Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 04:34, курсовая работа
В средние века в Европе происходили бурные перемены в экономической, общественной и религиозной сферах жизни, что не могло не повлечь за собой перемен в искусстве. Во всякое время перемен человек пытается заново переосмыслить окружающий мир, идет мучительный процесс «переоценки всех ценностей», пользуясь крылатым выражением Ф. Ницше.
Введение …………………………………………………………….….. …….3
1. Социально-экономические условия и основные особенности живописи стран Северного Возрождения …………………………………….…..….….4
2. Наиболее выдающиеся представители и образцы живописи Северного Возрождения.……………………………………….….….…….…….…….…7
2.1. Германия……………………………………..….…….…….…….………7
2.2. Нидерланды……………………………………..….…….…….…………9
2.3. Франция……………………………………..….…….…….…….………13
2.4. Швейцария……………………………………..….…….…….…....……14
Заключение …………………………………………………………….....…17
Список использованной литературы …………………………………....…18
Приложение …………………………………………………………………20
С
именем Ван Эйка связывается выдающееся
новшество в европейском
Иное
художественное явление представляет
великий нидерландский
XVII
век стал золотым для
Великий
фламандский живописец, рисовальщик,
глава фламандской школы
Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Колорит его полотен строится на контрасте тонов обнаженного тела с яркими одеяниями и благородным, сдержанным фоном.
Благодаря помощникам из своей мастерской (а здесь трудились не безвестные поделыцики, а такие крупные мастера, как А. Ван Дейк, Я. Иордане, Ф. Снейдерс), он создал огромное количество картин на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие с креста», 1611—1614 (прил. 6), «Персей и Андромеда», 1620—1621), историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», 1622—1625), великолепные пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение с полей», 1635—1640 (прил. 7)), многочисленные портреты европейских коронованных особ, встреченных художником во время его путешествий и дипломатических миссий (в европейских столицах он получал не только новые заказы, но и дворянские титулы, в частности от Филиппа V Испанского и Карла I Английского). Рубенс считается одним из самых плодовитных художников в истории живописи.
Ван Дейк (1599—1641), ученик Рубенса, стал одним из создателей парадного аристократического портрета XVII века. Ван Дейк создал огромное количество портретов и картин на религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихся повышенным спросом у церковных и светских заказчиков. Персонажи его парадных портретов отличаются внутренним благородством и аристократической утонченностью и вместе с тем живой характерностью. В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образ художника — баловня судьбы. Ван Дейк тяготел к роскоши, к королевским дворам, к жизни аристократов и незадолго до смерти благодаря браку с молодой фрейлиной королевы Ван Дейк входит в ряды английской аристократии
Рембрандт — величайший художник голландского барокко, один из величайших художников всех времен и народов. Врожденное стремление к психологизму, исключительная виртуозность техники письма, сразу же поразившая современников, и, наконец, экспрессивность и тяготение к реалистичности склонили Рембрандта к исторической живописи. На его картинах появляются многочисленные «философы» и «медитирующие апостолы» в полутемных интерьерах («Портрет ученого», «Апостол Павел» (прил. 8), «Св. Анастасий»). Однако излюбленным жанром стали непринужденные автопортреты и портреты стариков и старух с выразительными морщинистыми лицами, моделями для которых часто служили родственники и близкие художника.
Творчество Рембрандта очень обширно: он исполнил более 400 картин, а также 287 гравюр и тысячи рисунков. Получили широкую известность его индивидуальные и групповые портреты («Ночной дозор» (прил. 9)), религиозные («Святое семейство», «Возвращение блудного сына») и исторические («Заговор Юлия Ци-вилиса») композиции.
Вермер вошел в историю искусства как непревзойденный мастер бытового жанра. Его работы отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, классической ясностью композиций («Девушка с письмом» (прил. 10), «Служанка с кувшином молока», «Кружевница»). Художник тщательно воспроизводит мельчайшие детали повседневного быта. Люди и вещи предстают в его картинах в естественном освещении, подчеркивающем их органическое единство. Опередившее время, искусство Вермера не было по достоинству оценено в XVII веке. Оно получило признание только у потомков в XIX—XX вв.
Художественный уровень, достигнутый голландцами в эпоху Возрождения, они никогда позже уже не смогли повторить. Их живопись XIX и XX вв. нельзя отнести к числу мировых шедевров, которые устанавливают художественную моду и служат образцом подражания для других.
Начало
французского Возрождения относится
к середине XV века. Ему предшествовал
процесс формирования французской
нации и образования
Самым
к рупным творцом Раннего Возрождения
считается придворный живописец
Карла VII и Людовика XI Жан Фуке (1420—1481).
Его еще называют великим мастером
французского Ренессанса. Он первым во
Франции последовательно
В
начале XVI века Франция превращается
в самое крупное абсолютистское
государство Западной Европы. Центром
культурной жизни становится королевский
двор, а первыми ценителями и знатоками
прекрасного — приближенные и
королевская свита. При Франциске
I, поклоннике великого Леонардо да Винчи,
итальянское искусство
Главные достижения швейцарского изобразительного искусства эпохи Возрождения были связаны, как и в Германии, с первой третью XVI в.
Одним из самых талантливых художников первых десятилетий XVI в. был Урс Граф (1485—1527 или 1528). Он вел бурную жизнь, нанимался ландскнехтом в войска, сражавшиеся в Италии и Франции. В своих темпераментных, полных динамики рисунках, нередко служивших также для изготовления гравюр, он создал навеянные натурой, но не чуждые и фантазии образы воинов-наемников, куртизанок, крестьянских пар, сцен лагерной жизни(Швейцарские наёмники и проститутка, Дикая охота (прил. 10)). Обращался он и к аллегориям, библейским темам, декоративным мотивам.
Большую роль пейзаж играл в творчестве третьего видного швейцарского мастера этого времени, Ганса Лея Младшего (ок. 1490—1531). Он также не раз участвовал в качестве наемника в военных походах. Лей писал картины на батальные и мифологические сюжеты (Орфей и звери, Битва св. Георгия с драконом), но лучшими его созданиями стали пейзажи — зарисовки с натуры, фоны картин, фантастические ландшафтные образы, сплавленные из живых наблюдений. Он умел глубоко раскрыть поэзию жизни природы и любовь к ней.
Самым крупным художником, работавшим в Швейцарии в XVI в. был Ганс Гольбейн Младший (1497/1498—1543). Гольбейн принадлежал к иному поколению мастеров, чем Дюрер, и сумел придать завершенную форму новому ренессансному стилю, который Дюрер вырабатывал так трудно и напряженно.
Гольбейн был разносторонним художником: он создавал монументально-декоративные работы, расписывая фасады домов в Люцерне и Базеле, большой зал базельской ратуши, а позже — «Стальной двор» немецких купцов в Лондоне, и он же виртуозно выполнил изящные, полные иронии и юмора рисунки на полях изданий «Похвалы Глупости» Эразма Роттердамского, серию гравюр «Пляски смерти», рисунки для гравюр книжного оформления и для изделий прикладного искусства. Он в равной мере владел искусством живописи и графики, был создателем алтарных образов, картин, панно, но главную славу ему принесли портреты — парадные, интимные, групповые, детские, портреты придворной знати, купцов и других горожан, иностранных послов, гуманистов, с которыми он дружил — Эразма, Томаса Мора, Бонифация Амербаха. Гольбейн был мастером глубоких и объективных характеристик людей, он умел без идеализации раскрывать неповторимо индивидуальное своеобразие личности. Самый «ренессансный» из художников немецкоязычного региона, он стоял в нем особняком, так как его образы, как правило, были лишены драматизма, широко распространенного в искусстве Германии и Швейцарии, и в меньшей мере связаны с готическими традициями, чем у его современников.
Заключение.
Итак, Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки. Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства.
Живопись
обогатилась линейной и воздушной
перспективой, знанием анатомии и
пропорций человеческого тела. В
традиционную религиозную тематику
произведений искусства проникало
земное содержание. Усилился интерес
к античной мифологии, истории, бытовым
сценам, пейзажу, портрету. Наряду с
монументальными настенными росписями,
украшающими архитектурные