Техника живописи и используемые в процессе творчества материалы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:15, контрольная работа

Описание

Акварельные краски были известны еще в древнем Египте, в древнем Китае и странах античного мира. Долгое время письмо ими считалось лишь одной из составляющих графического рисунка. Живопись акварелью в современном ее представлении возникла сравнительно недавно: в конце XVIII – начале XIX вв. Тогда она приобрела независимость и стала одной из самых сложных техник рисования.
Существует множество различных приемов исполнения акварельных работ. Эти способы можно выделить и классифицировать лишь условно, в зависимости от определенных факторов.

Работа состоит из  1 файл

18 вопрос.docx

— 33.58 Кб (Скачать документ)

Вопрос 18

Техника живописи и используемые в  процессе творчества материалы

Акварельные техники.

Акварельные краски были известны еще в древнем Египте, в древнем  Китае и странах античного  мира. Долгое время письмо ими считалось  лишь одной из составляющих графического рисунка. Живопись акварелью в современном  ее представлении возникла сравнительно недавно: в конце XVIII – начале XIX вв. Тогда она приобрела независимость  и стала одной из самых сложных  техник рисования.

Существует множество  различных приемов исполнения акварельных  работ. Эти способы можно выделить и классифицировать лишь условно, в  зависимости от определенных факторов.

В зависимости от степени  влажности бумаги выделим такие  акварельные техники, как «работа  по-мокрому» («английская» акварель) и «работа по-сухому» («итальянская» акварель). Интересный эффект дает работа по фрагментарно увлажненному листу. Кроме этого можно встретить и комбинации данных приемов.

Работа по-мокрому.

Суть этого приема заключается  в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой  лист. Степень его влажности зависит  от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после  того, как вода на бумаге перестает  «блестеть» на свету. При достаточном  опыте можно контролировать влажность  листа рукой. В зависимости от того, насколько наполнен водой волосяной  пучок кисти, принято условно  различать такие способы работы, как «мокрым-по-мокрому» и «сухим-по-мокрому».

Достоинства техники по-мокрому.

Такой способ работы позволяет  получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Особенно успешно этот метод используется в пейзажной живописи.

Сложности техники по-мокрому.

      Основная  трудность кроется в главном  достоинстве - это текучесть акварели. При наложении красок этим  методом художник нередко зависит  от капризов растекающихся по мокрой бумаге мазков, которые в процессе творчества могут получаться далеко не такими, как предполагалось изначально. При этом исправить лишь отдельный фрагмент, не затронув остальные, практически невозможно. В большинстве случаев переписанный участок будет дисгармонировать с общей структурой остального полотна. Может появиться определенная замызганность, грязь и т.п.

      Этот способ  работы требует постоянного самоконтроля, свободного владения кистью. Лишь  значительная практика позволяет  художнику некоторым образом  спрогнозировать поведение краски  на сырой бумаге и обеспечить  достаточный уровень контроля  над ее растеканием. Живописец  должен иметь ясное представление  о том, что он хочет и как  он должен решить поставленную  задачу.

 

Техника A la Prima.

 Это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски.

Достоинства техники A la Prima.

      Попадая  на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней  неповторимым образом, делая картину  легкой, воздушной, прозрачной, дышащей.  Не случайно, работу, выполненную  в такой технике, практически  нельзя скопировать, так как  каждый мазок по мокрому листу  уникален и неповторим. Сочетая  различные цветовые комбинации  с многообразием тональных решений,  можно добиться удивительных  переливов и переходов между  тончайшими оттенками. Метод а-ля  прима, поскольку он не предполагает  многократных прописок, позволяет  сохранить максимальную свежесть  и сочность красочных звучаний.

      Кроме этого,  дополнительным преимуществом данного  приема будет определенная экономия  времени. Как правило, работа  пишется «на одном дыхании», пока  лист влажный (а это 1-3 часа), хотя, при необходимости, можно  дополнительно намочить бумагу  в процессе творчества. В быстрых  по выполнению набросках с  натуры и эскизах этот метод  незаменим. Уместен он и при  выполнении пейзажных этюдов, когда  непостоянные состояния погоды  обязуют к быстрой технике  выполнения.

      При письме  рекомендуется составлять смеси  из двух, максимум из трех цветов. Лишняя краска, как правило, ведет  к замутнению, к потере свежести, яркости, цветовой определенности. Не увлекайтесь случайностью  пятен, каждый мазок призван  отвечать своему назначению —  строго согласовываться с формой  и рисунком.

Работа «по-сухому».

 Заключается в том,  что краска наносится на сухой  лист бумаги одним-двумя (однослойная  акварель) или несколькими (лессировка) слоями, в зависимости от идеи  художника. Этот способ позволяет  обеспечивать хороший контроль  над растекаемостью краски, тональностью и формой мазков.

Однослойная акварель «по-сухому».

Как видно из названия, в  данном случае работа пишется одним  слоем по сухому листу и, как правило, в одно-два касания. Это позволяет  сохранить чистоту цветов на изображении. По мере необходимости можно «включить» краску другого оттенка или цвета  в нанесенный, но еще не высохший слой.

Однослойный метод сухим-по-сухому более прозрачен и воздушен, чем  лессировка, но не имеет красоты  мокрых переливов, достигаемых техникой A la Prima. Однако в отличие от последней, без особых сложностей позволяет выполнять мазки нужной формы и тональности, обеспечивать необходимый контроль над краской.

Используемые в работе цвета, во избежание возникновения  грязи и замызганности, желательно продумывать и готовить заранее, в самом начале сеанса живописи, чтобы беспрепятственно их наносить на лист.

      В данной  технике удобно работать, заранее  наметив контуры рисунка, так  как нет возможности внести  корректировку дополнительными  слоями краски. Этот метод хорошо  подходит для графических изображений,  так как мазки на сухой бумаге  сохраняют свою четкость. Кроме  того, такую акварель можно писать  как за один сеанс, так и  за несколько (при фрагментарной  работе) с перерывами по мере  необходимости.

Другой способ исполнения однослойной акварели – мокрым-по-сухому, заключается в том, что каждый мазок наносится рядом с предыдущим, захватывая его, пока тот еще не просох. Благодаря этому образуется естественное смешение оттенков и мягкий переход  между ними. Для усиления цвета  можно влить кистью необходимую  краску в еще не просохший мазок. Работать надо достаточно быстро, чтобы  закрыть весь лист до того, как подсохнут  ранее нанесенные мазки. Это позволяет  создать красивые живописные переливы, а сухая поверхность бумаги способствует достаточному контролю над текучестью и очертаниями мазков.

Многослойная акварель (лессировка).

 Лессировками называется  способ нанесения акварели прозрачными  мазками (как правило, более  темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента складывается из цветов в его слоях. При работе в этой технике можно увидеть границы мазков. Но, так как те прозрачны, это не портит живопись, а придает ей своеобразную фактуру. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить и не размыть уже высохшие живописные участки.

Достоинства техники многослойной акварели.

      Пожалуй,  главным достоинством является  возможность создания картин  в стиле реализма, т.е. максимально  точно воспроизводящих тот или  иной фрагмент окружающей среды.  Такие работы внешне имеют  определенное сходство, например, с  масляной живописью, однако, в  отличие от нее, сохраняют прозрачность  и звонкость цветов, несмотря  на наличие нескольких слоев  краски.

      Яркие, свежие  лессировочные краски придают акварельным работам особую полнозвучность цвета, легкость, нежность и лучезарность колорита.

      Лессировка  — это техника насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными  рефлексами, техника мягких воздушных  планов и бесконечных далей.  Там, где стоит задача добиться  интенсивности цвета, многослойный  прием стоит на первом месте.

Лессировка незаменима в  затененных интерьерах и удаленных  планах панорам. Мягкость светотени  интерьера в спокойном рассеянном свете со множеством всевозможных рефлексов и сложность общего живописного состояния интерьера могут быть переданы лишь техникой лессировки. В панорамной живописи, где необходимо передать нежнейшие воздушные градации перспективных планов, нельзя пользоваться корпусными приемами; здесь можно достигнуть цели лишь при помощи лессировки.

      При письме  в данной технике художник  относительно независим в вопросе  хронологических рамок: не нужно  торопиться, есть время подумать  без спешки. Работу над картиной  можно разбить на несколько  сеансов, в зависимости от возможностей, необходимости и, собственно, желания  автора. Это особенно важно при  работе с изображениями большого  формата, когда можно отдельно друг от друга выполнять различные фрагменты будущей картины с их последующим финальным объединением.

      Благодаря  тому, что лессировка выполняется  по сухой бумаге, удается достичь  великолепного контроля над точностью  мазков, что позволяет максимально  воплотить свой замысел. Постепенно  нанося один слой акварели  за другим, легче подобрать необходимый  оттенок для каждого элемента  в рисунке и получить нужное  цветовое решение. 

Так же, работы могут выполняться в комбинированной (смешанной) акварельной технике, когда в одной картине гармонично сочетаются как приемы «по-мокрому», так и «по-сухому». Например, первый слой краски кладется на мокрую бумагу, для создания нужной размытости заднего плана (или/и отдельных фрагментов среднего и переднего планов), а затем, после высыхания бумаги, кладутся последовательно дополнительные слои краски при детальной прорисовке элементов среднего и ближнего планов. При желании используются и другие варианты сочетаний письма по-сырому и лессировки.

 

 Интересен способ работы  по фрагментарно увлажненному  листу, когда последний смачивается  не полностью, а лишь в некоторых  конкретных местах. Длинный мазок,  захватывающий как сухие, так  и влажные области бумаги, приобретет  неповторимые очертания, соединив, при своей общей непрерывности,  четкие контуры в сухих местах  с «растекшимися» в увлажненных. Соответствующим образом изменится и тональность такого мазка в разных по степени влажности областях бумаги.

По степени влажности  можно разделить не только рабочую  поверхность, но и волосяной пучок  кисти во время сеанса живописи. Конечно, это деление более чем  условно, так как, в зависимости  от желаний художника, одна и та же кисть может менять степень влажности  с каждым мазком. Вместе с тем  выделим работу сухой (отжатой) кистью, полусухой и мокрой, так как  мазки в этих случаях различаются  между собой.

      Мазок отжатой  кистью при письме «по-мокрому» обеспечивает меньшую «текучесть», позволяет лучше сохранять контроль над краской, наносимой на лист. При письме «по-сухому» такой мазок может покрывать бумагу лишь частично, «проскальзывая» (особенно это касается рельефной бумаги, среднезернистой и торшона), что представляет особый интерес для конкретных творческих решений.

Письмо полусухой кистью универсально и хорошо подходит для  письма на бумаге разной степени влажности. Конечно, в каждом случае будут свои особенности. Мокрой кистью пишут, как  правило «по-сухому», так как по влажной поверхности листа точечные мазки дают сильное «растекание» и плохо поддаются контролю. Вместе с тем мокрая кисть хорошо подходит для заливок, растяжек, отмывок и других приемов, когда требуется сохранить в кисти по возможности максимальное количество воды.

 

     

Существуют техники, когда  акварель смешивается с другими  красящими материалами, например, с  белилами (гуашью), акварельными карандашами, тушью, пастелью и др. И, хотя результаты также бывают весьма впечатляющими, такие техники не являются «чистыми».

В случае сочетания акварели с карандашами, последние дополняют  полупрозрачность красок своими яркими и ясными оттенками. Карандашами  можно или подчеркнуть некоторые  детали живописного изображения, делая  их четче, заостреннее, либо всю работу выполнить в смешанной технике, в которой в равной мере присутствуют линейные штрихи, мазки кисти и красочные разводы.

Пастель не так удачно соединяется  с акварелью, нежели карандаш, однако порой художники используют её, нанося пастельные штрихи поверх готовой акварельной  отмывки.

Тушь, как черная, так и  цветная, может быть использована вместо акварели. Однако тушь дает новые возможности  и обычно используется в отмывках кистью или рисунках пером. Сочетание  рисунка черной тушью и абстрактных  акварельных пятен, сливающихся  и пересекающих границы нарисованных тушью предметов, придает работе свежесть и выглядит оригинально.

Как правило, белила (непрозрачный красящий материал, например гуашь) в  смешанной технике используются для «упрощения» процесса живописи. Порой «резерваж» отдельных мест картины представляет определенную трудность, особенно когда эти места  маленькие и их много. Поэтому  некоторые художники пишут без  него, а затем «отбеливают» нужные места краской (например, блики на предметах, снег, стволы деревьев и  т.п.).

      При создании  одной работы возможно и комбинирование  различных материалов, например, кроме  акварели, в процессе живописи  употребляются и белила, и тушь  и пастель, в зависимости от  творческого замысла художника. 

Информация о работе Техника живописи и используемые в процессе творчества материалы