Творчество учителя как активный элемент художественного образования (на занятиях керамикой в системе дополнительного образования)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:45, дипломная работа

Описание

Основная цель и задача преподавания предметов изобразительного искусства в системе дополнительного образования - приобщение детей к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых в своей деятельности происходит творческая самореализация и нравственное саморазвитие человека, сохранение целостности его внутреннего мира. Главная задача педагога - «...сделать искусство пространством возможной творческой самореализации высшего Я растущего человека» (выделено А.А. Мелик - Пашаевым) через эстетическое воспитание детей средствами искусства и художественной педагогики.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа по керамике.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

1.2 Соотношение личного творчества  учителя и творчества ученика  на занятиях керамикой

 

 

 

Детское творчество несет печать безудержной  энергии - колористической, цветовой, пластической. Личное творчество учителя является искрой, зажигающей огонь детского творчества, поэтому каждый учитель обязан находиться в постоянном поиске и делиться с учениками своими достижениями. Тот, кто не учится, не может научить учиться других.

 

Личностно-ориентированная педагогика базируется на гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс). Проведенный анализ научно-теоретических исследований данных авторов позволяет выделить некоторые аспекты гуманистической педагогики, такие как: развиваемая идея А. Маслоу «идеального колледжа» - учреждения, помогающего личности найти себя, где профессиональное самоопределение трактуется как производное от личностного; «открытые классы» (К. Роджерс), где каждый ученик самообучается и движется вперед соответственно своим возможностям, а учитель является консультантом. По мнению А. Маслоу, образование нельзя рассматривать просто как процесс обучения: «теперь это также процесс воспитания характера, формирование личности», перестройка личностных установок и ценностей учителя, которые реализуются в межличностном общении с учащимися и в новых методах обучения.

 

К. Роджерс создал свою собственную  концепцию обучения. По его мнению, традиционная педагогическая система  основана на иерархической структуре: руководство учителя, подчинение ученика, свободный личностный выбор не принимается во внимание, человек становится объектом исследования и манипулирования. В работе педагогов-художников в системе взглядов на обучение К. Роджерсом были выделены следующие принципы, когда учитель не только учит, но и создает условия для самореализации личности другого, то есть ученика:

 

 

1. Открытость опыту: быть тем,  кто ты действительно есть, принять  и проявить свое неповторимое  «Я». Право каждого человека  реализовать свой жизненный опыт  по-своему и найти в нем свой смысл - все это бесценные возможности жизни.

 

2. Принятие и понимание других: учитель должен быть чувствителен  и восприимчив по отношению  к качествам ученика, ценить  и принимать свой опыт и  опыт других таким, каков он  есть. Условия для появления значимого знания создаст учитель, способный тепло принимать учащегося, таким, каков он есть, способность понять его чувства.

 

3. Вера в свое «Я»: Все больше  ценить и доверять процессу, которым  сам является, чувствовать свои  собственные чувства, жить ценностями, которые они открыли в себе, выражать себя своим собственным, уникальным об разом.

 

4. Встреча с проблемами: учение, значимое для учащегося, имеет  обычно место в ситуациях,, воспринимаемых  как проблемные: разрешить учащемуся  на любом уровне соприкасаться с важными проблемами его жизни. Задача учителя - создание атмосферы в мастерской, помогающей возникновению учения, значимого для учащегося.

 

5. Конгруэнтность учителя: учитель  должен быть именно таким, какой  он есть на самом деле; должен осознавать свое отношение к другим людям. Учитель - живой человек, а не безличное воплощение требований программы или связующее звено для передачи знаний.

 

Все эти принципы, общие в преподавании изобразительного искусства, находят  свое практическое применение на занятиях керамикой в системе дополнительного образования. Педагог должен чутко реагировать на состояние учеников на каждом занятии, правильно оценивать их возможности. Педагог предлагает детям темы занятий в соответствии с программой, ставит им творческую задачу, предоставляя ученикам ее решение. Каждый из них находит свое, неповторимое решение, «лепит» свои переживания, настроения.

 

Каждое решение в этом случае будет верным, каждая слепленная ребенком фигурка или панно будут в  полной мере отражать его мироощущение на сегодняшний день.

 

При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый  путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, таких как  наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

 

Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить и зависимости  – все это в совокупности и  составляют творческие способности.

 

Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя керамики - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям деятельности.

 

Педагог дополнительного образования, воплощая в жизнь принципы К. Роджерса, работает на занятиях как художник, мастер. Он выполняет вместе с детьми поставленную им же задачу. Происходит процесс совместного творчества, во время которого дети могут наблюдать за работой педагога, перенимая у него приемы лепки или декорирования изделий. В процессе этой работы у него возникает творческое взаимодействие с учениками. Таким образом, в мастерской создаются наилучшие условия для творческого труда, дети раскрываются для общения, творческих находок.

 

Педагог помогает некоторым детям  в освоении приемов лепки, декорирования, росписи изделий. Многие ученики  сами, без помощи педагога, справляются  с выполнением творческой задачи.

 

Занятия в мастерской керамики школы «Ковчег» проводятся в разновозрастных группах по единой программе, но по принципу дозированной сложности. Дети младшего возраста чувствуют себя более уверенными в своих силах и в том, что получат необходимую помощь, работая рядом со старшими ребятами. Именно в смешанной возрастной группе малыши быстрее проходят период адаптации в коллективе, приобретают некоторую самостоятельность и свободу общения. В группах смешанного типа в учебном процессе создается благоприятный микроклимат, где общее психологическое пространство, равные позиции взрослого и ребенка дают им возможность понимать друг друга в процессе работы, адекватно выражать свои эмоции, проявлять волю. В ходе обучения педагог передает ребенку свою заинтересованность работой, удивляется и радуется вместе с ним. Именно это придает обучению яркий характер, делает его увлекательным, в этом суть игрового построения процесса образования. Педагог, являясь работающим художником - керамистом, преподносит детям только то, что ему самому интересно, делится с ними своими открытиями, творческими находками, находит увлекательное в любом предмете, занимая активную позицию в любом предлагаемом ребенку действии. Впоследствии роль педагога могут выполнять учащиеся старшего возраста, которые в данном случае учатся чувствовать ответственность за другого человека, что способствует формированию полноценной личности. Младшие,видя, как работает педагог и ребята старшего возраста, постепенно овладевают различными приемами лепки и декорирования изделий. Им нравится работать наравне со взрослыми, они привыкают к ответственному отношению к работе, что, несомненно, помогает им в освоении предметов школьной программы.

 

Опираясь на предложенные в программе  Б.М. Неменского «Изобразительное искусство  и художественный труд» формы проведения уроков, педагог использует разные формы занятий - путешествие, игра, восхождение, праздник и др. В частности, в игровой форме занятия учащиеся заменяют педагога на некоторое время.

 

Выполняя функции педагога, ребенок  демонстрирует ранее полученные знания, раскрывая свои способности организатора. Чрезвычайно важным в процессе обучения детей в мастерской керамики является условие фиксации успеха. Собственная когнитивная деятельность ребенка и ее результаты должны быть связаны только с положительными эмоциями. Педагог отмечает любой, даже самый малый успех ребенка, таким образом стимулируя его к дальнейшей продуктивной работе. На занятиях отмечается работа каждого ученика, выявляются достоинства каждой работы, а также поощряются старание и упорство, проявленные ребятами.

 

Необходимо отметить важность и  даже необходимость занятий керамикой  как для здоровых детей, так и  для детей с проблемами физического  и психического здоровья. Школа «Ковчег» в течение ряда лет является экспериментальной  площадкой Управления образования г. Москвы, где совместно обучаются и здоровые дети, и ребята с особыми образовательными потребностями. Таких детей становится все больше в современных школах, и занятия керамикой в системе дополнительного образования становятся важной частью коррекционной работы. Это требует от педагога проявлять большую гибкость в общении с детьми, психологическую и эмоциональную устойчивость. В этой связи можно выделить еще один аспект личного творчества педагога - постоянное повышение его профессионального уровня в области психологии и терапии искусствами. Работа с глиной в группе направлена на развитие и совершенствование личностных качеств учащихся: эмоциональной сферы и саморегуляции собственных эмоциональных реакций, развитие навыков межличностного общения со сверстниками и со взрослыми- педагогами.

 

Очень важной задачей в этой работе является знакомство особых детей с  профессиональными навыками работы с глиной, которые могут пригодиться  им в зрелом возрасте как в рамках профессиональной деятельности, так и в качестве хобби. С помощью занятий керамикой дети с проблемами могут преодолеть такие трудности моторной сферы как нарушения мелкой моторики рук, дискоординацию обеих рук, трудности переключения с одного движения на другое, повышенная утомляемость рук, трудности удержания позы тела и др. У них повышается уровень внимания, снижается утомляемость, они становятся более способными самостоятельно организовать свою деятельность. Развитие моторики рук у таких детей в процессе занятий керамикой происходит в результате накопления ими индивидуального двигательного опыта. Вторая важная проблема для этих детей- это нарушение межличностного общения. Их эмоциональное состояние и реакции являются специфическими, часто неадекватными ситуации. Кроме того, на поведенческом уровне у большинства таких детей отмечается повышенная утомляемость. В этом случае работа с глиной позволяет снять эмоциональное напряжение. Поэтому важной, и, может быть, основной задачей занятий керамикой для детей о особыми образовательными потребностями, является создание позитивной психотерапевтической среды, содействующей развитию и росту личности ребенка. Для легковозбудимых и гиперактивных детей работа с глиной становится спасением, так как она позволяет сосредоточиться на главном – создании образа, переключиться на более спокойный вид деятельности. Работа на занятиях керамикой позволяет обеспечить определенную, индивидуальную степень активности каждого ребенка в силу его потенциальных возможностей, но возможна и более пассивная форма усвоения учебного материала.

 

 

Глава 2. Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании

 

 

 

2.1 Выразительные средства керамики

 

Изготовления изделий художественной керамики - это ремесло и искусство, дошедшее до нас из глубины веков. Глина преданно служила человечеству на всем пути его долгой истории. Пластичность глины, ее способность после обжига превращаться в прочный и водостойкий материал, привлекли к ней внимание человека еще в эпоху мезолита, 10-16 тысяч лет до н. э. Археологические раскопки, проводимые на территории многих стран Европы, Африки, Азии, Америки подтверждают повсеместное развитие керамического ремесла. В дошедших до нас памятниках материальной культуры можно встретить замечательные по красоте изделия бытового назначения: посуду, украшения, всевозможные фигурки животных, птиц и многие другие предметы. Первые изделия из глины были хрупкими и очень боялись влаги, поэтому хранить в них можно было только зерно и другие сухие продукты. Но однажды, удаляя золу погасшего костра, человек заметил, что глинистая земля, которую он всегда брал для изготовления изделий домашнего обихода, под действием тепла стала прочной как камень. С тех пор человек стал обжигать глиняные изделия для придания им прочности. Чудесное превращение глины получило название “керамика”, что в переводе с греческого обозначает “глина”.

 

Понятие «керамика» включает все разновидности  изделий, выполняемых из глины. Открытие обжига сделало глиняную посуду древнего человека практичной. Керамические изделия  тогда выполняли способами налепа, ленточным, спирально-жгутовым - укладывали один на другой по спирали. В период позднего неолита, примерно 4 тысячи лет до н. э., керамические сосуды начинали украшать орнаментом, в котором преобладали мотивы круга и спирали, обозначавшие солнце, луну, молнию и другие магические силы, и покрывать многоцветными узорами. Такие изделия были найдены на юго-западе нашей страны (трипольская культура), странах Средней Азии, Ближнего Востока, Средиземноморья и других районах мира. Примером керамического мастерства того периода являются кувшины с узким горлом, разнообразные сдвоенные сосуды, напоминающие очертаниями современный бинокль, глубокие миски, расписанные черной, красной и белой глинами. Уже в тот период керамика достигла большой художественной выразительности. И только с изобретением гончарного круга (4 - начало 3-го тысячелетия до н.э.) резко упростился процесс изготовления керамических изделий, повысилась производительность труда.

 

Керамика в средневековой Европе предназначалась в основном для приготовления пищи, хранения продуктов и жидкостей. Небольшие размеры печей, найденных при раскопках, говорят о незначительных размерах производства. Вероятно, гончары селились там, где находились значительные запасы подходящей глины, переезжая на другое место по мере их исчерпания. Мастера экспериментировали с белой глиной, белым песком, измельченным горным хрусталем, кальцинированным оловом и свинцом. После росписи и обжига изделия покрывались толстым слоем свинцовой глазури и вновь обжигались.

 

В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования. Фарфор представляет собой наиболее совершенный вид керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздействию обеспечили фарфору широкие возможности применения в производстве изделий технического назначения, посуды, скульптуры, сувениров и других художественных произведений.

 

В число декорирующих материалов входят прозрачные и непрозрачные глазури. Для народных гончарных изделий характерно своеобразное применение прозрачных глазурей в виде частичного покрытия изделия, что создаёт игру матовой и блестящей поверхности. Технологий, с помощью которых можно наносить изображение на керамику, существует много. Однако, в рекламно-сувенирном производстве наиболее часто применяется одна из них. Это - так называемый метод «декорирования». При этом методе изображение наносится на поверхность (керамику или стекло) с помощью специально изготовленной «переводной картинки», после чего изделие обжигается в печи для закрепления этой картинки.

Информация о работе Творчество учителя как активный элемент художественного образования (на занятиях керамикой в системе дополнительного образования)