Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:33, курсовая работа
Однако победа не означала, что можно перевести дух. Многие города лежали в развалинах; многие села и деревни были выжжены дотла; многие фабрики, заводы, коммуникации разрушены. Война унесла миллионы жизней, и стране не хватало рабочих рук. Стремясь в кратчайшие сроки достигнуть довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, партия руководила восстановительными работами небывалого масштаба.
Введение…………………………………………………………… ……3
Глава I. Выбор репертуара……………………………………………....4
МХАТ……………………………………………………………...6
Малый театр……………………………………………………….7
Ленинградский академический театр драмы им. Пушкина ……8
Судьба театров…………………………………………………….-
Глава II. Возвращение к лучшим классическим произведениям
М. Горького………………………….…………………………………....11
Глава III. Оживление в области искусства....…………………………....12
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы………………
Традиции романтически возвышенного
искусства развивает и
Иное стилевое направление
представляют спектакли Театра им.
Ермоловой, который возглавлял в
эти годы А. М. Лобанов. В январе 1945
года ермоловцы ставят пьесу Л.А.
Малюгина «Старые друзья». В этой
пьесе нет захватывающего сюжета,
острого конфликта, эффектных положений.
Лобанов сумел передать на сцене
тонкую, лирическую атмосферу «Старых
друзей», раскрыть поэтичность и
юмор пьесы. Своей искренностью и
задушевностью пьеса Малюгина полюбилась
зрителям всех возрастов и обошла
сцены большинства театров
Поэтические, лирические наполненные раздумьями о жизни современников спектакли Театра им. Ермоловой – «Счастье» П.В. Павленко, «Люди с чистой совестью» П. П. Вершигоры, «Далеко от Сталинграда» А.А. Сурова – выдвинули этот коллектив в авангард советского сценического искусства.
Вдумчивым, ищущим режиссером
проявляет себя Г.А. Товстоногов. В 1951
году он ставит в Ленинградском театре
им. Ленинского комсомола спектакль
о Юлиусе Фучике - «Дорогой бессмертия».
Этот спектакль воспринимался как
взволнованная драматичная
Едва ли не все театры страны обращаются к пьесе К.М.Симонова «русский вопрос», в которой боевая злободневность и острая публицистичность неотделимы от художественной выпуклости и яркости. Эта пьеса - взволнованный рассказ об американском журналисте Гарри Смите, который хочет, но не может сказать правду о Советской стране и миролюбии ее народа. Ему затыкает рот газетный магнат Макферсон, вокруг него сжимается кольцо безработицы, нищеты. У него отбирают дом, от него уходит жена. Но Смит не сломлен, он решает до конца бороться за правду.
Интересные и разные образы Гарри Смита представали перед зрителями. Черты писателя бойца подчеркивал в своем герое М.Ф. Астангов (Театр им. Евг. Вахтангова), умным и ироничным был Смит Р.Я. Плятта (Театр им. Моссовета), публицистический пафос Смита, его протест акцентировал М.И Царев (Малый театр), в свойственной ему мягкой манере играл эту роль А. А. Палевин( Театр им. Ленинского комсомола).
Среди интересных спектаклей
тех лет можно назвать
Глава 2.
Возвращение к лучшим классическим произведениям М. Горького.
Очень важное значение для углубления и развития реализма в сценическом искусстве тех лет имело обращение театров к драматургии Горького, к лучшим классическим произведениям.
В послевоенные годы советский театр поднимается на новую степень в освоении горьковского наследия. Театры стремятся расширить круг произведений Горького, идущих на сцене. Ярославский театр им. Ф. Волкова в 1953 г. первым поставил незавершенную пьесу Горького «Сомов и другие». Вслед за тем ее ставит Театр им. Моссовета. Другую неоконченную горьковскую пьесу – «Яков Богомолов»- показали Новосибирский театр «Красный факел», Центральный театр Советской Армии и другие коллективы. В репертуаре появляется целый ряд инсценировок прозаических произведений Горького: «Трое» (Театр им. Моссовета), «Фома Гордеев» (Театр им. Евг. Вахтангова), «Клим Самгин» (Ташкентский русский драматический театр).
То, что в 30-е годы было
завоевано вахтанговским
Философская углубленность, утверждение гуманистического начала в произведениях Горького позволяет театрам добиваться значительных удач в раскрытии самых сложных пьес Горького – «Старик» и «Фальшивая монета». В 1945 году «Старик» был поставлен Таировым в Камерном театре.
Новые грани, новые стороны
находят режиссеры, актеры и в
тех горьковских пьесах, которые
ставились ранее. «На дне» в Саратовском
театре им. К. Маркса, «Мещане» в Рязанском
областном драматическом
Но даже на таком ярком фоне выделяется как высшее достижение горьковского театра тех лет постановка «Вассы Железновой» Малым театром (1952г., режиссеры К. А. Зубов и Е.П. Велихов). Образ Вассы – большая творческая победа В.Н. Пашенной, как бы итог ее сценической жизни.
В постановке комедии Л.Н. Толстого «Плоды просвещения» режиссура Художественного театра (М.Н.Кедров, Н.Н.Литовцева, П.В. Лесли) блеснула искусством создания спектакля, в котором все элементы находятся в гармоническом единстве, каждый образ, каждая деталь имеют свое неповторимое место, составляя художественное целое. В основе спектакля лежало столкновение двух начал – народного и барского. Талантливо и ярко играли роли трех мужиков, приехавших в город покупать у барина землю, А.Н. Грибов, А.В. Жильцов и В.В. Грибков.
По всеобщему признанию «Плоды просвещения» являются лучшей постановкой классики на сцене МХАТ в послевоенные годы.
Глава 3.
Оживление в области искусства.
7 апреля 1952 года в газете
правда появилась редакционная
статья «Преодолеть отставание
драматургии», в которой резкой
критике подвергалась «теория»
бесконфликтности. Статья отмечала,
что сатира оказалась в загоне,
что литература и искусство
должны смело показывать
Оживление сценического искусства
сказывается и в том, что режиссеры
более смело и ново подходят к
произведениям русской и
Театры активнее обращаются
к Шекспиру, причем к самым сложным
его творениям, ища в них ответа
на волнующие вопросы времени. Рождается
новая концепция образа Гамлета,
которая получает воплощение в ряде
спектаклей. «Если в 30-40-е годы была
тенденция перетолковать
В таком духе и трактовал Н.П. Охлопков «Гамлета» в своей постановке на сцене Театра имени Маяковского, подчеркивая трагическое одиночество честного, доброго и умного человека в окружающем его порочном, лживом, преступном мире.
Строго и просто поставлен «Гамлет» на сцене Узбекского театра им. Хазмы. И сам Гамлет в исполнении Алима Ходжаева удивительно прост, без театральных метаний, эффектных порывов и поз.
Сдержанностью, простотой отличалось исполнение роли Отелло артистом Северо-Осетинского театра В.В.Тхапсаевым.
Н.П. Акимов, один из самых своеобразных режиссеров и театральных художников, обладающий острым чувством сценической формы, создает в эти годы два значительных спектакля. Он ставит никогда до этого не шедшую на советской сцене пьесу М.Е. Салтыкова-Щедрина «Тени»(1953) и комедию А.В.Сухово-Кобылина «Дело» (1955), почти забытую театрами.
Подъем общественной жизни находит свое отражение и в современной драматургии. Появляются пьесы острые, смелые, не боящиеся касаться реальных противоречий, болезненных явлений действительности.
Широкое распространение получает пьеса А.П. Штейна «Персональное дело», герой которой честный коммунист Хлебников невинно оклеветан и исключен из партии. Восстановление доброго имени Хлебникова и разоблачение опытного клеветника Полудина являлось отражением той огромной работы по восстановлению ленинских норм жизни, которую начала в эти годы партия.
В 1954 году появляется пьеса В. Розова « В добрый час!», поставленная в Центральном детском театре молодым режиссером А. Эфросом. Скромное, традиционное по художественным приемам произведение Розова неожиданно для многих оказалось свидетельством знаменательных перемен, происходивших жизни народа, в жизни искусства.
Заключение.
Театры послевоенной поры искали и обретали самобытность, прокладывали новые пути, утверждали свою эстетику. Процесс этот в каждом театре проходил по-разному и зависел от многих причин общего и частного характера. Трудно он протекал в коллективах давно сложившихся, обремененных устоявшимися, в чем-то устаревшими традициями,- в Малом театре, в Ленинградском театре им. Пушкина, хотя они обладали огромным и далеко еще не использованным богатством актерских сил.
Процесс приобщения советской сцены к современной
1945-1955 годы в истории
советского театра были
Список литературы.