Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:11, реферат
Что же такое ступа? На этот вопрос можно ответить по-разному. Это и архитектурное сооружение, это и памятник, и древняя форма захоронения, а так же метод работы с вредными энергиями местности, хранилище реликвий великих учителей и помощь в буддийской медитационной практике.
Цель работы: изучить ступы в раннебуддийской архитектуре, их происхождение, типологию, символику.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Происхождение ступ……………………………………………………………. 4
Типология и символика ступ…………………………………………………… 9
Символика ступы Просветления……………………………………………….. 12
Заключение…………………………………………………………………………. 17
Список используемой литературы и интернет ресурсов………………………... 19
Список иллюстраций………………………………………………………………. 20
Приложение………………………………………………………………………… 21
Шарирака - ступы, построенные над телесными останками,
Парибходжика - те, где реликвиями служат предметы, которыми просветленные пользовались при жизни.
К числу реликварных относятся практически все ступы, построенные по тибетским традициям, поскольку реликвии реализованных учителей выступают необходимой частью содержимого ступы.
Самой главной формой для всех буддистов является Ступа Просветления, ведь это и есть цель любой буддийской практики - полное развитие человеческого потенциала. Для буддистов благословение, исходящее от ступы, является отражением их собственного ума. Они знают, что его истинные качества - это бесстрашие, радость и активное сочувствие. Поэтому время, проведенное рядом со ступой, они используют для медитации.
В пояснениях к символике ступы можно сильно углубиться в детали, потому что каждая часть ступы означает шаг на пути к Просветлению. Она указывает практикующему, следующему ступенчатому пути, на уровень его личного развития. Согласно Гега Ламе, Ступа Просветления разделена на три части: нижняя часть, исполненная в форме квадратного цоколя, так называемый Львиный трон (тиб. seng khri), образует основу для Просветления. Над ней возвышается собственно ступа, разделенная на две части. Нижняя часть, включающая четыре ступени, вазу и маленькую квадратную часть (тиб. bre) - это Ступа Причин (тиб. rgyu 'i mchod rten). Она показывает причины для Просветления. Верхушка ступы от колец и выше показывает результат, т.е. само Просветление, и называется Ступа Результатов (тиб. 'bras bu'i mchod rten).
У первого Джамгена Конгтрула есть объяснения 21 части Ступы Просветления, в которых он точно описывает каждую ступень, начиная с зарытой в земле или заложенной в фундаменте вазы-сокровищницы, символизирующей качества тела Будды. За ней объясняется значение основания как символ десяти позитивных действий тела, речи и ума, и Прибежища (Будда, его Учение и сообщество практикующих), представленные в виде трех маленьких ступеней.
Львиный трон символизирует
четыре бесстрашия Будды. Два диска
лотоса символизируют шесть
Над Львиным троном, который, как уже упоминалось выше, символизирует основу Просветления, располагается собственно ступа и выражает ступенчатый путь в виде пяти путей. Первые три ступени символизируют путь накопления, четвертая ступень и основа, на которой располагается ваза, символизирует путь соединения, и сама ваза соответствует «семи ветвям пробуждения» на пути видения. В вазе, в маленькой нише, находится статуя Будды, которая также выражает аспект на Пути видения, а именно распознание природы ума, и символизирует освобождение из круга перерождений. Маленькая квадратная часть над вазой (тиб. bre) соответствует уровням Бодхисаттвы со второго по десятый и символизирует Восьмеричный благородный путь на пути медитации. Начиная с тринадцатого кольца описывается путь не - учения, что уже выражает Просветление. Тринадцать колец символизируют десять аспектов мудрости Будды и знание трех времен: прошлого, настоящего и будущего. Защищающий зонт показывает преодоление всех страданий, гирлянда - выдающиеся достоинства состояния Будды. Верхушка ступы состоит из месяца, солнца и драгоценности. Месяц символизирует относительный Просветленный настрой и мудрость Будды, солнце - безграничное сочувствие и абсолютный Просветленный настрой. Драгоценность выражает неразрушимую природу ума и исполнение всех желаний. Внутри ступы в качестве центральной оси находится дерево жизни, которое символизирует разные аспекты мудрости Будды. (прил.6)
Элементы ступы Просветления
1. Драгоценная ваза. В
основание ступы вливается
2. Основная плоскость. Это плоскость, «удерживающая землю». Символизирует десять позитивных действий тела, речи и ума.
3. Три ступени над основной плоскостью. Эти три ступени символизируют Три Драгоценности - прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе.
4. Львиный трон. Выше трех
ступеней находится высокий
5. Малый и большой лотосы.
Следующие два уровня
6. Квадратная поверхность
трона. Она состоит из большой
квадратной плиты. Четыре угла
символизируют Четыре неизмеримых: неизмеримую
любовь, неизмеримое сочувствие, неизмеримую
радость и неизмеримую равностность. Будда-аспекты
сидят преимущественно на львином троне,
лотосе, солнечном и лунном диске. Таково
и здесь значение этого основания. После
того, как у человека развивается внимательность
по отношению к своим действиям и тем самым
он принимает на себя ответственность
за свою собственную жизнь, он обращается
к Прибежищу и развивает Просветленный
настрой ума. Это - основание для начала
практики Дхармы. Следующая часть, от первой
ступеньки над троном до вершины ступы,
символизирует так называемые Пять путей.
Все развитие, начиная с первого контакта
с освобождающим учением и до полного
Просветления, может быть описано как
пять путей: Путь накопления, Путь соединения,
Путь видения, Путь медитации и Путь без
учения. Эти Пять путей можно объяснить
в соответствии либо с Малой Колесницей,
либо с Великой. Люди, которые обладают
потенциалом Махаяны, развили Просветленный
настрой и очищаются от завес в уме, двигаясь
по пути накопления в Великой Колеснице.
7. Первая ступенька над троном. Символизирует
малый Путь накопления. Она показывает
«Четыре вида внимательного рассмотрения»
- внимательность к телу, к чувствам, к
мыслям и ко внешним явлениям.
8. Вторая ступенька над
троном. Символизирует средний Путь
накопления. Здесь должны быть
осуществлены «Четыре вида
9. Третья ступенька над троном. Символизирует
большой Путь накопления и состоит из
«Четырех чудесных опор»: поворота к Дхарме,
непоколебимой выдержки, однонаправленной
концентрации и точного исследования.
10. Четвертая ступенька над троном. Представляет
пять способностей на пути соединения:
доверие, усердие, внимательность, медитативную
концентрацию и мудрость.
11. Неизменная основа, поддерживающая
вазу. Символизирует пять сил
на пути соединения, которые выражают
полное развитие пяти
12. Ваза. Символизирует семь
ветвей Пробуждения на пути
видения: глубокую
13. «Тре» над вазой (квадратная
поверхность для вершины ступы). Эта часть
соответствует промежутку от второй до
десятой ступени Бодхисаттвы. «Тре» указывает
на «восьмеричный путь Благородных» на
пути медитации: правильный взгляд, правильное
понимание, правильную речь, правильные
действия, правильный образ жизни, правильное
усилие, правильную внимательность и правильное
медитативное сосредоточение.
14. Древо жизни (оно внутри ступы, и его
не видно). Это центральный стержень ступы.
Древо символизирует «десять видов трансцендентального
знания», различные аспекты мудрости Будды.
На пути без Учения достигается полное
Просветление.
15. Тринадцать колец
16. Зонт и его соединительная
деталь. Этот зонт, который является
одним из восьми приносящих
счастье символов, означает преодоление
всех страданий.
17. Луна. Символ относительного Просветленного
настроя и мудрости Будды.
18. Солнце. Символ неограниченного сочувствия
(«подобного лучам солнца») и абсолютного
Просветленного настроя.
19. Драгоценный камень. Символизирует
неразрушимую природу ума и
исполнение всех желаний,
20. Статуя Будды (в вазе).
Она показывает познание
Заключение
Проведя небольшую исследовательскую работу, были изучены ступы в раннебуддийской архитектуре, их происхождение, типологию, символику. Более подробно была рассмотрена символика ступы Просветления.
В ходе работы были сделаны следующие выводы:
- первые ступы появились в Индии ещё в добуддийские времена и изначально выполняли функцию памятников на могилах правителей античной Индии. Само санскритское слово «ступа» означает узел из волос" или «макушка», верхняя часть головы, а также «куча камней и земли». Традиция кремировать тела после смерти привела к тому, что захоронений в обычном понимании не было, было возможным лишь сохранить пепел или несгоревшие останки. В ступы помещались то, что осталось после кремации. Так, постепенно, ступы превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане личностей;
- название ступа характерно только для Индии и Непала; в Шри-Ланке применяется название дагоба, в Мьянме - зеди ипато, в Таиланде - ичеди и пранн, в Лаосе - тхат, в Тибете и Бутане - чортен, в Монголии - суварга; в России (Бурятия, Калмыкия, Тыва, Алта
- уже наиболее ранние ступы (Ступа №1 в Санчи, 3 - 2 вв. до н. э.) имели каноническую 3-частную структуру: ступенчатое основание, массивный основной объём, венчающую часть в виде многоярусного зонта. Встречаются ступы полусферические (Индия, Шри-Ланка), квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколообразные (Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай). Обычная техника сооружения ступы, - облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре, ступы часто применяются раскраска и позолота;
- В процессе создания ступ, связанных с разными этапами жизни Будды, в традиции тибетского и индийского буддизма сложилось восемь типов, отличающихся друг от друга определенными архитектурными деталями. У всех восьми ступ нижняя часть, включая «Львиный трон», и верхняя часть, от «Тре» и 13 колец, одинаковы. Средняя часть может иметь различные формы. Для строительства каждой ступы существуют особые каноны. Названия и символика восьми классических форм тибетских ступ связаны с жизнью Будды;
- согласно взглядам буддистов, ступы обладают магической силой добра, и помогают людям, их посещающим, внести гармонию в свою жизнь, и очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели.
- с распространением буддизма
из Индии (в основном через торговые
пути) ступы стали сооружаться за её пределами.
На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме,Камбод
Список используемой литературы и интернет ресурсы
1. Жуковский В. И., Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: уч. пособие./ В. И. Жуковский, Н. П. Копцева. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005,- 402 с.
2. Александрова Н. Географическое пространство в картине мира буддиста-паломника./ Н. Александрова. - М.: ИВ РАН: Крафт+, 2004, - 78 с.
3. Ступы: символы Просветления Тартанг Тулку // Буддизм России. — 1999. № 31.
4. http://stupaman.org - сайт о буддийских ступах со всего мира;
5. http://chakrasamvara.ru - статья о ступах;
6. http://planetaludey.com - статья о символике буддийских ступ.
Список иллюстраций
Приложение
1. 2.
3.
4.
5.
Информация о работе Ступы в ранней буддийской архитектуре, типология, символика