Сравнительная характеристика искусства Древней Греции и Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.

Содержание

Введение
Древняя Греция
Древний Рим
Основные особенности древнегреческой и древнеримской
цивилизаций и их культуры
Сравнительная таблица Древней Греции и Древнего Рима
Заключение

Работа состоит из  1 файл

вторая курсовая работа(4).docx

— 751.50 Кб (Скачать документ)

Однако в целом, римская архитектура испытала сильное  влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне  стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для  сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество  украшений, стремление к строгой  симметрии, интерес к утилитарным  сторонам архитектуры, к созданию преимущественно  не храмовых комплексов, а зданий для  практических нужд.

Римляне, отличавшиеся большим практическим смыслом в  решении задач материальной жизни, умевшие создать у себя стройный склад гражданственности, утвердить  свою военную силу и широко распространить свое политическое могущество, были лишь в слабой степени одарены способностью к художественному творчеству, как  и вообще к творчеству в области  духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности  в искусстве, они вначале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь, и если обращались к нему, то единственно  в видах реальной пользы, причем довольствовались заимствованиями  от этрусков. Потом, когда победы над  другими народами доставили римлянам богатство и развили в них  национальную гордость, особенно после  завоевания Греции, сблизившего их с высокой цивилизацией этой страны и наводнившего город квиритов вывезенными  из неё художественными произведениями, искусство стало пользоваться в  Риме почетом, но все-таки не как нечто  существенно необходимое, а как  средство придавать внешний блеск  общественному и частному быту, возвеличивать  виновников отечественной славы, льстить  народному самолюбию. Государственные  люди и богачи стали покровительствовать  искусству и привлекать в Рим  художников из обедневших и опустевших городов Эллады; эти приезжие артисты  работали, стараясь удовлетворить вкус своих заказчиков, и под их руководством образовывались туземные мастера.

Таким образом, к концу республиканского режима, сложилось особое Р. искусство, представляющее смесь этрусских элементов с  греческими, но, несмотря на это, имеющее своеобразный характер. Главная отличительная черта этого искусства — стремление к роскоши, колоссальности и эффектной декоративности. 

Наибольшей оригинальности достигла у римлян архитектура; скульптура и живопись были у них только продолжением того, что было сделано в этих художественных отраслях греками. При  всей ограниченности новизны, вообще внесенной  римлянами в искусство, им принадлежит  та великая заслуга, что они разнесли во все концы известного тогда  мира унаследованное ими классическое искусство Эллады и послужили  передатчиками его элементов  новым временам и новым народам, начавшим свое политическое существование  на развалинах Р. империи. Первые крупные  постройки в Риме производились  совершенно в этрусском роде, по всей вероятности даже этрусскими мастерами; поэтому Р. архитектура при самом  своем зарождении усвоила себе важнейшую  форму этрусского зодчества —  циркульную арку, т. е. полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя  на другой, и сложенное так, что  соприкасающиеся между собой  стороны составляющих его отдельных  камней расположены по направлению  радиусов круга, удерживаются своим  взаимным распором и передают общее  давление тому и другому устою. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола , неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом. Применение означенных форм потребовало, однако, коренного изменения подпор: для поддержки тяжелых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно легких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-либо более солидным, более способным выносить значительный груз. И вот, римляне почти совершенно бросают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение, служит для маскирования наготы пилястр и сухости стенных поверхностей, хотя иногда, как например в портиках, ведущих в здание, в перистилях и т. п., продолжает употребляться так же, как и в Греции. Вообще надо заметить, что логический, рациональный смысл, который имела колонна у греков, в римском зодчестве если и не утрачивается вполне, то сильно искажается; при этом и другие, обуславливаемые колонной мотивы теряют строгую осмысленность и соразмерность. Что касается до стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу.

Основные  особенности древнегреческой  и древнеримской  цивилизаций и  их культуры

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. “И у греков, и у  римлян было свое историческое призвание  – они дополняли друг друга, и  фундамент современной Европы –  их общее дело.” Но в тоже время  между этими двумя цивилизациями  было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено  сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

Греция четко  делится на три части:  северную, охватывающую Фессалию и Эпир;  центральную,  ограниченную с севера Малийским и Пагасейским заливами,  а с юга - Коринфским и Сардоническим; наконец, южную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции  мало чем отличается от нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 градусов на Кикладах.

Вся история  Древней Греции условно делится  на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV – I вв. до н. э.) 

В Греции совсем нет золота:  его добывали уже за пределами Греции - на острове Тасос,  в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов.  Горнодобывающий промысел находился в Афинах на  высоком уровне развития: там  умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи ценных металлов,  а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина,  из которой делали кирпичи,  но прежде всего керамику - в этом греки добились,  как известно,  высочайших художественных достижений.  Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры.  Камень всегда находился на месте,  его не надо было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого  известняка,  добытого  в  ближайших окрестностях;  дома на Делосе – из камня выломанного прямо из гранитного основания  острова.  Даже  при сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В Олимпе святилище Зевса построили из местного известняка; каменоломни Кара,  поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в.  до н. э. траверин, т. е. мягкий известняк, располагались всего в нескольких километрах от города. На рубеже III-II тысячелетия до н.  э. предки позднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство,  примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили  на языке,  не относящемуся ни к индоевропейской,  ни к семитской группам.  Позднейшие греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого древнего,  догреческого народа,  карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.

Итак, в  районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности:  древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах;  и элладская  -  в  собственно  Греции.  Отражением критской  культуры  в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли,  очевидно,  художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейцами.

В эпоху архаики  складываются основные черты этики  древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала. Формирование полиса как особого типа общины. шедшего на смену рыхлым объединениям “героической” эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль - коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полисы было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: “Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей”—эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей. Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика аристократии распространялась и среди народных масс, хотя уже в измененной форме: важнейший принцип—кто лучше послужит полису. Определенную  трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона. 

Общественное  устройство Греции - рабовладельческая  демократия, и для неё характерно такое явление, как народный суверенитет  – признание народа в качестве единственного источника власти. Также существовала система выборных должностей. Прослеживалась тенденция  к нивелировке – усреднению доходов  между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а  человеком.

Важнейшим центром Средиземноморской империи  был город Рим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных  частях огромной державы возникли в I—III вв. н. э. Другие большие города. Наиболее крупными из них были Александрия  Египетская с населением около 500 тыс. человек, Антиохия на Оронте — центр  управления Сирии, Эфес — центр управления провинцией Азия. Крупнейшим городом Греции эпохи Империи стал Коринф, восстановленный Юлием Цезарем. На северном берегу Африки Цезарь же восстановил Карфаген, на Пиренейском полуострове выросли порт Терракона и Толето (современный Толедо), в Галлии—Лугудун (современный Лион), в Паннонии—Аквинк (современный Будапешт) и Сирмий, во Фракии—Филиппополь (современный Пловдив) и Сердика (современная София).

Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания — храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, “базилики”, портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных четверками лошадей колесницах — “квадригах”. До настоящего времени, кроме грандиозного римского амфитеатра “Коллосея” (Колизея), построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего около 50 тыс. зрителей, в различных местах, некогда бывших городами Римской империи, сохранились остатки амфитеатров (Париж, Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Пула, и т. д.). Они были украшены великолепными произведениями искусства, рельефами и статуями. Отличительной чертой городов эпохи 1—III вв. и. э. были каменные мостовые, водопроводы (“акведуки”), канализация,

В самом  Риме во II—V вв. н. э. работали одиннадцать  водопроводов, дававших 950 000 куб. литров воды ежесуточно. Водопроводы (акведуки) представляли собою длинные ряды арок , поддерживавших свинцовые или глиняные трубы, по которым вода из горных источников направлялась за много километров в тот или иной город. В городе трубы уходили под землю и оттуда в разные водоемы, фонтаны на площадях — во дворцы, храмы и дома богатейших лиц. В современном Риме продолжают подавать воду два древних водопровода. Остатки больших римских водопроводов сохранились подле Рима, в Стамбуле, на юге Франции, в Испании, в различных частях Малой Азии, Африки. Центральные площади городов, называвшиеся агорой (на востоке) или форумом (на западе), были украшены портиками, храмами и базиликами. На площадях воздвигались триумфальные арки, конные статуи.

Особенно  роскошны были форумы Рима. К древнейшему  форуму времен республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен  был форум Траяна. Не менее великолепны  были “алтарь мира”, воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой  купольный храм “всем богам” — “Пантеон”, построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом.

В Риме, а также во многих больших городах  провинций, строились роскошные здания “терм” (общественных бань), в которых были бассейны с теплой и холодной водой для купанья, гимнастические залы, комнаты отдыха. Особенно роскошны были термы, построенные в Риме Каракаллой.

Большими  размерами и богатством отличались многие архитектурные сооружения ряда городов провинций: что колоннады портиков сирийского города Пальмиры, храмы солнца в Баальбеке (Сирия) и др. Во II в. н.э. в Империи было 372 мощенные камнем дороги общим протяжением около 80000 км. Через каждую тысячу шагов (миля) стояли каменные столбы с указанием расстояния до ближайших населенных пунктов и до города Рима; в самом Риме, на форуме, стоял столб с позолоченным верхом. Он считался началом всех дорог Римской империи и дал основание для выражения: “Все дороги ведут в Рим !”

В портовых городах были сооружены каменные причалы, амбары для хранения грузов, защитные каменные стены от прибоя морских волн.

Полы  и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся по глиняным трубам под полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу.

Однако  если общественные здания и дома богачей  блистали роскошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги и неудобны. Сельские жители ютились в деревянных а в средиземноморских областях — в кое-как построенных каменных хижинах, крытых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения, В Риме, Эфесе, Александрии строились дома в несколько этажей (в три, четыре и даже шесть), сдававшиеся в наем но квартирам и комнатам.

Постепенно  складывалась идеология, система ценностей  римских граждан. Её определял в  первую очередь патриотизм – представление  об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сравнительная таблица Древней  Греции и Древнего Рима 

Критерий сравнивания Древняя Греция Древний Рим
Общие черты общества и культуры Агонистичность (состязательность); коллективизм; антропоцентризм (гуманизм) – выдвижение человека на первый план; завершенность всех жанров культуры; открытость культуры для  других стран и культур Патриотизм; чувство  долга; более слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского  искусства
Искусство  
 
 
 
 
 
 
Развитие  искусства в рамках рабовладельческого общества (“античное искусство”)

Видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства – человеческий облик

Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики  и аллегории, анализ явлений, расчленение  целого на части и их детальное  изображение, более четкое, чем у  греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания
Архитектура Большие открытые сооружения, стоящие чаще на возвышениях, а не в низинах, как  в Риме, меньший, чем у римлян, интерес к практическому назначению зданий, создание больше храмовых комплексов, а не различных мостов, акведуков, театров и. т. п.; отсутствие симметрии различных частей здания Понимание и  описание взаимосвязи художественной формы и пространства; предпочтение замкнутым формам; сооружения, значительно  превосходящие по размерам греческие; идея мощи, силы, подавляющего человека величия в литературных произведениях; стремление к пышной отделке зданий; богатому убранству, украшениям; строгая симметрия разных частей здания; применение греческих ордеров и изобретение своих
 
Скульптура  
Открытые  пластичные формы; отношение к форме, объему,  пространству основано на концентрической  динамике художественного мышления, а не на эксцентрической, не основанной на прорыве границ и рамок; основная тема - изображение богов и героев – покровителей полиса; постепенное  развитие реалистичности  
 
Сосредоточенные, большей частью заключенные сами в себе образы; наибольшее развитие портрета и исторического рельефа; концентрация внимания на личных, индивидуальных особенностях человека; кажущаяся компактность форм, вызванная подражанием греческим  образам; массовое создание статуй низкой художественной ценности; влияние греческой  скульптуры, за исключением жанра  реалистического портрета, способствующее утрате черт натурализма
Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская  и древнегреческая цивилизации  очень сходны друг с другом. В  некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Являясь  вторым самостоятельным этапом истории  мировой  культуры античная культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа,  в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием  ранней  цивилизации  культура  античности  внесла огромный вклад  в развитие мировой культуры.  Дошедшие до нас памятники  архитектуры  и скульптуры, шедевры живописи и  поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют  значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.

Главным для  греков были красота, искусство, спорт, а для римлян – патриотизм, мужество,  железная дисциплина,  подчинение закону.

Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы- меру всех вещей.

Культура Древнеримской  империи была культурой военизированного государства, господствовал культ  практицизма, государства, Рима, Закона. Главными добродетелями была политика, война, управление. Афины в период своего расцвета - республика, Рим-империя. В Греции человек-мера всех вещей, в Риме человек –песчинка.

Скорее всего, греческая культура оказала большее  влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в  более ранний период времени, а римская  культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием  и конечно добавляла к ней  множество новых признаков и  особенностей. Поэтому рассматривая римскую культуру можно часто  говорить, что описанные её особенности  присущи и греческой культуре.

 
 
 
 
 

Приложение №1

храм Посейдона  в Пестуме  

 

Приложение №2

Парфенон – храм богини Афины Парфенос

 
 
 

Приложение №3

Копьеносец

Приложение №4

Афина Парфенос

 

Приложение №5

Ника Самофракийская

 

Приложение №6

Капитолий

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сравнительная характеристика искусства Древней Греции и Древнего Рима