Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:11, реферат
Что же такое ступа? На этот вопрос можно ответить по-разному. Это и архитектурное сооружение, это и памятник, и древняя форма захоронения, а так же метод работы с вредными энергиями местности, хранилище реликвий великих учителей и помощь в буддийской медитационной практике.
Цель работы: изучить ступы в раннебуддийской архитектуре, их происхождение, типологию, символику.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Происхождение ступ……………………………………………………………. 4
Типология и символика ступ…………………………………………………… 9
Символика ступы Просветления……………………………………………….. 12
Заключение…………………………………………………………………………. 17
Список используемой литературы и интернет ресурсов………………………... 19
Список иллюстраций………………………………………………………………. 20
Приложение………………………………………………………………………… 21
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы и интернет ресурсов………………………... 19
Список иллюстраций………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Что же такое ступа? На этот вопрос можно ответить по-разному. Это и архитектурное сооружение, это и памятник, и древняя форма захоронения, а так же метод работы с вредными энергиями местности, хранилище реликвий великих учителей и помощь в буддийской медитационной практике.
Цель работы: изучить ступы в раннебуддийской архитектуре, их происхождение, типологию, символику.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- изучить исторический аспект возникновения ступ;
- рассмотреть и изучить типологию и символику ступ;
- подробно изучить символику ступы Просветления.
Первые ступы появились в Индии ещё в добуддийские времена и изначально выполняли функцию памятников на могилах правителей античной Индии. Само санскритское слово «ступа» означает узел из волос" или «макушка», верхняя часть головы, а также «куча камней и земли». Традиция кремировать тела после смерти привела к тому, что захоронений в обычном понимании не было, было возможным лишь сохранить пепел или несгоревшие останки. В ступы помещались то, что осталось после кремации. Так, постепенно, ступы превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане личностей.
Согласно древним буддийским писаниям (Махапаринирванасутра), Будда сам распорядился, чтобы его ученик Ананда построил ступу над его останками. Таким образом, Будда перенял уже существующую традицию, но придал ступе абсолютно новое значение, а именно основу для подношений (Сутра взаимозависимого возникновения). В этом случае подразумеваются подарки, которые практикующие косвенно подносят Будде, потому что ступа, кроме всего прочего, символизирует ум Будды. Так можно накапливать позитивные впечатления, которые приведут к окончательному счастью, то есть Просветлению.
Когда в 478 г. до н.э. Будда умер и вернулся в необусловленное состояние, вначале его ученики начали ссориться между собой. Каждый представитель тогдашних королевств хотел взять к себе домой останки Будды. В итоге они нашли решение, и желанные реликвии были разделены между всеми восемью королевствами, в которых для этого построили по ступе. Согласно легенде, через два столетия реликвии из этих ступ были распределены императором Ашокой Маурья (годы правления около 265–239 до н.э.) между многочисленными ступами в его империи. В целом Ашока построил 84 000 ступ. Это количество не стоит понимать буквально, но это показывает, что Ашока как важный меценат буддизма построил невероятно огромное количество ступ.
Первые восемь буддийских
ступ с реликвиями Будды археологам
и индологам точно
Самые древние из частично сохранившихся ступ, историю возникновения которых связывают с Ашокой, находятся в Санчи и Бхархут в Индии, а также в Патане в Непале. Ступа в Санчи – диаметром 36 м и высотой 15 м. Эта постройка служит идеальным образцом ранних буддийских ступ. ( прил. 1.)
Древняя индийская ступа
состоит из следующих частей:
•одно- или многоступенчатая, часто круглая
основа (medhi-);
•большой полушар (anda);
•маленькая квадратная надстройка на нем (harmika-), окруженная забором;
•в центре постройки находится столб (yasti), который закреплен глубоко в куполе или еще глубже в земле, вместе с почетными зонтами он образует тонкую коническую верхушку;
•верхушка увенчана вазой (kalasa) или драгоценностью (mani);
•ступа часто окружена своего рода забором (vedika-), который изначально изготавливался из дерева, а позже из камня. Этот забор часто украшали бесчисленными рельефами, которые изображали, например, истории из жизни Будды;
•ворота (toranas) в четырех направлениях света также могли быть богато украшены. Во многих древних индийских ступах были найдены сосуды с реликвиями, которые в большинстве случаев были расположены вдоль центральной оси. Предполагается, что эти монументы изначально были оштукатурены белым цветом или разрисованы цветными красками. Вероятно, они были также частично украшены узорами, изготовленными из гипса.
Эта архаическая форма
постройки исторически
Следующая ступень развития в рамках истории строительства ступ происходила во II–I веках до н.э. в пещерных храмах на Западе Индии (например, Bedsa-, Bha-hja-). Приземистая основа ступы, существовавшая до этого, вертикально удлинилась, в результате чего была поднята ее основа. Купол покоился на цилиндрообразном конструктивном элементе, благодаря чему уменьшились его пропорции по сравнению с основой. Довольно ранним примером такой архитектуры пещерного храма является монастырский комплекс в Бхае, с типичным для этого храма залом Чайтья – большим залом со ступой в центре, которая датируется II веком до н.э. (прил.2.)
Эта форма, с высеченной в скале архитектурой храма, строилась до VII века н.э. В Аджанте в пещере можно найти восхитительную каменную ступу Махаяны V в. н.э. с изображением сидящего Будды. Вертикальное удлинение корпуса ступы получило развитие в Гандхаре.
Буддизм еще во времена Ашоки дошел до Гандхары - территории сегодняшнего Пакистана и Афганистана. Оба ранее упомянутые китайские паломники (Хуан Цанг и Фа Хьен) сообщали о нескольких ступах Ашоки, некоторые из них были обнаружены археологами только в последнее время (например, Бхаллар Топе севернее Таксила). Гандхара была значимым художественным центром. Здесь сливаются художественное влияние индийских, эллинистически-римских и персидских элементов в неповторимую смешанную форму, которую можно опознать по новым появившимся ступам с террасами. Круглая ступа теперь была поставлена на квадратный цоколь, который вскоре станет многоступенчатым и будет подниматься вверх с четырех сторон (например, Топ-и-Рустам в Балкх, Равак-ступа у Кхотана). Новый квадратный цоколь ступы снабжен пилястрами, аркадами и нишами, что является влиянием стиля эллинистических элементов. Возникшие таким образом ряды ниш давали место для размещения изображений Будды. Таким образом, в буддийской культуре было использовано новое направление в строительстве ступ. Как раз тогда, во время распространения буддизма Махаяны, изображение Будды стало впервые широко известным в обоих культурных центрах: Гандхаре и Матхуре (Уттар Прадеш).
Еще одним новшеством была так называемая ступа-башня, которая сыграла важную роль в развитии пагод Восточной Азии. В еще сохранившейся ступе-башне Канишки возле Пешевара, которая согласно путевым заметкам китайских паломников была отделана деревянными окнами, нишами и медной мачтой с тринадцатью кольцами, можно распознать начало развития китайских пагод. В Гандхаре можно найти также яркие примеры того, что ступа зачастую была неотъемлемой частью монастырского комплекса (Такхт-и-Бахи). (прил. 3.)
Ступы на Востоке Индии также строились по старому образцу. Известным примером являются ступы Амаравати (III в. до н. э.) и Нагарджунаконда (большая ступа монастыря Апарамахавинаселия построена наверняка во времена Нагарджуны), от которых, к сожалению, сохранились только основа и рельефные пластинки. В III и IV веках в качестве горизонтальной проекции здесь использовали центральный буддийский символ – колесо Дхармы.
Оба центра культуры времен Кушана, Гандхара и Матхура, сыграли очень важную роль в выражении следующего художественного стиля эпохи Гуптов (приблизительно 321–550 гг. н.э.). В конце III века ослабилась власть Кушанов, Северная и Центральная Индия с начала IV века попали под власть Гуптов. Важнейшие исторические места такие, как, например Бодхгайя (Бихар), где 2550 лет тому назад Будда достиг Просветления, были отреставрированы и возрождены. Сарнатх возле Варанаси, где Будда впервые дал поучения, стал значимым центром образования и искусства. Известная Ступа Дхамекх, которая обозначает это место, датируется археологами VI веком. В буддизме Махаяны монастыри часто сооружали в форме мандалы (поля силы), причем в центре могла стоять ступа, угловые точки сооружения также могли быть обозначены ступами. В качестве примера можно привести университетский город Наланда возле Раджгира (штат Бихар). (прил. 4)
Говорится, что это место лично посещали как Будда Шакьямуни, так и император Ашока. Наиболее значимой постройкой в центре всего комплекса Наланды является монументальная постройка, состоящая сегодня из большого центрального холма и четырех маленьких, похожих на башни, надстроек по углам. Изначально здесь стояла небольшая ступа, которая в определенный период была расширена и изменена. Предполагается, что изначальная маленькая ступа была построена императором Ашокой над еще более древней ступой Шарипутры - одного из двух ближайших учеников Будды.
Уже наиболее ранние ступы (Ступа в Санчи, 3 - 2 вв. до н. э.) имели каноническую 3-частную структуру: ступенчатое основание, массивный основной объём, венчающую часть в виде многоярусного зонта. Встречаются ступы полусферические (Индия, Шри-Ланка), квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколообразные (Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай). Обычная техника сооружения ступы, - облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре, ступы часто применяются раскраска и позолота.
В процессе создания ступ, связанных с разными этапами жизни Будды, в традиции тибетского и индийского буддизма сложилось восемь типов, отличающихся друг от друга определенными архитектурными деталями. У всех восьми ступ нижняя часть, включая «Львиный трон», и верхняя часть, от «Тре» и 13 колец, одинаковы. Средняя часть может иметь различные формы. Для строительства каждой ступы существуют особые каноны. Названия и символика восьми классических форм тибетских ступ связаны с жизнью Будды:
1) Ступа лотоса. Первая ступа данного вида построена ещё при жизни Будды и стояла в Лумбини. Главная часть имеет форму лотоса и символизирует рождение Будды.
2) Ступа Просветления или ступа победы над всеми препятствиями. Впервые построена Дхарма-королём Бимбисарой в Бодхгайе после Просветления Будды. Важнейшая форма из всех восьми. Символизирует цель буддийского пути - полное Просветление. Это означает освобождение от всех мешающих чувств, как и от тенденции их иметь и раскрытие всех способностей ума, особенно совершенной мудрости Будды. Она является одновременно символом преодоления всех препятствий, всех завес.
3) Ступа мудрости, или также ступа 16 ворот. Она была построена в связи с первыми поучениями Будды, которые он дал в Сарнатхе (Варанаси) - о «Четырёх благородных истинах».
4) Ступа чудес. Будда переубедил последователей неправильных взглядов с помощью чудес. Эта форма была построена человеком по имени Лисаби в Шравасти.
5) Ступа схождения с небес Тушита. Будда дал поучения своей матери в мире богов на небесах Тушита. Схождение из этого мира символизируется многими ступенями этой ступы, которая возникла в Шанкасе.
6) Ступа примирения, или ступа единства. Девадатта, двоюродный брат Будды, создавал трудности внутри сообщества практикующих. В связи с примирением была сооружена эта ступа в Раджгире.
7) Ступа совершенной победы. Незадолго до своей смерти Будда продлил свою жизнь по просьбе учеников на 3 месяца. Это произошло в Вайшали.
8) Ступа паринирваны. Эта форма символизирует вхождение в паринирвану в Кушинагаре. Главная часть имеет форму колокола, и это символ совершенной мудрости Будды.
У всех восьми ступ нижняя часть до львиного трона и верхняя часть после колец одинаковы. Середина имеет разные формы. В случае ступы лотоса, например, она состоит из лотосов.
Помимо приведённой выше, наиболее распространённой, классификации с развитием буддизма стали выделяться и другие виды ступ. Так, выделяют мемориальные (уддешика) и реликварные ступы.
Мемориальные ступы возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанными в джатаках, его последним рождением на земле, жизнью последующих буддийских учителей, важными вехами истории Сангхи, трагическими событиями, а также могут быть посвящены уважаемым людям. Реликварные ступы бывают двух видов:
Информация о работе Ступы в ранней буддийской архитектуре, типология, символика