Живопись северного возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 04:34, курсовая работа

Описание

В средние века в Европе происходили бурные перемены в экономической, общественной и религиозной сферах жизни, что не могло не повлечь за собой перемен в искусстве. Во всякое время перемен человек пытается заново переосмыслить окружающий мир, идет мучительный процесс «переоценки всех ценностей», пользуясь крылатым выражением Ф. Ницше.

Содержание

Введение …………………………………………………………….….. …….3

1. Социально-экономические условия и основные особенности живописи стран Северного Возрождения …………………………………….…..….….4

2. Наиболее выдающиеся представители и образцы живописи Северного Возрождения.……………………………………….….….…….…….…….…7

2.1. Германия……………………………………..….…….…….…….………7

2.2. Нидерланды……………………………………..….…….…….…………9

2.3. Франция……………………………………..….…….…….…….………13

2.4. Швейцария……………………………………..….…….…….…....……14

Заключение …………………………………………………………….....…17

Список использованной литературы …………………………………....…18

Приложение …………………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

северное возр.docx

— 1.89 Мб (Скачать документ)

       С именем Ван Эйка связывается выдающееся новшество в европейском искусстве  — распространение живописи маслом (до этого преобладала темпера). Его  именуют одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи, у которого портрет превратился  в самостоятельный жанр. Тщательная передача внешнего подчинена раскрытию внутренних особенностей характера человека. Всемирно известный «Портрет четы Арнольфини» (1434) (прил. 3) считается первой жанровой картиной в нидерландской живописи и первым парным портретом в европейском искусстве.

       Иное  художественное явление представляет великий нидерландский живописец  Босх.  Ему удалось объединить средневековую фантастику, фольклорные, сатирические и нравоучительные тенденции. Все творчество художника пронизывает одна тема: борьба добра и зла, божественных и адских сил. Ранняя картина Босха «Корабль дураков» (прил. 4) несет иносказательный смысл: по житейскому морю плывет корабль, которым никто не управляет. Все, кто на нем находятся — монахи, горожане, крестьяне,— предаются разгулу. Каждая фигура намекает на какой-нибудь порок: невоздержанность, обжорство, пьянство, тщеславие.. Столь же аллегорическим является триптих «Воз сена» (прил. 5), где в традиционное изображение сцен Страшного Суда включены фольклорные элементы: сено олицетворяет жизненные блага, предмет человеческих вожделений и раздоров, собака, нападающая на бродягу,— символ зависти. Центральная часть триптиха посвящена судьбе человечества. Дьявольская нечисть медленно тащит в ад огромный воз сена. Вслед за ним в ад движутся император и короли, духовенство и дворяне, богатые бюргеры и бедняки.

       XVII век стал золотым для нидерландской  живописи . Профессия художника была  одной из самых популярных; картины  приобретали не только богатые  меценаты, но и бюргеры, ремесленники  и даже зажиточные крестьяне.  Всего за полвека в Нидерландах  появилось много действительно  выдающихся мастеров , их насчитывались  десятки. В историю мировой  живописи вошли имена Рубенса,  Ван Дейка, Халса, Рембрандта, Вермера, Иорданса.

       Великий фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко Рубенс проявил себя еще  и как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный  деятель и дипломат. По таланту  и многогранности дарования, глубине  знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу самых  блестящих фигур европейской  культуры XVII века.

       Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск  колорита неотделимы в искусстве  Рубенса от чувственной красоты  образов, смелых реалистических наблюдений. Колорит его полотен строится на контрасте тонов обнаженного  тела с яркими одеяниями и благородным, сдержанным фоном.

       Благодаря помощникам из своей мастерской (а  здесь трудились не безвестные поделыцики, а такие крупные мастера, как  А. Ван Дейк, Я. Иордане, Ф. Снейдерс), он создал огромное количество картин на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие с креста», 1611—1614 (прил. 6), «Персей и Андромеда», 1620—1621), историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», 1622—1625), великолепные пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение с полей», 1635—1640 (прил. 7)), многочисленные портреты европейских коронованных особ, встреченных художником во время его путешествий и дипломатических миссий (в европейских столицах он получал не только новые заказы, но и дворянские титулы, в частности от Филиппа V Испанского и Карла I Английского). Рубенс считается одним из самых плодовитных художников в истории живописи.

       Ван Дейк (1599—1641), ученик Рубенса, стал одним  из создателей парадного аристократического портрета XVII века. Ван Дейк создал огромное количество портретов и картин на религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихся повышенным спросом  у церковных и светских заказчиков. Персонажи его парадных портретов отличаются внутренним благородством и аристократической утонченностью и вместе с тем живой характерностью. В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образ художника — баловня судьбы. Ван Дейк тяготел к роскоши, к королевским дворам, к жизни аристократов и незадолго до смерти благодаря браку с молодой фрейлиной королевы Ван Дейк входит в ряды английской аристократии

       Рембрандт — величайший художник голландского барокко, один из величайших художников всех времен и народов. Врожденное стремление к психологизму, исключительная виртуозность техники письма, сразу же поразившая современников, и, наконец, экспрессивность  и тяготение к реалистичности склонили Рембрандта к исторической живописи. На его картинах появляются многочисленные «философы» и «медитирующие  апостолы» в полутемных интерьерах («Портрет ученого», «Апостол Павел» (прил. 8), «Св. Анастасий»). Однако излюбленным жанром стали непринужденные автопортреты и портреты стариков и старух с выразительными морщинистыми лицами, моделями для которых часто служили родственники и близкие художника.

       Творчество  Рембрандта очень обширно: он исполнил более 400 картин, а также 287 гравюр и  тысячи рисунков. Получили широкую  известность его индивидуальные и групповые портреты («Ночной  дозор» (прил. 9)), религиозные («Святое семейство», «Возвращение блудного сына») и исторические («Заговор Юлия Ци-вилиса») композиции.

       Вермер  вошел в историю искусства  как непревзойденный мастер бытового жанра. Его работы отличаются поэтическим  восприятием повседневной жизни, классической ясностью композиций («Девушка с письмом» (прил. 10), «Служанка с кувшином молока», «Кружевница»). Художник тщательно воспроизводит мельчайшие детали повседневного быта. Люди и вещи предстают в его картинах в естественном освещении, подчеркивающем их органическое единство. Опередившее время, искусство Вермера не было по достоинству оценено в XVII веке. Оно получило признание только у потомков в XIX—XX вв.

       Художественный  уровень, достигнутый голландцами  в эпоху Возрождения, они никогда  позже уже не смогли повторить. Их живопись XIX и XX вв. нельзя отнести к  числу мировых шедевров, которые  устанавливают художественную моду и служат образцом подражания для  других.

    1. Франция.

       Начало  французского Возрождения относится  к середине XV века. Ему предшествовал  процесс формирования французской  нации и образования национального  государства. На королевском престоле представитель новой династии —  Валуа. При Людовике XI завершилось  политическое объединение страны. Походы французских королей в Италию познакомили художников с достижениями итальянского искусства. Готические традиции и нидерландские тенденции в  искусстве вытесняются итальянским  Ренессансом. Французское Возрождение  носило характер придворной культуры, основы которой заложили короли-меценаты начиная с Карла V.

       Самым к рупным творцом Раннего Возрождения  считается придворный живописец  Карла VII и Людовика XI Жан Фуке (1420—1481). Его еще называют великим мастером французского Ренессанса. Он первым во Франции последовательно воплотил эстетические принципы итальянского кватроченто, предполагавшие в первую очередь  ясное, рациональное видение реального  мира и постижение природы вещей  через познание ее внутренних закономерностей. В 1475 году становится «живописцем короля». В этом качестве создает множество  парадных портретов, в том числе  Карла VII (прил. 11). Большую часть творческого наследия Фуке составляют миниатюры из часословов, в исполнении которых иногда принимала участие его мастерская. Фуке писал пейзажи, портреты, картины на исторические сюжеты. Фуке был единственным художником своего времени, обладавшим эпическим видением истории, чье величие соразмерно Библии и античности. В реалистической манере выполнены его миниатюры и книжные иллюстрации, в частности к изданию «Декамерона» Дж. Боккаччо.

       В начале XVI века Франция превращается в самое крупное абсолютистское государство Западной Европы. Центром  культурной жизни становится королевский  двор, а первыми ценителями и знатоками  прекрасного — приближенные и  королевская свита. При Франциске I, поклоннике великого Леонардо да Винчи, итальянское искусство становится официальной модой. Итальянские  маньеристы Россо и Приматиччо, приглашенные Маргаритой Наваррской, сестрой Франциска I, основывают в 1530 году школу Фонтенбло. Этим термином принято называть направление  во французской живописи, возникшее  в XVI веке в замке Фонтенбло. Кроме  того, его применяют по отношению  к произведениям на мифологические сюжеты, подчас сладострастные, и к  запутанным аллегориям, созданным неизвестными художниками и восходящими также  к маньеризму. Школа Фонтенбло  прославилась созданием величественных декоративных росписей ансамблей замка. Искусство школы Фонтенбло, наряду с парижским искусством начала XVII века, сыграло переходную роль в  истории французской живописи: в  нем можно обнаружить первые симптомы как классицизма, так и барокко.

    1. Швейцария.

       Главные достижения швейцарского изобразительного искусства эпохи Возрождения были связаны, как и в Германии, с первой третью XVI в.

       Одним из самых талантливых художников первых десятилетий XVI в. был Урс  Граф (1485—1527 или 1528). Он вел бурную жизнь, нанимался ландскнехтом в войска, сражавшиеся в Италии и Франции. В своих темпераментных, полных динамики рисунках, нередко служивших также  для изготовления гравюр, он создал навеянные натурой, но не чуждые и  фантазии образы воинов-наемников, куртизанок, крестьянских пар, сцен лагерной жизни(Швейцарские  наёмники и проститутка, Дикая охота (прил. 10)). Обращался он и к аллегориям, библейским темам, декоративным мотивам.

       Большую роль пейзаж играл в творчестве третьего видного швейцарского мастера этого  времени, Ганса Лея Младшего (ок. 1490—1531). Он также не раз участвовал в качестве наемника в военных  походах. Лей писал картины на батальные и мифологические сюжеты (Орфей и звери, Битва св. Георгия  с драконом), но лучшими его созданиями стали пейзажи — зарисовки  с натуры, фоны картин, фантастические ландшафтные образы, сплавленные  из живых наблюдений. Он умел глубоко  раскрыть поэзию жизни природы и  любовь к ней.

       Самым крупным художником, работавшим в  Швейцарии в XVI в. был Ганс Гольбейн Младший (1497/1498—1543). Гольбейн принадлежал  к иному поколению мастеров, чем  Дюрер, и сумел придать завершенную  форму новому ренессансному стилю, который Дюрер вырабатывал так  трудно и напряженно.

       Гольбейн  был разносторонним художником: он создавал монументально-декоративные работы, расписывая фасады домов в  Люцерне и Базеле, большой зал  базельской ратуши, а позже —  «Стальной двор» немецких купцов в Лондоне, и он же виртуозно выполнил изящные, полные иронии и юмора рисунки  на полях изданий «Похвалы Глупости»  Эразма Роттердамского, серию гравюр «Пляски смерти», рисунки для  гравюр книжного оформления и для  изделий прикладного искусства. Он в равной мере владел искусством живописи и графики, был создателем алтарных образов, картин, панно, но главную славу ему принесли портреты — парадные, интимные, групповые, детские, портреты придворной знати, купцов и других горожан, иностранных послов, гуманистов, с которыми он дружил — Эразма, Томаса Мора, Бонифация Амербаха. Гольбейн был мастером глубоких и объективных характеристик людей, он умел без идеализации раскрывать неповторимо индивидуальное своеобразие личности. Самый «ренессансный» из художников немецкоязычного региона, он стоял в нем особняком, так как его образы, как правило, были лишены драматизма, широко распространенного в искусстве Германии и Швейцарии, и в меньшей мере связаны с готическими традициями, чем у его современников.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

 

       Итак, Возрождение, или Ренессанс - эпоха  в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства  и науки. Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения  общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В  искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными  и творческими возможностями. Искусство  Возрождения заложило основы европейской  культуры Нового времени, кардинально  изменило все основные виды искусства.

       Живопись  обогатилась линейной и воздушной  перспективой, знанием анатомии и  пропорций человеческого тела. В  традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало  земное содержание. Усилился интерес  к античной мифологии, истории, бытовым  сценам, пейзажу, портрету. Наряду с  монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место  в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности.

Информация о работе Живопись северного возрождения