Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:17, реферат
Академический Малый Драматический Театр-Театр Европы принадлежит к числу интереснейших драматических площадок России.
Ту роль, которую МДТ играет в мировом театральном процессе, сложно переоценить. Во многом именно по многочисленным гастролям МДТ зрители и критики во всем мире могут судить о качестве и уровне современного российского театра. Узнаваемый стиль режиссуры Л.Додина, свежие трактовки известных текстов и убедительная игра актеров составляют рецепт заслуженного многолетнего успеха МДТ.
Глава 1
История МДТ…………………………………………………………………………4
Глава 2
Творчество Л.А. Додина: метод и школа…………………………….5
2.1 Школа «коллективной художественной души»……………8
2.2 Театральный идеал: Театр-дом, Театр-семья……………….9
2.3 Додин как трагедийный художник……………………………….12
2.4 Худ. Методология Л.А Додина……………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19
Его генеральная установка —
включить живые жизненные токи, пульс
и дыхание жизни, ощущения плоти,
живой восторг перед жизнью, ужас
и растерянность перед ней
в предустановленный и зачастую
предвзято настроенный механизм
театрального мышления и чувствования.
Это не равно жизнеподобию. Жизнеподобие
— слово, которое вообще ничего не
объясняет. Всё зависит от взгляда
на проблему: можно сказать «
Для Додина единственная живая и плодотворная стихия — жизненная. «Жар-птица» Льва Додина — живая материя духа, обитающая в пространстве жесткого и умного построения.
Додин десятилетиями ищет способов защиты от самого, пожалуй, для него неприемлемого в театре — театрального «знания и умения», «сценического навыка», то есть с фатальной неизбежностью растущего у артиста арсенала профессиональных отмычек. С их помощью актер вступает на путь самоповтора или дублирования пути, пройденного прежде другими. Возможность противостоять процессу накопления театральной инерции Додин видит в том, чтобы переключить внимание с театрального опыта на жизненный, сфокусироваться на уникальности и вместе с тем всеобщности именно этой жизненной ситуации: «надо представить, что мы идем по дороге жизни, а не по дороге театра».
До начала репетиций содержание произведения еще как бы не существует для участников работы. Оно только, как говорит Додин, «предлагается к обсуждению, познанию и возрождению театром... Его надо выстрадать», и только тогда оно сможет стать содержанием спектакля, а не пересказанным, доложенным зрителю театральным сюжетом.
Вообще-то у Додина замысел будущего
спектакля имеется всегда. Тому подтверждение
— предварительная, как правило,
работа с художником, нередко изготовление
макета оформления уже к началу проб.
Но этому исходному замыслу
Истинный замысел и подлинное решение приходят только в совместной работе с актерами. И не потому, что артисты должны проглотить незаметно внедренную в них идею режиссера, да так, чтобы они со временем приняли ее за собственную. Додин уверен: жизнеспособен лишь замысел, совместно рожденный, имеющий десятки степеней углубления и уточнения. В конечном счете зрителю предстоит встреча с авторской волей Додина, но впитавшей в себя множество творческих воль (а не исполнительского энтузиазма) всех участников работы.
Пожалуй, присутствие в процессе проб человеческого (а не актерского) начала, человеческого по преимуществу — наиболее фундаментальная черта режиссерского метода Додина. Артисты часто слышат: нам нужно представить себе, что происходит между людьми, а не то, как сыграть эту пьесу в театре. На репетиции «Пьесы без названия» Додин останавливает артистов, которые репетировали Василия, Венгеровича и Осипа: «У вас сейчас действуют три персонажа — лакей, еврей и бандит. Это всё театр масок. А у людей все сложнее».
Человеческая сложность для Додина прежде всего сложность личности человека-артиста, которую не положено прятать в тень ради создания образа. Если что-либо от этой сложности не перейдет во внутренний состав роли — она пуста, нечему развиваться: хотели сотворить новую сущность, а выработали еще один сценический знак. Во время репетиций того же спектакля Додин обратился к Сергею Курышеву, примеривавшемуся к роли Платонова: «В лучшие моменты проб я вас узнаю в Платонове (многие привыкли думать, что лучшие моменты — когда артиста нельзя узнать. — В.Г.). Себя открыть надо, а не образ нащупать. Надо не образ открывать, а влюблять себя в это существо».
Спектакль долго репетируется в комнате. После выхода на сцену, иногда очень короткого, снова репетиционное помещение, которым может быть и рабочий кабинет Додина, и самое неожиданное место — например, зрительский буфет. Снова сцена. Комната. Многие спектакли начинали свою историю вообще вне театральных стен: «Вишневый сад» — в старинной шотландской усадьбе, затем — в поселке на Карельском перешейке, «Чайка» — на берегу озера вблизи селения Будогощь, «Пьеса без названия» — в конгресс-холлах парижского отеля «Home Plaza»...
В этих условиях пространство, среда
остаются не сценическими, определенными
замыслом и макетом, а каждый раз
предоставляют свободу для
Но прежде чем артисты окажутся
способны порождать собственные
рисунки и смыслы, надо изучить
очень и очень многое. На четвертом
месяце проб «Пьесы без названия»
Додин размышляет: «Чего нам не
хватает? Станиславский сказал бы —
этюда. Знаний». Предельно закономерное
сближение понятий «этюд» и «знание».
Для Додина этюд — это также
способ расширения познаний о персонаже,
пьесе, жизни, в ней текущей. Но еще
и инструмент связи вымышленной,
предлагаемой ситуации с собственным
житейским опытом, сближения системы
ориентации персонажа и своей
личной. На довольно отдаленном от начала
репетиционном этапе Додин
Серьезная проблема импровизационного самочувствия, над которой бьется Додин, — противоречие между накапливающимся репетиционным опытом и непредвзятостью сиюминутного зрительного, слухового и психического восприятия. «Для многих из вас часто готовое, то, что вы уже нарепетировали, гораздо важнее того, что происходит сейчас». А сиюминутно складывающееся, с оттенками непроизвольного восприятия и нечаянной реакции, — и есть то главное, ради чего до полуночи тянутся радостно-мучительные пробы. Чтобы избежать стагнации восприятия, формальных и механических реакций, Додин не устает перетряхивать пьесу, сцену, эпизод, меняет композицию, смысловой анализ, исполнителей ролей. Чтобы понять эстетическое додинское кредо, надо знать, что у него форма — производное от волнения, но никак не наоборот. Форма ищется постоянно, но она должна знать свое место (именно свое) в гораздо более увлекательном для Додина поиске...
Заключение.
Театр Додина с годами всё менее идентифицирует себя как «театр и только театр», а сам Додин себя единственно как режиссера: «Если говорить о жанре, то я скорее философ, размышляющий главным образом о себе, о своем понимании добра и зла, о том, что справедливо и что нравственно, а что подло и жестоко. Но поскольку я театральный режиссер, то эти свои размышления я воплощаю в ткани спектаклей».
Парадокс Льва Додина в то же время и парадокс театра — его одиночество публично. И даже не только публично, но в некотором роде и коллективно. Театр — единое духовное целое — коллективная художественная душа — среда для философствования и в то же время для наполнения образами — место, где Лев Додин бывает счастлив. «Я так счастлив бываю на репетициях — это своего рода приостановленное время. Так бывает, когда ты один».
Список литературы.
(Искусство. 2002. № 9);
( http://www.mdt-dodin.ru/ )
( http://www.teatralspb.ru/