Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:54, курсовая работа
Архитектура модерна была первым шагом в архитектурном развитии 20 в. Она искала единства конструктивного и художественного начал, вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в том числе новые, строительные и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст).
Введение ………………………………………………………………….3
Глава I Влияние общественных отношений на возникновение
нового стиля. Характерные черты стиля модерн. Предпосылки возникновения стиля модерн……………………………………………..
1.1Элементы модерна в становлении промышленности.
1.2 Элементы модерна в становление архитектурного искусства.
1.3 Особенности формообразования в стиле модерн.
1.4 Влияние стиля на цветообразование.
Глава II Конструктивные особенности стиля модерн в
современном архитектурном дизайне.
2.1Влияние эргономики на элементы конструкции в
стиле модерн.
2.2Влияние стиля модерн на образование современных
элементов на малую архитектуру.
Заключение.
Используемая литература.
Приложение.
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
«Көкше»академиясы «Дизайн» кафедрасы
КУРСТЫҚ ЖОБА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
ПЭНІ: «_ »
ДИСЦИПЛИНА
ТАҚЫРЫБЫ « »
ТЕМА
Орындаған Выполнил(а)
Тексерген_ Проверил(а)
Көкшетау 2010 ж.
Содержание.
Введение ………………………………………………………
Глава I Влияние общественных отношений на возникновение
нового стиля. Характерные
черты стиля модерн. Предпосылки
возникновения стиля модерн…………
1.1Элементы модерна в становлении промышленности.
1.2 Элементы модерна в становление архитектурного искусства.
1.3 Особенности формообразования в стиле модерн.
1.4 Влияние стиля на цветообразование.
Глава II Конструктивные особенности стиля модерн в
современном архитектурном дизайне.
2.1Влияние эргономики на элементы конструкции в
стиле модерн.
2.2Влияние стиля модерн на образование современных
элементов на малую архитектуру.
Заключение.
Используемая литература.
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ.
МОДЕРН-ИТОГ НОВЫХ ТЕХНИКО-КОНСТРУКТИВНЫХ СРЕДСТВ.
Модерн – архитектурный стиль конца XIX – начала XX вв. Стиль модерн появился благодаря применению новых технико-конструктивных средств. Модерн характерен свободной планировкой, что создает подчеркнуто индивидуальный облик зданий.
МОДЕРН строится из не образующих, казалось бы, никакой закономерности, причудливых, асимметричных форм, капризно извивающихся линий.
Стиль МОДЕРН параллельно развивает две тенденции: декоративную (капризные формы и контуры) и конструктивную (прямолинейность, ясное построение, четкость).
Перед стилем МОДЕРН ставилась задача создания синтеза искусств, поэтому был необходим общий формальный язык, зрительно объединявший целые произведения и их части. Основной выразительной формой и мотивом стиля модерн стала линия, но не прямая, а гибкая, живая, прихотливая, изящная, одухотворенная. Язык искусства МОДЕРНА — это абстрактные формы, но живые, органические, дышащие и растущие.
"МОДЕРН" (франц. moderne - новейший - современный) ("ар нуво", "югендстиль"), стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. 19 - нач. 20 вв. Представители "модерна" использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Х. ван де Велде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтош в Шотландии, Ф. О. Шехтель в России). Изобразительное и декоративное искусство "модерна" отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
Архитектура модерна была первым шагом в архитектурном развитии 20 в. Она искала единства конструктивного и художественного начал, вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в том числе новые, строительные и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст). Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы модерна восставали против симметрии и регулярных норм градостроительства. Богатейшие возможности формообразования, предоставленные новой техникой, они использовали для создания подчёркнуто индивидуализированного образного строя; здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление. Наряду со стремлением к необычным живописным эффектам, динамикой и текучей пластичностью масс, уподоблением архитектурных форм органическим природным явлениям (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта и Х. К. ван де Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля в России) существовала и рационалистическая тенденция: тяготение к геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости, порой даже пуризму (ряд построек И. Хофмана, И. Ольбриха в Австрии, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, поздние работы Шехтеля). Некоторые архитекторы начала 20 в. предвосхищали во многом функционализм, стремились выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд построек О. Вагнера в Австрии, П. Беренса в Германии, О. и Г. Перре во Франции).
ГЛАВА I ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОГО СТИЛЯ. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СТИЛЯ МОДЕРН. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТИЛЯ МОДЕРН.
1.1Элементы модерна в
Отсутствие
у модерна единой стилистической закономерности
было той его стороной, которая позволяла
использовать архитектуру как средство
рекламы в конкурентной борьбе торговых
и промышленных фирм, а также домовладельцев.
В конце XIX— начале XX в. в большинстве
стран Западной Европы, уже вступивших
в стадию империализма, существовали разновидности
модернистских направлений в искусстве
вообще и особенно в архитектуре и художественных
отраслях промышленности («югенд-стиль»,
«новое искусство», «сецессион» и др.).
Включение России в международную систему
империализма и усиление притока иностранного
капитала в русскую промышленность способствовали
распространению модерна и в нашей стране.
1.2 Элементы модерна в
Идея синтеза искусств пронизывает стиль модерн. Основой синтеза виделась архитектура, объединяющая все другие виды искусства - от живописи до моделей одежды. В архитектуре модерна проявилось органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Наиболее целостные примеры синтеза искусств дают особняки, павильоны, общественные здания эпохи модерна. Как правило, они построены словно "изнутри наружу", то есть внутреннее пространство определяет внешний облик здания. Фасады таких домов были несимметричны и походили на подобные организмам образования, напоминающие одновременно природные формы и результат свободного формотворчества скульптора. Особенно выразительны были интерьеры этих особняков с перетекающим пространством, изогнутыми очертаниями карнизов, круглящимися дверными и оконными проемами, богатым декором из резного дерева, цветного стекла, металла. Новейшие технико-конструктивные средства и свободная планировка были использованы для постройки зданий с подчеркнуто индивидуализированным обликом.
Творчество испанского архитектора А. Гауди является ярким и неповторимым примером создания единого образно-символического ансамбля причудливой архитектуры, словно вырастающего до небес, в котором сплелись воедино реальность и фантазия.
Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма, сочетающихся со сложным стилизованным растительным декором, ритмом гибких текучих линий и плоскостных цветовых пятен. В этом духе выполнялись произведения декоративного искусства: панно, мозаики, витражи, керамическая облицовка, декоративные рельефы, майоликовая скульптура, фарфоровые и стеклянные вазы и др. Картинам и графическим листам тоже придавались черты декоративной стилизации в духе модерн.
1.3 Особенности формообразования в стиле модерн.
Модерн
- новый стиль и первый этап развития новой
архитектурной системы.
Искусство любого времени неповторимо
и своеобразно. Но столь же верно и другое:
новизна новизне рознь. Новизна и значимость
отдельных периодов в развитии искусства
неравноценны. Есть периоды начинающие
и завершающие целые эпохи, периоды эволюционные
и революционные, периоды, заключающие
в себе и начала, и концы. В одних периодах
может быть больше от начал, в других -
от концов.
Периодом, завершающим целую эпоху в
истории архитектуры были 1830-1890е года.
Конечно, в зодчестве той поры содержатся
зачатки нового, но в целом по своим фундаментальным
характеристикам оно принадлежит уходящей
в прошлое эпохе.
Периодом, начинающим новую эпоху и в
этом смысле переломным, обозначившим
качественные изменения в типе организации
архитектурной системы и принципе формообразования,
стал в истории русского искусства рубеж
Х1Х-ХХ столетий и более точно - 1890-1910е года.
В архитектуре этого времени, при всем
многообразии течений и их видимой разнохарактерности,
следует выделить стиль модерн. Термином
"модерн" определяют архитектуру,
сознательно и резко восставшую против
подражательности, каноничности, выступившую
с программой обновления зодчества выражения
особенностей времени с помощью приемов
и средств, его характеризующих. Сколь
бы ни варьировались отдельные требования,
лозунгом модерна неизменно оставались
современность и новизна.
Противники модерна утверждали, что модерн
умер, оказавшись несостоятельным, не
выполнив своих громких деклараций, не
создав нового стиля. Они во многом правы.
Модерн действительно не создал нового
стиля в традиционном понимании, стиля
как системы единообразных художественных
форм, выполняющих роль стилеобразующего
фактора, стиля типологически родственного
архитектурным стилям, начиная от Возрождения.
При отказе от вынесения оценок и суждений,
исходящих из академической традиции
- основе архитектуры после Ренессанса,
модерн предстанет не как случайное и
несообразное отклонение от общих законов,
а как самостоятельное архитектурное
явление с присущим только ему художественным
языком, своеобразие которого определяется
специфическим миропониманием и подходом
к искусству.
Сравнение типа основных формообразующих
отношений модерна и эклектики обнаруживает
фундаментальное несходство обоих - программное
и фактическое.
Самая общая черта системообразующих
связей стиля модерн, представляющая кардинальное
качество архитектурной системы новейшего
времени, зарождающейся на рубеже веков,-
органическая целостность. Этот формообразующий
принцип, качественно отличный от механистичности
системообразующих связей зодчества нового
времени (термин условен и исключает оценочный
смысл), предполагает своеобразную диалогичность
организации архитектурной системы в
отличие от иерархичности монического
типа, свойственной организации архитектурной
системы, ведущей происхождение от Ренессанса.
Эклектика объективно представляет собой
период разложения системы, потому что
принцип ее организации (равнозначность),
характерный для будущего, не приведен
в соответствие с характером структурных
взаимосвязей, всецело принадлежащим
прошлому. Органическая целостность структурных
соотношений между элементами в зодчестве
ХХ в. столь же всеобъемлюща, как механистичность
архитектуры предшествующей ей культурно-исторической
эпохи и проявляется на всех уровнях -
в принципах формообразования, свойственных
архитектуре ХХв. в системах стиля модерн,
этапах его развития, архитектурных направлениях.
Соотношение полезного и прекрасного
в модерне характеризуется диалектическим
единством противоположных начал. Системы
художественных форм, сколько-нибудь родственной
ордеру или "стилям" эклектики, в
модерне не существует. Свойственному
эклектике и архитектуре нового времени
принципу проектирования здания "снаружи-внутрь",
от предустановленной формы плана и объема
к внутреннему расположению помещений,
в модерне противостоит противоположный
- "изнутри-наружу". Форма плана и
объема не задана изначально, а вытекает
из особенностей пространственно-планировочной
структуры сооружения.
Композициям эклектики, рассчитанным
на мгновенность восприятия преимущественно
с одной точки, соответствуют в модерне
композиции, предполагающие равно выигрышную
возможность длительного восприятия во
времени с разных точек зрения. Из этого
следует не противопоставление здания
среде, иерархическое деление пространства
на парадное и утилитарное, противопоставление
улицы внутренним дворам, а естественное
включение построек в окружение. Не сооружения,
организующие парадное пространство,
а здания в относительно однородном пространстве
- так можно сформулировать градостроительную
установку модерна. Она предполагает единство
сооружения и среды, уличного и внутридворового
пространства, ценностную однородность
различных по своему функциональному
назначению городских территорий.
Таковы в общих чертах принципы, характеризующие
систему стиля модерн. Но не только его,
а в равной степени "функционализма",
"брутализма", иначе говоря, всех
этапов и направлений современной архитектуры.
Модерн конкретизирует их, интерпретируя
в соответствии со своей художественной
программой. Общие закономерности современного
зодчества реализуются в формальной системе
приемов и средств, свойственных исключительно
модерну и определяющих его стилевую систему.
И наоборот. Особенности стилевой системы
модерна определяются в первую очередь
органической целостностью системообразующих
связей и диалогичностью типа организации
архитектурной системы новейшего времени.
Модерн можно квалифицировать как первый
этап современной архитектуры, находящейся
в постоянном становлении, видоизменяющей
свои формы и временные характеристики
в соответствии с требованиями момента,
но неизменно сохраняющей верность типу
системообразующих отношений, выражающемуся
в диалектическом единстве противоположных
качеств и элементов.
В этом контексте свойства модерна, выглядевшие
нарушением логики, тектоники и архитектурной
закономерности, уже не кажутся несообразностью
и прихотью. Они предстают в ином свете
- не как отказ от архитектурных норм вообще,
а как отказ от исчерпавших себя норм определенной
эпохи. Больше того, они свидетельствуют
о новаторстве модерна, давшего начало
новой архитектурной системе и создавшего
новую стилевую систему на основах, противоположных
системе нового времени, но в определенной
мере типологически родственных архитектурной
системе средневековья
Стилевая
целостность модерна достигается с помощью
"внутреннего" структурного единства
- органической целостности и неразъединимости
полезного и прекрасного при их неслиянности,
иными словами диалектичностью действия
механизма, преобразующего полезное в
прекрасное, превращающего форму, практически
полезную, одновременно и в художественно
выразительную.
Отсутствие в модерне визуального единообразия
компенсируется единообразной трактовкой
разнородных форм: разнородных по своему
значению, разнородных в смысле их прототипа.
Единообразие трактовки разнородных форм
и есть прием, который можно определять
как стилизацию (в отличие от стилизаторства
эклектики).
Для стилизаторства характерен избирательный
подход. Вырванные из живого контекста
архитектурных систем прошлого детали
копируются по возможности точно, но компонуются
по-новому в новых структурах. Стилизаторство
предполагает по возможности точное воспроизведение
мотивов, отдельных мотивов. Стилизаторство
- принцип формообразования эклектики,
стилизация - принцип модерна. В основе
стилизаторства лежит анализ, в основе
стилизации - синтез.
Используя формы первоисточника, отталкиваясь
от них, модерн стремится постичь тайны
их структурности, пытаясь во "внешнем"
передать "внутреннюю" целостность,
представить жизнь архитектурного организма
как жизнь целого, выявить не выразительность
каждого элемента, а общего, состоящего
из этих элементов, их связь между собой.
Предпочтение общего частному - отличительная
особенность стилизации. Ради того, чтобы
сделать единство элементов более ощутимым,
модерн не боится деформировать образец.
Стилизация не просто допускает, она предполагает
искажение, утрировку форм источника,
отказ от частностей во имя наглядности
передачи принципа, ибо цель ее - не исторически
достоверное воспроизведение отдельных
единичных форм прототипа, а создание
на их основе сооружения, формы которого
приведены в соответствие с духом современности.
Иначе говоря, стилизация стремится сделать
зримой идею архитектуры как организма,
неделимость полезного и прекрасного.
Исходя из этого, с помощью целой системы
приемов и "стилизуется" образец.
Приемы эти вкратце таковы. Модерн избегает
геометрически четких форм, прямых линий
и углов, строго вертикализма поверхностей.
Неуловимая кривизна помогает вдохнуть
"жизнь" в объемы, поверхности и детали
сооружений, лишая их сухости, определяя
своеобразную рисованность силуэта. Проекты
зданий модерна как будто не вычерчены
на доске, а набросаны от руки. Едва уловимая
неправильность или сознательно подчеркнутая
плавность, "органичность" форм наполняют
их трепетной подвижностью. Желанием выразить
изначально заложенную в каждом объекте
и стихийно проявляющую себя жизнь рождена
любовь модерна к бесчисленным вариантам
скользящих, извивающихся, волно-змееобразных,
подвижных линий, к "пульсирующим",
напряженным, стремительным или расслабленным,
"нетектоничным", "неустойчивым",
сужающимся или, наоборот, словно растекающимся
книзу формам, скругленным или срезанным
углам, трапециевидным мотивам. Здания
модерна лишены статики и застылости,
их композиция и форма подвижны, они как
бы пребывают в непрестанном становлении.
в плавно круглящихся и словно обрубленных,
со срезанными углами формах, выглядящих
внешне как антиподы, модерн увидел общее
- жизнь организма, разные проявления универсальной
силы жизни.
Угловатым, ломким, раздробленным линиям
эклектики соответствует своеобразная
атомистичность, мозаичность композиций,
изолированность каждого элемента, его
переносимость. Целостности композиции
модерна - слитность, обобщенность линий
и форм. Главная линия объединяет, сплавляет
детали в одно целое, снимая частности,
отмечая мелочи.
Модерн предпочитает четкие, лаконичные
формы, крупные пятна, ясные линии. Рисунок
орнаментального узора или архитектурной
формы всегда легко обозрим. Но это не
ясность классической формы, замкнутой,
уравновешенной, геометрически правильной.
Формы модерна вытекают или вырастают
одна из другой, где кончается одна и начинается
другая определить почти невозможно, каждая
одновременно завершение и начало следующей.
Любовь к эллиптическим, трапециевидным
формам, к круглящимся, мягко изгибающимся
или напряженным, "натянутым" линиям
обнаруживает новое понимание конструктивности
и устойчивости как чего-то динамичного
и гибкого, сопротивляющегося напору противостоящих
сил. Это ли не антипод привычной законченности
и уравновешенности - качествам, с которыми
ассоциировалось представление о прочности
и красоте в архитектуре после Возрождения.
Стилизация обнаруживает неспособность
модерна полностью отрешиться от подражательности,
от морального авторитета традиции, от
изобразительности и ассоциативности.
Одновременно ее проявление предполагает
достаточную смелость в сфере формотворчества,
делающую для модерна неприемлемой пассивное
воспроизведение внешних особенностей
прототипа, то есть стилизаоторство эклектики.
стилизация - порождение раннего этапа
современной архитектуры, не способной
еще обойтись без образца, но творчески
активной настолько, чтобы трансформировать
его в нужном направлении. Только через
стилизацию модерн может выявить целостность
своей системы.
По мере преодоления традиций стилизаторства
и овладения художественной выразительностью
утилитарной формы стилизация становится
менее откровенной и подчеркнутой, более
отдаленным и ассоциативным оказывается
сходство с прототипом. Начинает исчезать
изобразительный декор, орнаментация,
сходит на нет наглядная органичность
формы, рождающая ассоциации с природными
организмами или определенными историческими
источниками. Развитие не идет по прямой,
неоднократны повороты, отступления. Смысл
эволюции модерна предстает независимо
от объекта стилизации как процесс изживания
изобразительной формы.
Стилизация позволяет модерну обращаться
к самым разным источникам - к средневековому
зодчеству во всех его проявлениях, японскому,
рококо, античному, народному, к природным
образцам и новым конструктивным системам,
не утрачивая стилевого единства. Она
же снимает дилемму - что предпочтительней:
изучение старых мастеров или природных
организмов. Предпочтительным объявляется
и то и другое: "...кроме природы мы учимся
понимать прекрасное в произведениях
великих мастеров... изучение истории архитектуры
и искусства приобретает новый интерес:
мы учимся на манере старого мастера, мы
изучаем его произведения, не имея целью
копировать их в подходящем случае, но
изучая метод его творчества.
При этой постановке вопроса устраняется
спор о том, что предпочтительней: изучение
ли только природы или произведений знаменитых
мастеров".
1.4 Влияние стиля на цветообразование.
Цвет является одним из выразительных средств в организации пространства, позволяющий с одной стороны решать функциональные задачи, а с другой – средствами эстетического, художественного воздействия способствовать развитию гармонии в организации социального пространства. Профессионально используя цвет, как относительно подвижное средство, можно выявить функциональные особенности архитектурных сооружений и одновременно сообщить нам его высокие эстетические и функциональные достоинства. Эта тенденция цвета создала условия для его использования во всем многообразии.
Актуальность данного
Необходимо углубленное
Проблема феномена цвета, изучение и использование его характеристик в формообразовании, построении социально значимого пространства, занимало исследователей всегда. Понятие цвета становятся предметом внимания и размышления уже у античных философов, но Демокрит, Аристотель, Платон, рассматривают цвет еще с мифологических позиций, в духе того времени.
Естественно-научную основу понимания природы цветов впервые в ХVIIв. вводит. И. Ньютон. На основе опытов он доказал, что цвет не возникает в определенных условиях, а проявляется. Феномен цвета обрел физическую почву и утратил связь с мифологическими сущностями. Затем в ХVIII в. И Гете усовершенствует его научные достижение и предлагает классификацию цветов по физиологическому принципу. Систематика цвета Гете исходит отчасти из естественно-научных, отчасти из обобщения практического смешения красок художниками. Объемная система цветов была сконструирована на рубеже ХVIII и XIX в.в. Ф. Рунге, по его представлению цвет образовывал самоценный мир красок. Г. Гельмгольц уточняет вопрос об основных красках, и физиологическая оптика выявила триаду основных красок.