Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:29, реферат
Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Оно объявлялось "подражанием природе" - и "свободным формотворчеством"; "воспроизведением действительности" - и "самопознанием Абсолюта", "самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков, их идеологических установок, опорой на различные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства. Эта сложность, многогранность структуры не осознаётся и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность искусства то, как гносеологическую[1], то, как идеологическую, то, как эстетическую, то, как творчески-созидательную и т.д.
Введение…………………………………………………………………….2
Предмет изобразительного искусства.
Виды и жанры………………………………………………………………3
Особенности русской иконописи………………………………………….8
Портрет в изобразительном искусстве…………………………………..10
Пейзаж
История и тенденция жанра………………………………………………12
Натюрморт…………………………………………………………………18
Плакат………………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………….22
А рядом с этим в древней русской иконописи мы встречаемся с неподражаемой передачей таких душевных настроений, как пламенная надежда или успокоение в Боге.
Говоря об аскетизме русской иконы, невозможно умолчать о другой ее черте, органически связанной с аскетизмом. Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а потому подчинена его архитектурному замыслу. Отсюда изумительная архитектурность нашей религиозной живописи: подчинение архитектурной форме чувствуется не только в храмовом целом, но и в каждом отдельном иконописном изображении: каждая икона имеет свою особую внутреннюю архитектуру, которую можно наблюдать и в непосредственной связи ее с церковным знанием.
Помимо подчинения иконы архитектуре храма, в ней можно проследить симметричность живописных изображений.
Архитектурность иконы выражает
одну из центральных и существенных ее
мыслей. В ней мы имеем живопись, по существу,
соборную: в том господстве архитектурных
линий над человеческим обликом, которая в ней замечается,
выражается подчинение человека идее
собора, преобладание вселенского над
ПОРТРЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
ПОРТРЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ – это художественное высказывание, имеющее содержание и способ выражения (грамматику, стилистику). Какова тема любого портрета? На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека. Всеобщая (инвариантная) тема портрета – индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия. Независимо от того, сколько человек изображено на портрете – двое (парный портрет) или несколько (групповой), каждый из них на портрете обладает относительной автономией. На портрете могут звучать две, три темы и т.д., но каждая из них – тема индивидуальной жизни. Если темы теряют свою самостоятельность, портрет выходит за пределы своей жанровой специфики. Так, например, если темой выступает событие, перед нами не портрет, а картина, хотя ее герои могут быть изображены портретно.
На портрете человек, как правило, не «говорит». На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание. Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье и т.д.) – сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией. Для портрета характерен одушевленный покой.
Человек созерцающий предполагает разнообразное сочетание иных характеристик – социальное положение, национальность, возраст, религиозные и нравственные признаки, характер и др.
Замечено, что модель на портрете не смеется и не вызывает смеха. Портрет – серьезен. Модель на портрете изображена в серьезную минуту жизни. Портрет опускает то, что принадлежит простой случайности, мимолетной ситуации, присущей человеку в реальной жизни. В этом смысле портрет, по выражению Гегеля, «льстит» модели. Когда человек серьезен, он не смеется. Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится на границе с другими жанрами – этюдом, эскизом, «жанром» и т.п. Духовный аспект – главное в портрете. Содержанием серьезного может быть и трагическое и возвышенное.
Портрет, как и каждое художественное высказывание, реализует себя через композиционную форму. Она специфична для искусства. Композиционным инвариантом портрета выступает такое построение, в результате которого в центре композиции, в фокусе зрительского восприятия оказывается лицо модели. Не случайно композиционным симптомом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения называют «Выход из профиля» в фас. Исторические каноны в сфере композиции портрета предписывают определенную трактовку центрального положения лица по отношению к позе, одежде, окружению, фону и т.п.
Портрет не только изображает индивидуальность человека, но и выражает индивидуальность художественной личности автора. Портрет –«автопортретен». Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая. Портрет всегда в чем-то похож на автора, одновременно он в чем-то не похож на модель. Похожесть и непохожесть одинаково важны для портрета.
Портрет, который не превращает лицо в «вещь» и не живет только по каким-то совершенно абстрактным формальным законам, заключает в себе истину об индивидуальности Человека созерцающего (и модели и автора). Вот почему познавательная функция портрета – существенный и необходимый признак жанра портрета, его «архетипа». Это не мешает иным способам использования портрета (мемориального, репрезентативного, декоративного и др.) в соответствии с бытующей в искусствознании типологией портретного искусства.
В итоге можно дать следующее определение
жанра портрета в его классическом виде:
портрет раскрывает с позиций эстетической
категории «серьезного» и в рамках живописного стиля
истину человеческой индивидуальности
посредством одушевленного
Пейзаж
История и тенденции развития жанра
Пейзажи: история развития от Древнего Востока до средних веков
Пейзаж – это картина или изображение,
которое запечатлевает всё
Художники пейзажисты
появились еще в те давние времена, когда на
скалах в эпоху неолита были изображены
пейзажи природы. Так в пустыне Сахара, на
плато Тассилин-Аджер
Картины пейзажи: средние века, венецианская школа живописи
Сельский пейзаж начал выходить
за рамки родственных живописных жанров
в работах великого нидерландского мастера Патинера
и немецкого живописца
Картины маслом пейзажи были
выразительны и сильны у мастеров, представляющих
венецианскую школу. Художник Джорджоне
творил в начале XVI века и его произведение
«Гроза» (1506 год) отображает пейзажи леса,
весеннего пробуждения и грозной стихии.
Техника пейзажа настолько проникновенно
Единение человека и природы отныне постоянно отражено в работах известных мастеров: пейзажи осени и очаровательные пейзажи весны очень талантливо переданы в картинах «Спящая Венера» и «Три философа» художника Джорджоне. Венера, ослепительная девушка, сладко спит на фоне бушующей красоты природы южной Италии. Романтические пейзажи после этого произведения начали приобретать популярность у современников и потомков мастера. Итальянские пейзажи начинают покорять мир, яркое солнце и теплота природных красок увлекают за собой, хочется долго любоваться и оценивать эти пейзажи лета.
Гениальный Тициан, который возглавил итальянскую венецианскую школу, оказал огромное влияние на дальнейшие пейзажи художников, сумев показать величие и красоту природы. Деревенский пейзаж стремительно ворвался в моду, а графика пейзажей Тициана настолько тонка, что позволяет разглядеть даже маленькие штрихи и детали. Очаровательные пастухи и пастушки, ветвистые деревья и великолепные чащи, цветы пейзажи - так огромно наследие неутомимого гениального труженика Тициана.
Пейзажи художников мира XVII-XVIII века
Венецианская школа оказала влияние и на творчество известнейшего испанского художника Эль Греко, внесшего значительный вклад в такой жанр, как городской пейзаж. Живопись Эль Греко – знаменитый пейзаж «Вид Толедо» - является классическим примером, как городской пейзаж картины, когда серый, с серебристыми отблесками город освещен страшным и зачаровывающим светом грозы. Пейзажи города в противоборстве с природой кажутся сказочными и фантастическими, как две глыбы, два противоречия, которые сошлись в вечной борьбе друг с другом. Кто победит? Зритель сам ищет ответ на этот вопрос, и искусство пейзажа помогает каждому из нас найти истину.
Художник из Голландии Питер Брейгель
(старший) виртуозно донес образы и природу
своей родной суровой страны. Пейзажи зимы
Брейгеля рельефно отражают северные
широты Лапландии. Зимний пейзаж кисти
Брейгеля (старшего) оживляется фигурками
людей и зверей. Красота и торжественное
созерцание овладевают зрителями, а зимний
пейзаж - рисунок покоряет и влюбляет в себя.
Сила голландских пейзажей – в тихой прелести
изображения - лучшие пейзажи художников
Порселлиса и Влигера, Кейпа и Аверкампа,
эти пейзажи акварелью и
и т.д.................
Список использованной литературы
1. Алпатов М.В. Очерки по истории портрета. М. - Л., 1937.
2. Данилова И.Е. Вступительная статья к кн.: Портрет в европейской живописи портрета XV - начала XX века. М., 1975.
3. Басин Е.Я. К определению жанра портрета. Советское искусствознание, вып. 20. М., 1986.
4. Александров В.Н. История русского искусства / В.Н. Александров. - Минск: Харвест, 2004. - 736 с.
5. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств / М.В. Алпатов. - М., 1994.
6. Герман М. Модернизм / М. Герман. - СПб., 2003. - 480 с.
7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: в 2 кн. / Н.А. Дмитриева. - М., 1996.
8. Изобразительное искусство. Россия. ХХ век. - М., 1995.
9. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство / Т.В. Ильина. - М., 1993.
10. Казу С. Великие мастера европейского искусства / С. Казу, Е. Франки, А. Франчи; пер. с итал. - М.: СЛОВО, 2004. - 400 с.