Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:45, дипломная работа
Основная цель и задача преподавания предметов изобразительного искусства в системе дополнительного образования - приобщение детей к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых в своей деятельности происходит творческая самореализация и нравственное саморазвитие человека, сохранение целостности его внутреннего мира. Главная задача педагога - «...сделать искусство пространством возможной творческой самореализации высшего Я растущего человека» (выделено А.А. Мелик - Пашаевым) через эстетическое воспитание детей средствами искусства и художественной педагогики.
Дипломная работа
слушателя отделения «Изобразительное искусство»
Тема: «Творчество учителя как
активный элемент художественного
образования (на занятиях керамикой
в системе дополнительного
Москва
2010 г.
Введение
Современные требования, предъявляемые к воспитанию и образованию, заставляют искать новые пути и способы формирования личности, адаптированной к новым социальным условиям, активизации и развития личностных качеств, необходимых для творческого преобразования социальной среды, созидания новых материальных и духовных ценностей.
Современное образование и воспитание направлено на становление нового человека - находящегося в движении, творческого, импровизирующего, доверяющего себе, мужественного, самостоятельного, способного к творческой самореализации «здесь и сейчас» (А. Маслоу). Исторически сложилось так, что специалисты по художественному воспитанию оказались первыми, кто двинулся в этом направлении: художественное образование или, лучше сказать, образование посредством искусства значимо не столько для появления художников или произведений искусства, сколько для появления лучших людей. Для нас важно мнение, высказанное А.Г. Асмоловым; «Я считаю, только тогда, когда искусство «пронзит» всю систему образования, оно (образование) станет той сферой, где рождаются ценностные и целостные миры» (выделено А.Г. Асмоловым), и далее автор продолжает: «Если понимать искусство как канал передачи личностных смыслов, то в школе все предметы, связанные с искусством должны стать не средством, а целью системы образования, осознаваемой как смысловая, понимающая педагогика».
Занятия в системе дополнительного
образования имеют хорошие
Основная цель и задача преподавания
предметов изобразительного искусства
в системе дополнительного
Квалификация учителя
Глава 1. Роль профессионализма и мастерства педагога в решении педагогических задач в процессе обучения изобразительному искусству
1.1 Профессионально-значимые и личностные качества педагога
Искусство-это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу.
Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека.
Признаком высокого мастерства учителя является умение правильно и результативно организовать и проводить учебный процесс, в совершенстве владеть современными методами и технологиями преподавания, обладать широким кругозором, способностью саморазвиваться и совершенствоваться. Опираясь на исследования ученых-педагогов, следует подчеркнуть, что интегрированный подход к освоению искусства требует серьезной подготовки педагога, предполагает активную деятельность разных видов художественного мышления, воображения, интуиции и фантазии. Отсюда, целью преподавания искусства в системе художественного образования является, прежде всего, развитие полихудожественных творческих возможностей учителя и учащихся, расширение горизонтов освоения окружающего мира, природы и культуры, формирование осмысленного отношения к искусству и воспитание интереса к прекрасному в жизни. Интеграцию в процессе освоения искусства следует рассматривать не только как условие освоения материала, но и как форму организации урока, занятия, «художественного события», то есть как педагогическую технологию.
Приобщаясь к искусству и духовной культуре, ребенок глубоко воспринимает проблемы духовного мира, общечеловеческих ценностей и стремится найти их в реальном мире. Именно учитель искусства должен помочь ребенку приобщиться к своей природной сущности, создать условия для развития его универсальных способностей: к целостному, образному мышлению, к сопереживанию с окружающим миром, к творческой деятельности. Общепризнано, что творческую личность может воспитать только творческая личность. В реальной жизни нетрудно заметить, что чем выше способность к творческой самореализации самого учителя, тем выше творческий потенциал его учеников.
Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств учителя как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т.е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности. Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей. Современные исследователи выделяют следующие свойства личности, структура которых, по их мнению, и составляет собственно педагогические способности:
способность делать учебный материал доступным;
творчество в работе;
педагогически-волевое влияние на учащихся;
способность организовать коллектив учащихся;
интерес и любовь к детям;
содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
педагогический такт;
способность связать учебный предмет с жизнью;
наблюдательность;
педагогическая
В преподавании изобразительного искусства весьма остро стоит проблема профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего уровня и морального совершенства. В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит. такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием. Духовно-творческий потенциал художника-педагога определяется как совокупность способностей, определяющих его самореализацию и саморазвитие, позволяющих реализовать творческие продуктивные потенции собственной деятельности и деятельности учеников. Важнейшим качеством, возвышающим педагогические способности до духовных, является любовь к ученику (Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой).
В.А. Сухомлинский писал: «Научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми, но педагогический труд - повседневное общение с детьми - углубляет любовь к человеку, веру в него». Эта любовь порождается стремлением воплотить себя в ученике, раскрыть для него путь к истине, к знанию: «через ученика учитель постигает себя и самореализуется».
На огромное воспитательное влияние личности учителя неоднократно указывали А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие педагоги. А.С. Макаренко считал, что без настоящего авторитета среди учащихся, без умелого поддержания с ними доброжелательных отношений и тактичной требовательности, без непрестанной работы педагога над совершенствованием своего характера невозможно осуществлять действенное воспитание.
Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека.
Теоретическое наследие и опыт А.С. Макаренко приобрели всемирное признание. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей". Некоторые исследователи рассматривают творческое самовыражение как одну из форм самореализации личности, выступающую доминирующим фактором деятельности учителя. Они исследует ориентацию на творческую самореализацию педагога как условие его профессионального самосовершенствования, дальнейшего педагогического осмысления, реализации современных психологических идей развития творческого потенциала личности в системе повышения квалификации и постбазового образования педагогов. Ш.А. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.
Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.
Каждый учитель, проявляя строгость и требовательность, разумеется, руководствуется самыми высокими целями, однако нужно, чтобы их реализация происходила в доброй, гуманной атмосфере, чтобы педагогический процесс был наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и доброжелательностью, переживанием успехов и утверждением достоинства каждого ребенка.
Педагогическая самореализация- это воплощение педагогом в своей профессиональной деятельности собственных намерений и образа жизни и ее сущность - особая специфическая деятельность, направленная на осознание собственных профессионально значимых личностных особенностей, адекватное и активное проявление их в педагогической деятельности. Она определяется как раскрытие в деятельности человека его сущностных сил, способностей, творческого потенциала.
Потребность в личном творчестве свойственна человеку от природы и предполагает сплетение воедино внутренних и внешних детерминант: первая - к более полному раскрытию внутреннего, природного потенциала человека, его потребностей и способностей, а также желания и стремления, воли к реализации и осуществлению «самости»; вторая - к освоению все более широкого спектра средств видения, понимания, выражения и реализации внутреннего потенциала. Связь между этими направлениями предполагает поиск и нахождение соответствия между культурными формами и природным потенциалом для того, чтобы культурные формы не искажали природного содержания: «Единство культурного и природного направления состоит в том, что без природного направления нечему осуществляться и реализовываться, а без культурного - нет форм, способов и средств этого осуществления».Для обеспечения процесса самореализации педагога-художника в рамках педагогической и художественной деятельности должны быть заданы оба направления, так как педагог-художник - это творческая личность, работающая в области образова-ния и в тоже время создающая произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Формирование и развитие такой личности способствует решению одной из важнейших проблем - проблемы творческой самореализации.
Задача современной педагогики состоит в поисках тех свойств личности, которые могут быть использованы для построения конструктивных, развивающих взаимодействий, возможных в условиях современного образовательного процесса. Таким свойством личности и является самореализация, которая формируется в результате отражения в психике успешных взаимодействий с объективной реальностью.
Профессиональную