Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:17, реферат
Академический Малый Драматический Театр-Театр Европы принадлежит к числу интереснейших драматических площадок России.
Ту роль, которую МДТ играет в мировом театральном процессе, сложно переоценить. Во многом именно по многочисленным гастролям МДТ зрители и критики во всем мире могут судить о качестве и уровне современного российского театра. Узнаваемый стиль режиссуры Л.Додина, свежие трактовки известных текстов и убедительная игра актеров составляют рецепт заслуженного многолетнего успеха МДТ.
Глава 1
История МДТ…………………………………………………………………………4
Глава 2
Творчество Л.А. Додина: метод и школа…………………………….5
2.1 Школа «коллективной художественной души»……………8
2.2 Театральный идеал: Театр-дом, Театр-семья……………….9
2.3 Додин как трагедийный художник……………………………….12
2.4 Худ. Методология Л.А Додина……………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19
Видимо, с учетом того, что советско-российское
общество предпочитает метафизике прагматику,
Додин использовал более «
Додин так боролся за Театр-дом,
Театр-семью потому, что по личному
опыту и воспитанию знал: только
в семье и доме рождается то,
что, оплодотворенное любовью, несет
в себе любовь. Однажды у
Как видим, Лев Додин склонен говорить о той или иной модели театра в бытийных категориях... Его уговаривали, что репертуарный театр — пережиток, анахронизм, пророчили, что надорвется под этим бессмысленным и непосильным грузом, а он отвечал в духе философов-трагиков: «Это та тяжелая ноша, потеряв которую понимаешь, что тебя ничто не держит на земле».
Бился он, конечно, не за сохранение привычных организационных форм. Додинская модель театра — то единственное для него поле, где может быть (при соблюдении очень многих условий и правил) достигнут идеал: театр — коллективный художник с единой коллективной душой. Только Театр-дом — Театр духовного единства ансамбля — позволяет решать ключевую для Додина идею, унаследованную им от Станиславского, Немировича-Данченко, Товстоногова, Эфроса, Любимова (потому они и учителя), — идею художественного развития театра, а не только режиссера, актера, художника. Этой же идеей в разное время были охвачены Брехт, Стрелер, Вилар, Мнушкина, Планшон, Штайн... Хотя есть и блестящая плеяда мастеров, творящих по принципиально иным законам, — блуждающие звезды.
В национальных российских условиях, вероятно, лишь Театр-дом позволяет создать спектакль — продукт большой культуры, а не просто что-то дорогостоящее. Только труппа, выращенная с установкой на духовное единство ансамбля, способна мыслить в категориях жизни и времени. Лишь с такой труппой можно мало-помалу творить некий духовный контекст, из которого рождается «одухотворенное целое».
Додин видит все — в театре,
искусстве, жизни — в глубокой
сложной взаимосвязи. Его труд —
поиск всеобщих начал в эмпирике
пьесы, спектакля, репетиции, житейского
приключения, сенсационной новости
и бытового эпизода. «Если бы забыть
все концы и начала, а представить
себе, что это все — одно непрерывное
течение и сплетение событий...
Конфликтность — и в высокой теоретической мысли (от Аристотеля), и в театральной эмпирике — самый верный признак «драматического интереса» и надежный инструмент «построения спектакля». Спектакль «выстроен», когда «простроен» конфликт (здесь собраны в группу термины, особо чуждые театральной философии Додина).
Додин же — несомненно, вслед за Чеховым — само понятие конфликта перерабатывает в нечто совершенно иное. Одна из его очень характерных и очень важных режиссерских проповедей: «Люди трутся друг о друга. Могут разругаться, а в это время — сблизились. Один сказал «да», другой «нет», и несмотря на это — сблизились. А мы разлетаемся, как шарики. Диффузия — вот что происходит». На место мало интересующего его «конфликта» Додин решительно готов поставить интеллектуальное, нравственное, эмоциональное взаимопроникновения (иногда как результат конфликтных взаимоотношений).
Если попытаться выделить безусловно додинскую черту, присущую его творчеству во всех проявлениях, независимо ни от периода, ни от жанра, ни от значительности результата, таковой мы без колебаний назовем примат целого, абсолютное доминирование генеральной идеи над всеми, даже самыми существенными аспектами: актерским, сценографическим, музыкальным.
Целое — нелегкое понятие для всякого, в том числе драматического театра. В понимании Додина оно шире, чем спектакль, сезон, репертуар... Скорее под целым понимается судьба его театра со всей его творческой историей, за ход которой он отвечает как безусловный лидер. Целое — это освоенное и преломленное наследие великих предшественников. Это вся его творческая биография, которая, естественно, выходит за рамки «его и только его театра». Это живущие в нем идеи и чувства. Это сложное перекрещивание векторов его биографии с жизнью актеров, сценографов, музыкантов, драматургов.
Для Додина главное — глубоко укоренившееся восприятие жизни как психофизического целого, органического единства всего сущего на земле, как бы оно ни представлялось расчлененным и раскиданным по разным углам. Самое бессмысленное с его точки зрения занятие — деление на лагеря: правые и левые, христиане и мусульмане, архаисты и новаторы... Наибольшее художественное варварство — доопытное, «допробное» знание: кто кого и как должен играть. Оттого все репетируют всё.
Результат: в Михаиле Платонове
Сергея Курышева мерцают души игравшихся
им в «период проб» Трилецкого-
Включить артиста (каждого!) в процесс сотворения художественного целого спектакля (а шире — театра) и есть главная цель Додина — режиссера и педагога.
Фундаментальная черта его личности
и искусства в том, что он исповедует
веру. Вне принадлежности к вере
непонятны и необъяснимы «
Как трагедийного художника Додина, естественно, притягивает трагическая проблематика: безумие и фанатизм, насилие и непримиримость, предательство. Он бесстрашно исследует патологию индивидуального сознания и психические эпидемии («Повелитель мух», «Бесы», «Любовь под вязами», «Леди Макбет Мценского уезда», «Пиковая дама», «Чевенгур»). Одна из его неутихающих тревог — духовная неполноценность личности и общества («Кроткая», «Господа Головлевы», «Старик», «Братья и сестры», «Звезды на утреннем небе», «Пьеса без названия»...). В этих работах Додин, как и, может быть в первую очередь, в «Гаудеамусе» и «Клаустрофобии», рискнул прикоснуться к подлинному ужасу человеческого бытия, в особенности российского.
Додина не раз упрекали в пессимизме и мрачности, его театр называли театром жестокости и ужасов, его спектакли — клеветой на человека, народ, общество... Упреки раздавались в основном из уст начальственных и критических. Но зрительское притяжение к этому действительно не самому легкому и веселому искусству, порой и впрямь жестокому и беспощадному, не ослабевает десятилетиями.
«Бесы», до мучительности трудный девятичасовой спектакль, вышли в Санкт-Петербурге в зиму 1991–1992-го, самое психологически и физически тяжелое время за многие последние годы. Эта проникнутая скорбной трагической гармонией театральная поэма — одно из высших достижений искусства Льва Додина. Зрителю спектакль оказался нужен именно в это способное повергнуть в отчаяние время. Подтвердилась истина о том, что в лихолетье и годы безвременья человеческая душа ищет не отвлечения и развлечения, легкой наркотизации и проповеди забвения, а с двойным напряжением ожидает приятия ее надежд, тревог и мук. Человек хочет, чтобы его отчаяние принимали всерьез (подразумевается, конечно, мыслящий и страдающий человек, он-то и составляет прочную основу театральной аудитории Додина). Этот серьезный отклик он и находит в трагическом искусстве Льва Додина. При всей трагичности содержания в додинских спектаклях нет ни пессимизма, ни уныния, ни растерянности. Никто не может оспорить их наиболее очевидное качество: мощную, а иногда и сверхмощную энергетику.
При всей устойчивости философской
проблематики чисто художественная
методология Додина основана на принципе
резких колебаний, прежде всего жанрово-стилевых.
Каждый последующий спектакль почти
вызывающе отличается от предыдущего
и несет в себе тенденцию к
изменению художественного
«Дом» — «Возвращение Дон Жуана» (Э.Радзинского, Театр Комедии),
«Братья и сестры» — «Повелитель мух»,
«Звезды на утреннем небе» — «Возвращенные страницы» (произведения З.Гиппиус, Н.Гумилева, А.Ахматовой, В.Ходасевича, О.Берггольц, А.Твардовского, И.Бродского, В.Гроссмана, М.Булгакова, А.Солженицына, А.Платонова),
«Гаудеамус» — «Бесы»,
«Клаустрофобия» — «Вишневый сад»,
«Пьеса без названия» — «
«Молли Суини» — «Чайка».
Наиболее устойчивый принцип художественного
переключения с одной работы на другую
— резкий вираж. Как пример можно
вспомнить очевидную
После спектакля, рожденного естественно
и подготовленного многим — студенческими
«Братьями и сестрами», поездками
на русский Север, спектаклем МДТ
«Живи и помни» В.Распутина, еще
живой кровной памятью о
Вероятно, наивысшим достижением
МДТ как «коллективной
Нигде нет столь высокой меры
коллективного творчества, как в
пекашинской саге. Уже начиная
с «Повелителя мух», пропорции
авторства в спектаклях изменились.
Спектакли стали рождаться