Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:33, курсовая работа
Однако победа не означала, что можно перевести дух. Многие города лежали в развалинах; многие села и деревни были выжжены дотла; многие фабрики, заводы, коммуникации разрушены. Война унесла миллионы жизней, и стране не хватало рабочих рук. Стремясь в кратчайшие сроки достигнуть довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, партия руководила восстановительными работами небывалого масштаба.
Введение…………………………………………………………… ……3
Глава I. Выбор репертуара……………………………………………....4
МХАТ……………………………………………………………...6
Малый театр……………………………………………………….7
Ленинградский академический театр драмы им. Пушкина ……8
Судьба театров…………………………………………………….-
Глава II. Возвращение к лучшим классическим произведениям
М. Горького………………………….…………………………………....11
Глава III. Оживление в области искусства....…………………………....12
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы………………
Федеральное Государственное
Бюджетное Образовательное
Высшего Профессионального Образования
Пермский Государственный Институт Искусства и Культуры
Реферат на тему:
«Театр в первое послевоенное
десятилетие»
группы МК-11/1б
Огаркова Эльвира
Фокина Н.Н.
Пермь - 2011
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Выбор репертуара……………………………………………...
Глава II. Возвращение к лучшим классическим произведениям
М. Горького………………………….……………………………
Глава III. Оживление в области искусства....…………………………....12
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Ранним утром 9 мая 1945 был подписан акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил гитлеровской Германии «на суше, на море и в воздухе». Замолчали орудия, гремевшие на протяжении четырех лет. Советские люди праздновали Победу. На Красной площади в Москве до глубокой ночи бурлила счастливая толпа. Ликовала вся страна, ликовал народ, отстоявший свободу и независимость Родины.
Однако победа не означала, что можно перевести дух. Многие города лежали в развалинах; многие села и деревни были выжжены дотла; многие фабрики, заводы, коммуникации разрушены. Война унесла миллионы жизней, и стране не хватало рабочих рук. Стремясь в кратчайшие сроки достигнуть довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, партия руководила восстановительными работами небывалого масштаба.
В городах, особенно сильно пострадавших за годы войны, заново отстраивались школы, студенческие аудитории и общежития, концертные залы, картинные галереи. В Москве возводили новое здание Театра им. Вахтангова взамен старого, разбитого прямым попаданием фугасной бомбы. Строились новые театры в Сталинграде, Воронеже, Смоленске, Калинине. Правительство не жалело денег на восстановление очагов культуры. Новые театральные здания по своим размерам и по технической оснащенности были значительно лучше прежних, разрушенных или сожженных.
Помочь советским людям в их славных делах, вдохновить на новые трудовые подвиги – такая задача встала перед театральным искусством.
Глава 1.
Выбор репертуара.
Нелегко было сразу перейти с военных на мирные рельсы, сохранив прежнее напряжение и требовательность в творческой работе. Некоторые театральные деятели считали, что военная тема, серьезные пьесы надоели зрителям, что им надо показывать главным образом легкие, развлекательные спектакли.
В театральном искусстве тех лет на первый план выдвинулась проблема репертуара. На эту проблему и обратил внимание Центральный Комитет партии в постановлении «О репертуаре драматических театров и мерах по их улучшению», принятом 26 августа 1946 года. ЦК ВКП(б) поставил перед драматургами и работниками театров задачу решать коренные вопросы современности, «создать яркие, полноценные в художественном отношении произведения о жизни советского общества, о советском человеке…Наши драматурги и режиссеры призваны активно участвовать в деле воспитания советских людей, отвечать на их высокие культурные запросы, воспитывать советскую молодежь бодрой, жизнерадостной, преданной Родине и верящей в победу нашего дела, не боящейся препятствий, способной преодолевать любые трудности. Вместе с тем советский театр призван показывать, что эти качества свойственны не отдельным, избранным людям, героям, но многим миллионам советских людей»,- А.В. Луначарский.
Одной из ведущих тем послевоенной драматургии и театра продолжает оставаться тема героической борьбы нашего народа с фашистскими захватчиками. Это было закономерно, ибо в годы войны особенно ярко проявились лучшие качества советских людей.
Широкую популярность приобретает
пьеса Б.Ф. Чирскова «Победители», в
которой чувствуется
В спектакле Московского Художественного театра « Победители»(1947) возникали сложные и интересные образы руководителей и участников грандиозного сражения, решавшего судьбы не только одного большого города, но, может быть, и всей страны. Большой человеческой теплотой и целеустремленностью был проникнут образ генерала Муравьева, созданный Н.И. Боголюбовым. Мягко и просто сыграл старого, но отлично знающего свое дело генерала Пантелеева В. В. Готовцев. Точный и четкий по рисунку образ лейтенанта Федорова – И.М. Кудрявцева, подтянутого, с горящими глазами на исхудавшем сероватом лице, как бы олицетворял героические черты бесстрашных защитников города.
Ленинградский театр драмы имени Пушкина, избегая в отличие от МХАТа бытовой детализации, пошел по линии создания романтически приподнятого, эпического спектакля «Победители»(1946г., режиссеры В.П. Кожич, А.Н. Даусон).
С успехом прошли «Победители» в Азербайджанском театре имени А. Азизбекова и Грузинском театре имени Ш. Руставели, Казахском академическом театре драмы и Украинском театре имени И. Франко, в театрах Таджикистана, в Челябинске, Тамбове, Омске и других городах.
МХАТ.
Если в годы войны спектакли почти сплошь шли на аншлагах, то во второй половине 40-х годов актеры часто играли при незаполненных, полупустых залах.
Театры теряли зрителей не только потому, что они нередко ставили посредственные пьесы, но и потому, что их творческий почерк постепенно утрачивал прежнее своеобразие. Призывы к «равнению на МХАТ» раздавались и до войны, а в послевоенные годы подражание МХАТу стало почти повсеместным явлением. Между тем еще за год до смерти Немирович-Данченко с нескрываемой тревогой писал: «МХАТ подходит вплотную к тому тупику, в какой естественным, историческим путем попадает всякое художественное учреждение, когда его искусство окрепло и завоевало всеобщее признание, но когда оно уже не только не перемалывает свои недостатки, но еще укрепляет их, а кое-где даже обращает их в «священные традиции». И замыкается в себе и живет инерцией».
В 40-е годы коллектив театра понес тяжелые потери. Ушли из жизни актеры Б.Г. Добронравов, В.И. Качалов, И.М. Москвин, М.М. Тарханов, Н.П. Хмелев, художники-декораторы П.В.Вильямс и В.В Дмитриев. Театр с 1946 года возглавлял М.Н Кедров. Вслед за Кедровым принялись режиссировать и другие авторитетные актеры (Б.Н. Ливанов, В.А Орлов, В. Я. Станицын, В. О.Топорков. М. М. Яншин),хотя не все владели режиссерским мастерством. Имена Станиславского и Немировича-Данченко произносились в стенах МХАТа с прежним почтением, но спектакли театра не всегда соответствовали требованиям его основателей. «Большинство поставленных в МХАТе с середины 40-х и до середины 50-х годов произведений советских драматургов не выдерживали испытания временем и вскоре сходили со сцены, - писал А.В. Солодовников. – Художественный театр оказался в труднейшем положении. Возникло разительное противоречие между официальными премиями, которые МХАТ получал почти ежегодно, и отношением к театру зрителей. Посещаемость спектаклей неуклонно падала».
Малый театр.
В это время Малый театр
под руководством К. А. Зубова работал
активнее. Здесь чаще ставились новые
советские пьесы, а классический
репертуар выглядел и богаче, и
интереснее, чем в МХАТе. И прежде,
в 20-еи 30-е годы, в Малом театре
нередко появлялись постановки, отмеченные
печатью твердой режиссерской воли.
Но все же только при Зубове ориентация
по компасу режиссуры стала
Тем не менее и здесь не все было благополучно. Классика ставилась «хрестоматийно», согласно привычным канонам, и редкие исключения из этого правила (например, острая и смелая интерпретация «Мещан» М. Горького А. Д.Диким) лишь подтверждали его незыблемость. Романтические традиции, которые в конце 30-х годов наметились в спектаклях «Отелло» и «Уриэль Акоста», в 40-е годы в творчестве старейшего русского театра почти не ощущались.
Ленинградский академический театр драмы им. Пушкина.
Несколько иное положение сложилось в Ленинградском академическом театре драмы им. Пушкина, которым руководил режиссер Л. С. Вивьен. Тон здесь задавали крупные актеры, начавшие свой путь в конце 20-х – начале 30х-годов: А.Ф. Борисов, В.В. Меркурьев, Н.К. Симонов, К.В. Скоробогатов, Ю.В.Толубеев, Б.А. Фрейндлих, Н.К. Черкасов. При всем различии дарований каждый из них умел придавать сценическим образам крупный человеческий масштаб. Участие этих актеров делало спектакли Ленинградского театра им. Пушкина притягательными для зрителей. Но нередко, писала ленинградский театровед Р.М. Беньяш, «театр был вынужден идти на компромисс», принимая к постановке пьесы, где «видимая значительность изображаемых событий отнюдь не сопровождалась глубиной их анализа».
Судьба театров.
Творческие коллективы, еще недавно обладавшие бесспорной самобытностью, (Театр им. Евг. Вахтангова во главе с Р.Н. Симоновым, Театр им. Моссовета во главе с Ю.А. Завадским, Театр им. Ленинского комсомола во главе с И.Н. Бересневым, Ленинградский Большой драматический театр во главе с Н. С. Рашевской), во второй половине 40-х годов явно поблекли. Когда многие театры ставили одну и ту же пьесу, особенно бросалось в глаза однообразие решений. Казалось бы, режиссеры, силой обстоятельств вовлеченные в творческое соревнование, должны были продемонстрировать максимум выдумки, изобретательности, фантазии. На деле же их спектакли мало отличались один от другого.
Потере рядом театров их творческой индивидуальности способствовали случаи неоправданного администрирования. В 1949 г. режиссер А. Я. Таиров был отстранен от руководства Камерным театром. С уходом Таирова и актрисы А.Г. Коонен история созданного им коллектива оборвалась. В том же 1949г. Н.П. Акимов был смещен с должности художественного руководителя Ленинградского тетра Комедии. Театр утратил творческое своеобразие, жизнь его тянулась вяло до той поры, пока Акимов не возвратился сюда в 1955году в прежнем качестве главного режиссера.
Многие национальные театры создавали свои оригинальные спектакли о героях Великой Отечественной войны. В Киевском театре им.И. Франко и в Харьковском театре им. Т Шевченко была поставлена драма Любомира Дмитерко «Генерал Ватутин», Узбекский театр им. Хамзы показал пьесу Камиля Яшена « Генерал Рахимов», Грузинский театр им. Ш. Руставели –драму И. Мосашвили « Начальник станции». Далеко за пределами Белоруссии стала известна пьеса А. И. Мовзона о бесстрашном белорусском партизане – Константин Заслонов. В 1947 году она появилась на сцене Театра им. Я. Купалы (режиссер К.Н. Санников).
Тема войны решается в эти годы театрами художественно значительно многообразнее, чем в военную пору. Н.П. Охлопков, который так долго стремился к созданию подлинного героико-романтического спектакля, находит, наконец, опору в романе А. А. Фадеева «Молодая гвардия». Стремителен и энергичен темп спектакля. Обобщенная монументальная форма спектакля наполняется живым теплом, взволнованной мыслью, воздействует на сердце и разум. Постановка «Молодой гвардии» Охлопковым была принята и признана всеми как большая творческая победа не просто одного режиссера, а целого художественного направления.