчезает, фигуры  обретают движение, пропорции —  красоту, лица — одухотворенность. Вот, например, статуя «Дискобол» (V в. до н. э.; Рим). Ее автор,  великий скульптор Мирон, изобразил  прекрасного юношу в момент, когда  тот замахнулся тяжелым диском. Его захваченное движением тело  изогнуто и напряжено, как готовая  развернуться пружина. Под упругой  кожей отведенной назад руки  взбугрились тренированные мускулы.  Пальцы ног, образуя надежную  опору, глубоко вдавились в  песок. 

Полны напряженной  жизни и статуи Поликлета, хотя, в  отличие от своего современника Мирона, Поликлет любил изображать атлетов  не во время упражнений, а в состоянии  покоя. Взять хотя бы «Копьеносца» (или  «Дорифора», V в. до н. э.(приложение №3) Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение и он сделает шаг вперед, повернет голову, гордый своей красотой и силой. Перед нами человек, свободный от страха, гордый, сдержанный, воплощение достоинств воина и гражданина. Статуи Мирона и Поликлета были отлиты из бронзы, но до нас дошли лишь мраморные копии с древнегреческих оригиналов, сделанные римлянами.

Величайшим ваятелем своего времени греки считали  Фидия, украсившего мраморной скульптурой  Парфенон. Лучше всего сохранилась  мраморная лента рельефа фриза длиной 160 м. На ней изображено шествие. Вот группа отважных всадников на горячих лошадях. Девушки в длинных одеждах подгоняют жертвенных быков. Идут женщины с пальмовыми ветвями — символом мира. Важно шествуют старцы, спокойные и благородные. Все они направляются в храм богини Афины — Парфенон.

Скульптура Парфенона  сильно пострадала. А самая знаменитая из статуй Фидия - «Афина Парфенос»(приложение №4) погибла еще в глубокой древности. Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна. Голова богини с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, шея и руки были сделаны из слоновой кости, а волосы, одежда, щит и шлем были вычеканены из листов золота. Богиня в образе прекрасной женщины — олицетворение Афин.

V в., до н.э.  был временем высшего расцвета  искусства Древней Греции. Искусство  этого времени именуют искусством  высокой классики.

Прекрасные произведения искусства были созданы и в IV в. до н.э. - в период поздней классики. В это время работали такие  великолепные мастера скульптуры, как  Скопас, Пракситель и Лисипп. Каждый из них имеет свои особые качества. Скопас трагичен, экспрессивен и страстен. Пракситель, напротив, утончен, его  герои изящны, подчас изнежены. Последнего мастера поздней классики — Лисиппа  в большей мере, чем его предшественников, интересует внутренний мир человека.

В дальнейшем греческое  искусство претерпевает большие  изменения, разрушается его прежняя гармоничность.

В конце IV в. до н.э., со времени завоеваний Александра Македонского, в истории Греции наступает новый  период — период так называемого  эллинизма. Он длится до I в. до н. э. Эллинистическое  искусство — это синтез древнегреческого и восточного искусства. Оно распространяется на обширной территории, захватывая Грецию, Египет, Малую Азию, Северное Причерноморье, Среднюю Азию и другие страны.  

Многие произведения эпохи эллинизма связаны с  традициями высокой классики, выработанными  лучшими мастерами Древней Греции в V в. до н. э. Достаточно назвать такие  шедевры мировой пластики, как  статуи Нике Самофракийской(приложение №5) или Афродиты (Венеры) Милосской (II в. до н. э.); знаменитые рельефы Пергамского алтаря (II в. до н.э.). Эти рельефы продолжают героическую линию греческого классического искусства. Иногда скульпторы эпохи эллинизма обращались и к жанровым сюжетам, подчеркивая бытовые подробности и детали.

Многого достигла в эпоху эллинизма и архитектура. Архитекторы разрабатывали планы  городов, уделяя немалое внимание частным  жилищам.

Искусство эллинизма  — важный этап в истории мировой  художественной культуры: оно оказало  очень большое влияние на формирование искусства в Древнем Риме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Древний Рим 

Древний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием(приложение№6), Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков , древних греков и урартов (древних армян) . Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

Современному  миру Древний Рим подарил римское  право, некоторые архитектурные  формы и решения (например, арку и  купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным  языком древнеримского государства  был латинский, религия в течение  большей части периода существования  была политеистична, неофициальным  гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином для своих войск) хризмой (нательный крест).

Под Древним  Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но также  и все завоеванные им страны и  народы, входившие в состав колоссальной Римской империи — от Британских островов до Египта. Римское искусство  — высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали  не только римляне, но также италики, древние египтяне, греки, сирийцы, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней  Германии и другие народы. Хотя в  общем и целом в римском  искусстве господствовала древнегреческая  школа, однако в различных частях Римской империи конкретные формы  искусства во многом определялись местными традициями.

Древний Рим  создал своего рода культурную среду: прекрасно распланированные, приспособленные  для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных  нимфам), дворцов, вилл и просто удобными, добротными домами со столь же удобной  и добротной мебелью — то есть все то, что характерно для цивилизованного общества.

Римляне впервые  в истории стали строить типовые  города, прообразом которых явились  римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы —  кардо и декуманум, на пересечении  которых обустраивался центр  города. Городская планировка подчинялась  строго продуманной схеме.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное  внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошли немногие имена римских  художников, однако созданные ими  творения вошли в сокровищницу мирового искусства.

Первые крупные  постройки в Риме производились  по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская  архитектура при самом своём  зарождении усвоила себе важнейшую  форму этрусского зодчества —  циркульную арку, то есть полукруглое  каменное покрытие, перекинутое с  одного устоя на другой, и сложенное  так, что соприкасающиеся между  собой стороны составляющих его  отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому  устою. Употребление этой архитектурной  формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое  разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный  размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.

Информация о работе Сравнительная характеристика искусства Древней Греции и Древнего Рима