Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 04:34, курсовая работа
В средние века в Европе происходили бурные перемены в экономической, общественной и религиозной сферах жизни, что не могло не повлечь за собой перемен в искусстве. Во всякое время перемен человек пытается заново переосмыслить окружающий мир, идет мучительный процесс «переоценки всех ценностей», пользуясь крылатым выражением Ф. Ницше.
Введение …………………………………………………………….….. …….3
1. Социально-экономические условия и основные особенности живописи стран Северного Возрождения …………………………………….…..….….4
2. Наиболее выдающиеся представители и образцы живописи Северного Возрождения.……………………………………….….….…….…….…….…7
2.1. Германия……………………………………..….…….…….…….………7
2.2. Нидерланды……………………………………..….…….…….…………9
2.3. Франция……………………………………..….…….…….…….………13
2.4. Швейцария……………………………………..….…….…….…....……14
Заключение …………………………………………………………….....…17
Список использованной литературы …………………………………....…18
Приложение …………………………………………………………………20
______________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
КАФЕДРА РЕКЛАМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Курсовая работа студента I курса группы _______
(Ф. И. О. полностью)
ТЕМА: Живопись северного возрождения
Санкт-Петербург
2011
______________________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………
1. Социально-экономические условия и основные особенности живописи стран Северного Возрождения …………………………………….…..….….4
2. Наиболее выдающиеся
представители и образцы живописи Северного
Возрождения.……………………………………….….
2.1. Германия……………………………………..….…….…
2.2. Нидерланды……………………………………..….……
2.3. Франция……………………………………..….…….……
2.4. Швейцария……………………………………..….…….
Заключение
…………………………………………………………….....…
Список использованной литературы …………………………………....…18
Приложение …………………………………………………………………20
Введение
В средние века в Европе происходили бурные перемены в экономической, общественной и религиозной сферах жизни, что не могло не повлечь за собой перемен в искусстве. Во всякое время перемен человек пытается заново переосмыслить окружающий мир, идет мучительный процесс «переоценки всех ценностей», пользуясь крылатым выражением Ф. Ницше.
Эти искания прежде всего и выразительнее всего проявляются в творчестве людей искусства, которые, как тончайшие камертоны, входят в резонанс с зыбким окружающим миром и вплетают симфонию чувств в свои произведения.
Так, в средние века средоточием подобных перемен стали Италия, Германия, Нидерланды и Франция. Целью работы станет рассмотрение особеностей ренессанса стран Северного Возрождения, а так же самых выдающихся представителей живописи этого периода и их работ.
Главное
событие в духовной и политической
жизни Европы 16-17 вв. — Реформация
— оказало всеобъемлющее
Начало Реформации связывают с выступлением Мартина Лютера 31 октября 1517 года против торговли папскими индульгенциями. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией и институтом духовенства, отвергали каконы католического богослужения, не признавали права церкви на земельные богатства. Традиционно выделяют три основных направления Реформации: бюргерское (Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли); плебейское, соединявшее требование упразднения католической церкви с борьбой за установление равенства (Томас Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся расширить свое политическое значение за счет церковных владений. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии 1524-1526 годов, Нидерландская и Английская революции. В Реформации лежат истоки протестантизма (в узком смысле реформация — преобразование христианства в протестантском духе).
Северное
Возрождение — чисто условное,
но общепринятое понятие для искусства
стран Европы к северу от Альп (главным
образом, Германии, Нидерландов, Франции)
в период, соответствующий итальянскому
Высокому Возрождению (ок. 1500-1550-х гг.).
В развитии искусства этих стран
нет синхронности, как нет и
единства в эволюции разных видов
искусства (архитектуры, живописи, скульптуры
и декоративно-прикладного
В
отличие от итальянского Возрождения,
для Северного Возрождения
Искусство
стран Северного Возрождения
генетически связано с готикой,
национальной традицией. Истоки его
некоторые специалисты возводят
к середине 14 в., когда при блестящем
дворе герцогов Бургундских творили
выдающиеся мастера (братья Лимбург, Х.
Мемлинг и др.), в чьем творчестве
уже заметен поиск
Нидерландская
школа живописи 15 в. отмечена пристальным
вниманием к деталям, пониманием
ценности каждого явления, общим
ощущением одухотворенности, разлитым
в воздухе (Ян ван Эйк, Рогир ван
дер Вейден; некоторые мастера
этой школы работали при бургундском
дворе). Творчество крупнейшего нидерландского
художника этого периода
В Германии, где происходили основные сражения времен Реформации, искусство 16 в. отмечено острым ощущением современности, нередко социальной направленностью. Альбрехт Дюрер, Грюневальд, Лукас Кранах, Ганс Гольбейн воплотили в своих работах специфически немецкий тип религиозности. Гольбейн много работал в Англии (он был придворным портретистом), где оказал влияние на местную художественную школу.
Во Франции работали крупнейшие итальянские мастера, там сложилась и своя школа. Искусство 15 в. отмечено здесь тонкой поэтичностью, вниманием к деталям, стремлением к иллюзорной передаче пространства (Жан Фуке). В 16 в. искусство французского Возрождения достигает расцвета в портретах Жана Клуэ Младшего, Корнеля де Лиона.
Немецкое Возрождение стало завершением духовного (лютеранская реформа) и социального (возвышение крестьянства) кризиса, который длился полвека и сильно изменил средневековую Германию. С творчеством трех художников — Грюневальда (между 1470 и 1475—1528), Дюрера (1471—1528) иГольбейна Младшего (1497 или 1498—1543) — связан «золотой век» немецкой живописи. Не обладая цельностью итальянского Ренессанса, немецкое Возрождение развивалось в хронологически короткий период и не имело своего логического продолжения.
Выдающимся
представителем Возрождения в Германии,
творчество которого определяло немецкое
искусство в течение
Его разносторонняя деятельность стала одним из воплощений «титанизма» Возрождения. Он — единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Ренессанса. Пору расцвета искусства немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера».
Современниками Дюрера были крупные мастера живописи Ганс Гольбейн Младший, Грюневальд и Лукас Кранах Старший (1472—1553).
Точным, четким по характеристике портретам (живопись и рисунок) Гольбейна Младшего, его картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монументальная цельность композиции («Мертвый Христос во гробу», 1521 (прил. 1). Грюневальд, жизнь которого еще мало изучена, представляет другое направление немецкого Возрождения: чувства для него господствуют над разумом, a субъективность — над объективным анализом. Гений художника воплотился в главном произведении — «Изенгеймском алтаре» (1512—1515), где мистические образы соседствуют с гуманистическими, просветленными. Его творчество, связанное с идеологией народных низов и ересями, исполнено драматической силы, напряжения, динамизма.
Среди талантливых творцов немецкого Возрождения почетное место занимает портретист Лукас Кранах Старший, придворный художник Фридриха Мудрого и друг М. Лютера, благодаря деятельности которого особое развитие получил пейзаж. Он положил начало школе пейзажа, известной под названием Дунайской школы.
Начиная
с XV века, Нидерланды становятся крупным
центром европейской культуры. В
те времена именем «Нидерланды», которое
сегодня является неофициальным
названием Голландии, обозначались
северо-восточная часть
Ренессанс
представлен в Нидерландах
Первым
стоит назвать величайшего