Ступы в ранней буддийской архитектуре, типология, символика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:11, реферат

Описание

Что же такое ступа? На этот вопрос можно ответить по-разному. Это и архитектурное сооружение, это и памятник, и древняя форма захоронения, а так же метод работы с вредными энергиями местности, хранилище реликвий великих учителей и помощь в буддийской медитационной практике.
Цель работы: изучить ступы в раннебуддийской архитектуре, их происхождение, типологию, символику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
Происхождение ступ……………………………………………………………. 4
Типология и символика ступ…………………………………………………… 9
Символика ступы Просветления……………………………………………….. 12
Заключение…………………………………………………………………………. 17
Список используемой литературы и интернет ресурсов………………………... 19
Список иллюстраций………………………………………………………………. 20
Приложение………………………………………………………………………… 21

Работа состоит из  1 файл

Реферат Ступы в ранне буддийской архитектуре.docx

— 295.16 Кб (Скачать документ)

Шарирака - ступы, построенные над телесными останками,

Парибходжика - те, где реликвиями служат предметы, которыми просветленные пользовались при жизни.

К числу реликварных относятся практически все ступы, построенные по тибетским традициям, поскольку реликвии реализованных учителей выступают необходимой частью содержимого ступы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Символика ступы Просветления

Самой главной формой для  всех буддистов является Ступа Просветления, ведь это и есть цель любой буддийской практики - полное развитие человеческого  потенциала. Для буддистов благословение, исходящее от ступы, является отражением их собственного ума. Они знают, что  его истинные качества - это бесстрашие, радость и активное сочувствие. Поэтому  время, проведенное рядом со ступой, они используют для медитации.

В пояснениях к символике  ступы можно сильно углубиться в  детали, потому что каждая часть  ступы означает шаг на пути к Просветлению. Она указывает практикующему, следующему ступенчатому пути, на уровень его  личного развития. Согласно Гега Ламе, Ступа Просветления разделена на три части: нижняя часть, исполненная в форме квадратного цоколя, так называемый Львиный трон (тиб. seng khri), образует основу для Просветления. Над ней возвышается собственно ступа, разделенная на две части. Нижняя часть, включающая четыре ступени, вазу и маленькую квадратную часть (тиб. bre) - это Ступа Причин (тиб. rgyu 'i mchod rten). Она показывает причины для Просветления. Верхушка ступы от колец и выше показывает результат, т.е. само Просветление, и называется Ступа Результатов (тиб. 'bras bu'i mchod rten).

У первого Джамгена Конгтрула есть объяснения 21 части Ступы Просветления, в которых он точно описывает каждую ступень, начиная с зарытой в земле или заложенной в фундаменте вазы-сокровищницы, символизирующей качества тела Будды. За ней объясняется значение основания как символ десяти позитивных действий тела, речи и ума, и Прибежища (Будда, его Учение и сообщество практикующих), представленные в виде трех маленьких ступеней.

Львиный трон символизирует  четыре бесстрашия Будды. Два диска  лотоса символизируют шесть освобождающих  действий (санскр. парамит). Покрывающая сверху трон плита выражает четыре неизмеримых: любовь, сочувствие, сопричастную радость и равностность. (Существуют также пояснения, в которых четыре неизмеримых символизируют первые четыре ступени над троном.)

Над Львиным троном, который, как уже упоминалось выше, символизирует  основу Просветления, располагается  собственно ступа и выражает ступенчатый  путь в виде пяти путей. Первые три  ступени символизируют путь накопления, четвертая ступень и основа, на которой располагается ваза, символизирует  путь соединения, и сама ваза соответствует  «семи ветвям пробуждения» на пути видения. В вазе, в маленькой нише, находится статуя Будды, которая  также выражает аспект на Пути видения, а именно распознание природы  ума, и символизирует освобождение из круга перерождений. Маленькая  квадратная часть над вазой (тиб. bre) соответствует уровням Бодхисаттвы со второго по десятый и символизирует Восьмеричный благородный путь на пути медитации. Начиная с тринадцатого кольца описывается путь не - учения, что уже выражает Просветление. Тринадцать колец символизируют десять аспектов мудрости Будды и знание трех времен: прошлого, настоящего и будущего. Защищающий зонт показывает преодоление всех страданий, гирлянда - выдающиеся достоинства состояния Будды. Верхушка ступы состоит из месяца, солнца и драгоценности. Месяц символизирует относительный Просветленный настрой и мудрость Будды, солнце - безграничное сочувствие и абсолютный Просветленный настрой. Драгоценность выражает неразрушимую природу ума и исполнение всех желаний. Внутри ступы в качестве центральной оси находится дерево жизни, которое символизирует разные аспекты мудрости Будды. (прил.6)

Элементы  ступы Просветления

1. Драгоценная ваза. В  основание ступы вливается драгоценная  ваза. Она означает восемь приносящих  счастье знаков, но главным образом  символизирует неисчерпаемые качества  тела Будды.

2. Основная плоскость. Это плоскость, «удерживающая землю». Символизирует десять позитивных действий тела, речи и ума.

3. Три ступени над основной  плоскостью. Эти три ступени символизируют Три Драгоценности - прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе.

4. Львиный трон. Выше трех  ступеней находится высокий квадратный  блок, представляющий трон. На нем  часто изображены снежные львы. Этот так называемый Львиный  трон символизирует непобедимость  Дхармы и четыре вида бесстрашия  Будды.

5. Малый и большой лотосы. Следующие два уровня представляют  малый и большой лотос. Они  символизируют Шесть освобождающих действий (парамит), а именно: щедрость, осмысленное поведение, терпение, усердие, медитативное сосредоточение и мудрость.

6. Квадратная поверхность  трона. Она состоит из большой  квадратной плиты. Четыре угла  символизируют Четыре неизмеримых: неизмеримую любовь, неизмеримое сочувствие, неизмеримую радость и неизмеримую равностность. Будда-аспекты сидят преимущественно на львином троне, лотосе, солнечном и лунном диске. Таково и здесь значение этого основания. После того, как у человека развивается внимательность по отношению к своим действиям и тем самым он принимает на себя ответственность за свою собственную жизнь, он обращается к Прибежищу и развивает Просветленный настрой ума. Это - основание для начала практики Дхармы. Следующая часть, от первой ступеньки над троном до вершины ступы, символизирует так называемые Пять путей. Все развитие, начиная с первого контакта с освобождающим учением и до полного Просветления, может быть описано как пять путей: Путь накопления, Путь соединения, Путь видения, Путь медитации и Путь без учения. Эти Пять путей можно объяснить в соответствии либо с Малой Колесницей, либо с Великой. Люди, которые обладают потенциалом Махаяны, развили Просветленный настрой и очищаются от завес в уме, двигаясь по пути накопления в Великой Колеснице. 
7. Первая ступенька над троном. Символизирует малый Путь накопления. Она показывает «Четыре вида внимательного рассмотрения» - внимательность к телу, к чувствам, к мыслям и ко внешним явлениям.

8. Вторая ступенька над  троном. Символизирует средний Путь  накопления. Здесь должны быть  осуществлены «Четыре вида совершенного  отказа», что означает: 1) отказаться  от всех негативных действий; 2) не забывать об этом; 3) совершать  позитивные действия; 4) постоянно  их умножать. 
9. Третья ступенька над троном. Символизирует большой Путь накопления и состоит из «Четырех чудесных опор»: поворота к Дхарме, непоколебимой выдержки, однонаправленной концентрации и точного исследования. 
10. Четвертая ступенька над троном. Представляет пять способностей на пути соединения: доверие, усердие, внимательность, медитативную концентрацию и мудрость.

11. Неизменная основа, поддерживающая  вазу. Символизирует пять сил  на пути соединения, которые выражают  полное развитие пяти способностей  предыдущей ступени.

12. Ваза. Символизирует семь  ветвей Пробуждения на пути  видения: глубокую внимательность, глубокое распознавание явлений,  глубокое усердие, глубокую радость,  глубокий навык, глубокую медитацию  и глубокую уравновешенность. В  Великой Колеснице это равнозначно  достижению первой ступени Бодхисаттвы.

13. «Тре» над вазой (квадратная поверхность для вершины ступы). Эта часть соответствует промежутку от второй до десятой ступени Бодхисаттвы. «Тре» указывает на «восьмеричный путь Благородных» на пути медитации: правильный взгляд, правильное понимание, правильную речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильную внимательность и правильное медитативное сосредоточение. 
14. Древо жизни (оно внутри ступы, и его не видно). Это центральный стержень ступы. Древо символизирует «десять видов трансцендентального знания», различные аспекты мудрости Будды. На пути без Учения достигается полное Просветление.

15. Тринадцать колец символизируют  «десять сил», то есть десять  аспектов мудрости Будды плюс  «три существенных воспоминания» - то есть знание трех времен: прошлого, настоящего и будущего.

16. Зонт и его соединительная  деталь. Этот зонт, который является  одним из восьми приносящих  счастье символов, означает преодоление  всех страданий. 
17. Луна. Символ относительного Просветленного настроя и мудрости Будды. 
18. Солнце. Символ неограниченного сочувствия («подобного лучам солнца») и абсолютного Просветленного настроя.

19. Драгоценный камень. Символизирует  неразрушимую природу ума и  исполнение всех желаний, ясный  свет ума.

20. Статуя Будды (в вазе). Она показывает познание природы  ума на Пути видения и полное  освобождение из круга перерождений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведя небольшую исследовательскую  работу, были изучены ступы в раннебуддийской архитектуре, их происхождение, типологию, символику. Более подробно была рассмотрена символика ступы Просветления.

В ходе работы были сделаны  следующие выводы:

- первые ступы появились  в Индии ещё в добуддийские времена и изначально выполняли функцию памятников на могилах правителей античной Индии. Само санскритское слово «ступа» означает узел из волос" или «макушка», верхняя часть головы, а также «куча камней и земли». Традиция кремировать тела после смерти привела к тому, что захоронений в обычном понимании не было, было возможным лишь сохранить пепел или несгоревшие останки. В ступы помещались то, что осталось после кремации. Так, постепенно, ступы превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане личностей;

- название ступа характерно только для Индии и Непала; в Шри-Ланке применяется название дагоба, в Мьянме - зеди ипато, в Таиланде - ичеди и пранн, в Лаосе - тхат, в Тибете и Бутане - чортен, в Монголии  - суварга; в России (Бурятия, Калмыкия, Тыва, Алтай) - субурган, в Китае и Вьетнаме - бао та, пагода;

- уже наиболее ранние  ступы (Ступа №1 в Санчи, 3 - 2 вв. до н. э.) имели каноническую 3-частную структуру: ступенчатое основание, массивный основной объём, венчающую часть в виде многоярусного зонта. Встречаются ступы полусферические (Индия, Шри-Ланка), квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколообразные (Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай). Обычная техника сооружения ступы, - облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре, ступы часто применяются раскраска и позолота;

- В процессе создания  ступ, связанных с разными этапами  жизни Будды, в традиции тибетского и индийского буддизма сложилось восемь типов, отличающихся друг от друга определенными архитектурными деталями.  У всех восьми ступ нижняя часть, включая «Львиный трон», и верхняя часть, от «Тре» и 13 колец, одинаковы. Средняя часть может иметь различные формы. Для строительства каждой ступы существуют особые каноны. Названия и символика восьми классических форм тибетских ступ связаны с жизнью Будды;

- согласно взглядам буддистов, ступы обладают магической силой добра, и помогают людям, их посещающим, внести гармонию в свою жизнь, и очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели.

- с распространением буддизма из Индии (в основном через торговые пути) ступы стали сооружаться за её пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме,Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены великолепные ступы различных форм. Ступы также проникли в Китай, Корею и Японию, Тибет. Монголию, Бурятию, Тыву, Калмыкию. Часто, приходя в новую часть Азии, ступы принимали несколько иную форму или и обретали свои особые архитектурные черты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы и интернет ресурсы

1. Жуковский В. И., Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: уч. пособие./ В. И. Жуковский, Н. П. Копцева. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005,- 402 с.

2. Александрова Н. Географическое пространство в картине мира буддиста-паломника./ Н. Александрова. -  М.: ИВ РАН: Крафт+, 2004, - 78 с.

3. Ступы: символы Просветления Тартанг Тулку // Буддизм России. — 1999. № 31. 

4. http://stupaman.org - сайт о буддийских ступах со всего мира;

5. http://chakrasamvara.ru - статья о ступах;

6. http://planetaludey.com - статья о символике буддийских ступ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список иллюстраций

  1. Ступа в Санчи III в. до н.э.
  2. Монастырский комплекс в Бхае, с типичным для этого храма залом Чайтья – большим залом со ступой в центре, которая датируется II веком до н.э.
  3. Монастырский комплекс Такхт-и-Бахи.
  4. Университетский город Наланда возле Раджгира (штат Бихар).
  5. Ступа Просветления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

1.   2.

 

 

 

3.

4.

 

5.


Информация о работе Ступы в ранней буддийской архитектуре, типология, символика